Польская студия Techland дала жизнь франшизе Dying Light в 2015 году. Тогда игры о зомби ещё не успели осесть на подкорке, а элементы паркура от первого лица (низкий поклон Mirror’s Edge) в тайтле о ходячих мертвяках оказались в новинку. Как итог — больше 20 миллионов проданных копий и верная фанбаза, с интересом наблюдающая, куда авторы заведут серию. В 2022-м вышла Dying Light 2: Stay Human, а 18 сентября состоялся релиз Dying Light: The Beast, которую фанаты уже называют «настоящим продолжением» оригинала. Так ли это на самом деле? Рассказываем в обзоре.
Dying Light ещё во время разработки казалась идейным ребёнком Dead Island — франшиза, в которой игрок брал одного из предложенных героев и крошил толпы мертвецов, попутно выполняя задания. Звучит знакомо? Так посчитала и студия Techland, поэтому в своей новой IP в первую очередь решила заменить яркий курортный остров на грязные трущобы Харрана. Вдобавок к этому, вместо нескольких персонажей игра предлагает одного, но куда более проработанного, а ещё — увлекательный паркур, позволяющий весело прыгать и убегать от заражённых.
Задумка авторов удалась, ведь мы получили целую зомби-франшизу, которая, несмотря на усталость людей от темы с ходячими мертвецами, смогла привлечь большую аудиторию. Удачным решением студии было и то, что в The Beast она решила продолжить историю первой Dying Light, а не уводить сюжет в сторону, как было со второй частью.

Жертва экспериментов
События Dying Light: The Beast разворачиваются после сиквела. На счастье фанатов, которые полюбили протагониста оригинала Кайла Крейна (в том числе за харизму и эмоциональность), за него снова дают играть! Герой со времён первой части заражён вирусом, но при этом он не превращается в зомби, а усиливает себя и получает сверхчеловеческие способности вроде прыжков на огромные расстояния и возможности разрывать врагов голыми руками. После того, как заражение обострилось, Крейн покинул Харран, боясь нанести вред людям. Через несколько месяцев скитаний, он привлёк внимание Барона — местного учёного, который отлавливает экземпляры наподобие Кайла и ставит над ними эксперименты в надежде выявить идеальный рецепт симбиоза человеческого организма и вируса.
Спустя 13 лет жестоких пыток Кайлу удаётся сбежать из лаборатории Барона. Правда, лишь с помощью незнакомки Оливии, которой герой решил сразу полностью довериться, ведь хуже уже быть не может, верно? Крейн выбирается на волю, приходит в себя, знакомится с новыми людьми, которые тоже ненавидят Барона, и ставит перед собой единственную цель — отомстить злодею за все мучения. Кайл становится буквально одержим учёным, но протагониста можно понять. Столько лет провести в плену и не возненавидеть своего мучителя — задача крайне трудная.


Историю не назвать оригинальной. По большей части, это банальный сюжет о мести: тут и отважный герой, готовый пойти на всё ради своей миссии, и типичный злодей, мечтающий захватить мир с помощью языка силы. Но на удивление наблюдать за развитием событий весьма интересно. Отчасти благодаря Кайлу, который эмоционально общается с персонажами и подкалывает почти каждого встречного, а отчасти — благодаря живым, не пафосным диалогам героев, пытающихся выжить и сохранить в себе человечность. Пару раз повествование круто поворачивает в разные стороны и удивляет: игра ярко демонстрирует, на что готовы пойти люди ради собственной выгоды.
По ощущениям, сюжет The Beast останется в памяти надолго, хотя с Dying Light 2 такого чуда не произошло. Проблема второй части в том, что Techland зачем-то сместила акцент с человеческих историй и раскрытия героев (тем самым убив трагизм) на войны группировок за ресурсы и территории. Сценаристы по какой-то причине посчитали, что масштабные события будут интереснее индивидуальной проработки персонажей. К сожалению, они просчитались. Зато в новой Dying Light вернулись в строй!
Человеческие слабости
В качестве сравнения можно взять второстепенные задания, которые, к слову, были отличными в первой части, но во второй просели до банальных активностей в духе «принеси-подай» и «сходи-убей». В The Beast нам показывают искалеченные судьбы людей, которые пытаются найти радость в мире, порабощённом мертвецами. К примеру, в одном из сайд-квестов брат и сестра просят Кайла сходить на так называемый «райский остров», чтобы проверить, можно ли им туда вернуться. Почему они его покинули? Как на клочке земли, со всех сторон окружённом водой, появились заражённые? После разбирательства станет ясно, что тут не всё так просто, а парочка явно что-то умолчала.


Или дополнительный сюжет, о парне Илае, ненавидящем своего отца. Мужчину давно не видели, к тому же у него деменция, поэтому шансы, что его давно съели, крайне велики. Однако несмотря на дурное отношение к родителю, юноша всё равно просит Крейна о помощи, ведь не может просто забить на ситуацию и бросить своего старика умирать. Как бы странно ни звучало, он всё ещё уважает отца (этот квест просто въелся мне в память). Подобными историями пестрит вся игра, и это как раз то, чего сильно не хватало во второй Dying Light.

Ещё одна важная деталь, в которой сиквел проигрывает The Beast — атмосфера. Первую часть многие полюбили за мрачный и немного депрессивный антураж с преобладанием желтоватой палитры, которая подчёркивала бедность Харрана и тлен местного быта. В такой обстановке хотелось находиться до конца игры. Продолжение утратило эту деталь, сместив акцент на яркие цвета, а ощущение безвыходности и «тяжести» улетучилось само собой. Даже заражённые во второй части не были такими пугающими, как в оригинале, где ты ощущал себя крутым Рэмбо, а не обычным помощником нуждающимся.


В The Beast с атмосферой полный порядок! Из первой части сюда перекочевал не только главный герой, но и антураж: зомби стали опаснее и страшнее (в том числе, по внешнему виду), больше нет ощущения, что можно завалить 30 мертвецов разом. Цветокор тоже больше взял от гнетущего оригинала, чем от яркого сиквела. Происходящее украшает отличный ностальгический саундтрек, который соткали из сэмплов и минуса заглавной темы первой части. Где-то мелодию ускорили, где-то сделали звонче, но так или иначе знакомые мотивы легко угадываются. Местами музыка даже напоминает ключевую композицию из фильма «28 дней спустя». До мурашек, конечно, не пробирает, но эффект отличный.

По головам мертвецов
Что главное в игре о зомби и паркуре? Драки и прыжки! Они, как и всегда, не подвели. Кайл почти так же быстро и ловко карабкается по зданиям, цепляется за крыши и хватается за трубы, убегая от заражённых или просто передвигаясь с место на место. Заниматься паркуром в The Beast одно удовольствие: анимации прыжков, кувырков, подтягиваний, раскачиваний и прочих неотъемлемых элементов сделаны на высшем уровне. При этом протагонист фыркает, кряхтит и мычит, показывая, что он уже слишком стар для всего этого. Кстати, в новой части студия отказалась от полоски расхода выносливости во время акробатических действий героя, то есть бегать и прыгать можно бесконечно (драться, конечно же, нет).


Разработчики внедрили эту систему ещё в Dying Light 2, поэтому не обошлись без неё и в The Beast, объясняя решение желанием предоставить игрокам больше свободы во время перемещения. Чтобы заниматься паркуром можно было легко и увлекательно, не думая о том, хватит ли стамины на ещё один забег до безопасной точки. Такая возможность больше всего помогает во время напряжённых битв, когда аптечки кончились, выносливость на нуле из-за постоянного махания дубинкой, а врагов вокруг ещё много. Идеальный вариант — просто убежать.
Круто ли сделаны драки? Да! Чтобы выживать, нужно так или иначе убивать мертвецов, а это трудно делать голыми руками (хотя вполне возможно). Необходимо запастись оружием: его можно найти, купить или получить в награду за задания. Конечно, есть в новинке и огнестрел, притом дают его очень быстро. Но, поверьте, нет ничего приятнее, чем как следует вмазать молотком по черепу зомби и увидеть его осколки. Techland переплюнула себя и выкрутила реализм сражений на максимум: от ударов по определённым точкам остаются вмятины; если бить больше, отваливается кожа; продолжаешь колотить — дробятся или разрезаются кости, а ближе к нокауту покажутся внутренности и зубы.


Уничтожать мертвецов одного за другим очень приятно, поэтому лишний раз пробегая мимо закрытого ящика с ресурсами, который окружают враги, появляется дикое желание вступить с ними в бой. Хочется либо испытать новенькое оружие (заражённые, кстати, эффектно горят), либо послушать хруст костей и помочь персонажу выплеснуть всю злобу, накопившуюся из-за бесчеловечности Барона. Винтовка, пистолет, гранаты и прочая снаряга по большей части нужны для экономии времени, ведь ничто так быстро не позволит разобраться с 6-7 мертвецами, как старый-добрый коктейль Молотова.

Важный отличительный элемент The Beast — особые навыки Зверя, которые Кайл получил в ходе многолетней развивающейся мутации. Эти способности, как умения выживания и паркура, улучшаются в отдельном древе за очки. Но если баллы ловкости и силы можно получать во время прыжков и драк, то развивать навыки Зверя дают лишь в том случае, если удастся победить Химеру — одного из представителей самого сильного вида заражённых, которых нужно истреблять по сюжету. Кайл должен найти босса, сразиться с ним, а потом взять образцы крови и вколоть их, став ещё сильнее.


Улучшая «звериную часть» персонажа можно, к примеру, прыгать на большие расстояния, швырять камни, выдёргивая их из земли, и разрывать толпы врагов голыми руками. Интересно, что для использования способностей нужно заполнить особую шкалу, но на первых порах Крейн не контролирует силу. Поэтому по готовности она включается автоматически, даже в самый неподходящий момент. Потратив пару таких очков, появляется возможность научить героя держать мощь под контролём и после того, как шкала становится полной, выпускать Зверя уже по нажатию кнопок, когда это нужно.
Dying Light: The Beast ощущается как симбиоз идей из первой и второй частей: диалоговая система с вариантами ответа тут дружит с мрачной атмосферой оригинала, а увлекательные истории о людях стоят рядом со слабыми RPG-элементами сиквела (их явно добавили для разнообразия). До сих пор неясно, зачем искать сотню разных мачете, которые отличаются лишь небольшим процентом урона. В первой части, когда ты находил новое оружие, испытывал радость, поскольку другого такого (не считая труб и досок) просто не было. Зато здесь по ходу игры натыкаешься на несколько идентичных даже по урону винтовок, но с разными процентными соотношениями баффов. Судя по всему, Techland видит в подобном подходе будущее серии, но лучше бы студия лишний раз не изменяла отличные механики из оригинала.


Что в итоге
Если вам понравилась первая часть Dying Light, и вы немного расстроились после выхода второй, то обязательно стоит поиграть The Beast! Это прямое продолжение истории Кайла Крейна, которое вызывает те же яркие ощущения, что и оригинал. Сюжет неплохой, но без откровений. Следить за проблемами людей интересно, а сражаться и скакать повсюду — одно удовольствие.
Радует, что новая глава франшизы сильно смахивает именно на её основоположника, ведь Dying Light 2 получилась не такой точечной и близкой сердцу, как дебют. The Beast очень пытается (и удачно) быть игрой, за которую серию в принципе полюбили, но проекту немного мешают взятые из сиквела механики вроде ролевых элементов и бесполезных дополнительных вариантов в диалогах.
Ну и напоследок… Good Night, Good Luck!
