С 12 по 14 декабря в Тимирязев центре прошёл фестиваль Comic Con Игромир — одно из главных поп-культурных мероприятий уходящего года. Хедлайнером стал Эсад Рибич, топовый художник комиксов Marvel, который работал над сериями «Локи», «Серебряный Сёрфер: Реквием», «Тор: бог грома», «Современные Люди Икс», «Чужие против Мстителей» и другими. Нам удалось немного поболтать с Эсадом о создании комиксов и обложек для них, фильмах Marvel и его отношении к экранизациям.
— Два грядущих кроссовера «Мстителей» будут основаны на «Секретных войнах». Что вы ждёте от столкновения вселенных на большом экране?
— Если честно, ничего. Проблема вот в чём: фильмы Marvel сейчас какие-то непоследовательные. Не такие классные, как раньше. Хотя над ними и работают братья Руссо, которые сняли крутых предыдущих «Мстителей». Суть в том, что прошлые ленты стояли на крепком фундаменте, который им обеспечили другие проекты и создатели. А в этот раз такого нет. Теоретически всё ещё можно исправить, сделать хорошо, но после недавних фильмов Marvel я особо ничего не жду.
— А что вы думаете о последнем фильме о Торе? В ленте «Тор: Любовь и Гром» буквально воссозданы некоторые страницы из вашего комикса «Тор: бог грома».
— Я его возненавидел. По-моему, это худший фильм о Торе, причём не на данный момент, а в принципе.



— Печально. А почему, на ваш взгляд?
— Печально? Да нет, вообще не печально. Мы сделали комикс, в котором сказано всё, что мы хотели. И когда кто-то хочет узнать, что мы пытались донести, он может прочитать его. Фильм лишь частично на нашей работе основан. И дело не только в этом. Персонажей так сильно поменяли, что возникает вопрос: можно ли назвать это хоть как-то связанным с тем, что делали мы?
Вот, например, злодей. Да, его всё еще зовут Горр, но он совсем другой. Однако это меня не напрягает. Люди спрашивают: «Ну что скажешь о Кристиане Бейле в роли Горра без маски, без попытки повторить образ из комиксов?» А я отвечаю: «Для меня это не проблема».
В комиксах ты всё утрируешь, чтобы вызвать у читателя сильную эмоцию. В кино это делает актёр — и не нужно копировать дословно. Часто, когда они пытаются слепо повторить комикс, я думаю: «Зачем? Можно было проще сделать». Проблема — это сам фильм. Он ужасен. Парень, который его снял и написал… он же делал и предыдущий, но тогда сценарий создавал другой человек, поэтому и было лучше. А тут он сам решил, и всё стало плохо.


— В последние годы Marvel и DC много внимания уделяют альтернативным вселенным: Ultimate у Marvel, Absolute у DC. Как вам всё это?
— Как и всё остальное — это просто возможность сделать что-то новое. Если есть шанс попробовать, то почему бы и нет. Получается ли в итоге что-то лучше прежнего или хотя бы на том же уровне, зависит от целой кучи людей и факторов.
— Вы что-нибудь читали из этой вселенной?
— Нет, я перестал читать комиксы много лет назад. В какой-то момент, когда рисуешь их профессионально, вырабатывается аналитическое мышление — постоянно решаешь задачи, исправляешь проблемы. Потом я заметил, что когда беру чужой комикс просто почитать, то уже автоматически ищу ошибки. Со временем я осознал, что просто не могу больше получать от комиксов удовольствие. Так что перестал их читать.



— Вы часто рисуете обложки к комиксам. Что, на ваш взгляд, самое сложное в создании действительно крутой обложки?
— Самое сложное — время. Если я делаю обложку со сложной композицией, но у меня достаточно времени, то это не проблема. Но если в запасе всего два дня, то это уже вызов. Да, есть вещи, которые проще или сложнее рисовать, но я скорее оцениваю их по тому, сколько они займут времени.
Хотя, если честно, чем сложнее, тем интереснее. Я бы не сказал «труднее», скорее «более увлекательно». Просто после десятилетий работы я уже нарисовал тысячи одинаковых поз, всё начинает надоедать — рутина.
— Недавно вы рисовали кроссовер «Мстители против Чужих». С какими ещё героями поп-культуры вам хотелось бы поработать, столкнуть их друг с другом?
— Знаете, у меня вообще нет предпочтений в этом плане. Меня постоянно спрашивают: «Какого персонажа Marvel вы хотели бы рисовать?» А я отвечаю: «Да мне все равно». Персонажи — это инструмент. Как молоток. Нужен молоток, чтобы забить гвоздь, поэтому я беру подходящий и работаю.


У меня в карьере было так, что писатель рассказывал мне историю и говорил: «Вот это будет главный герой». А я отвечал: «Не уверен, что этот инструмент подходит. Может, стоит взять другого персонажа? Он лучше ляжет в историю». Так я это и вижу.
Есть персонажи, которых мне просто интереснее рисовать визуально, но это не значит, что я хочу делать целый комикс про них. Потому что к 50-й странице уже всё надоедает, как бы их ни любил.
То же самое с франшизами. Мне нравятся первые два фильма «Чужой», но фанатом я себя не назову. Для меня важна история. И вот Джонатан Хикман придумал действительно классную. Первоначальный план вообще был сделать sci-fi историю далёкого будущего без всяких Чужих. А потом в Marvel сказали: «Disney купил 20th Century Fox, у которых права на "Чужих", надо это использовать». Я сразу расстроился. Подумал: «Ну всё, сейчас угробят историю!». Но Хикман вписал Чужих так, что, честно, получилось даже лучше. Так что в итоге я остался очень-очень доволен.


— Как человек, который много лет работает в индустрии, скажите: какие тренды в производстве комиксов вы видели уже много раз? Те, что постоянно возвращаются.
— Тренды? Ну, если честно, я мало что знаю о них. Я работаю дома, смотрю только то, что мне интересно. Если вижу то, что мне не нравится — это обычно и есть модные штуки. Так что не особо в курсе, что сейчас считается трендом.
Ну вот в DC все говорят про их альтернативную вселенную, но смотреть надо лишь на то, насколько это долговечно. Часто бывает так, что издатель запускает новую линейку: первый год всё отлично, а потом всё «сдувается».
Многое строится на маркетинге. С Ultimate-вселенной Marvel было так же: там были отличные серии, были и откровенно слабые, но хороших было достаточно, чтобы линейка держалась. Сможет ли DC сделать так же? Может да, а может нет — я не знаю.

