10 июня российская электропоп-артистка DRIADA выпустила клип на саундтрек из сериала «Трудные подростки» «Вечный Ночной». Его срежиссировал Дмитрий Литвинов, известный своими работами с Tommy Cash и Ириной Горбачевой, а автором идеи выступила сама DRIADA, она же отвечала и за монтаж. «Вечный Ночной» — это не первая работа артистки по созданию саундтрека, поэтому мы решили обсудить с ней не только премьеру, но и специфику подобной работы в принципе.
В начале пару слов о самой артистке. Настоящее имя DRIADA — Александра Гаврильчук. Она не только певица, но и саундпродюсерка, которая известна широкой публике с 2020 года, когда вышел её дебютный альбом «Оболочка». В своём творчестве она использует микс из современной электронной музыки с фольклорными элементами, что довольно востребовано в последнее время (взять хотя бы Алину Паш или Zventa Sventana). Её трек «Вечный Ночной» со второй пластинки «Край» несколько раз играл в третьем сезоне хита more.tv «Трудные Подростки». А за неполные два года музыка DRIADA звучала в «Танцах» на ТНТ, «Новых танцах» на том же канале, «Бумеранге», а ещё появится в Amore more, «13+» и наверняка где-нибудь ещё. Мы взяли у неё небольшое интервью, в котором обсудили её творчество, работу над клипом и специфику работы над саундтреками.
— Немного банальный вопрос, но сингл «Вечный Ночной» вышел в 2021-м, да и сезон уже давно все посмотрели. Почему ты выпускаешь клип только сейчас?
— Клип я снимала ещё летом 2021-го, до выхода трека и до того, как его взяли в сериал. Прошлым летом я поехала со съёмочной командой в Питер снимать сразу два клипа: на «Вечный Ночной» и на трек «Край». Я решила сначала выпускать «Край», так как эта песня должна была звучать в «Танцах на ТНТ». И вот, спустя несколько месяцев, пришло время для «Вечного Ночного». К тому же, это мой самый интересный клип, нужно было оставить его на десерт. Хорошая возможность дать песне второе дыхание.
— «Трудные подростки» сам по себе довольно стильный сериал, почему вы не использовали фрагменты сезона в видео? И как так вышло, что тебе самой пришлось заниматься монтажом?
— Я люблю монтировать чуть ли не больше, чем сам съёмочный процесс. Большое спасибо команде за то, что доверили мне эту работу. Я считаю, что лучше автора музыки никто не прочувствует, как его трек должен переплестись с картинкой в каждой детали и маленьком движении. Поэтому монтаж клипа был моей инициативой. Я делаю это уже не в первый раз, и постепенно у меня набирается портфолио режиссёра монтажа!
Что касается сериала, клип монтировался до моего сотрудничества с «Трудными подростками». Не знаю, повлияло бы наше сотрудничество на монтаж и сюжет, но сейчас мне очень нравится результат, и я не хотела бы ничего менять.
— Это не единственный твой трек для «Трудных подростков». Как твоя музыка попала в сериал?
— Мне написала прекрасная девушка Ольга Кузнецова, работавшая над музыкальным оформлением сериала. Мы сразу обсудили все детали, и спустя короткое время серия с моим треком была запущена в эфир. То же самое было и со вторым треком «Horrowod». Я счастлива участвовать в создании чего-то масштабного, во что люди вложили так много сил и любви.
Вообще этот процесс всегда очень быстрый — со мной связываются, и мы в короткий срок договариваемся, потому что я всегда рада поучаствовать в подобных проектах!
— А есть разница между музыкой для кино и саундом для шоу на ТВ или рекламы?
— Я заметила, что в моем случае в кино берут более запоминающиеся треки, вроде «Вечного Ночного», а не экспериментальные. В ТВ-шоу как будто включают более кинематографичные треки, как это парадоксально бы не звучало: «Край», «Травушка», «Lull Kill». Конечно, это зависит от каждого случая в отдельности. Я бы очень хотела поработать над полноформатным серьёзным фильмом, где были бы нужны виолончели, скрипки и утонченные перкуссии.
В целом, думаю, что разницы нет — всё зависит от жанра и сцены. Всему перечисленному можно противопоставить работу над музыкальным сопровождением для выставок. Мне однажды посчастливилось создать саунд-дизайн для инсталляции от команды Synticate в ЦСИ Марс — вот это был настоящий челлендж. Мне нужно было озвучить инопланетные организмы, которые хрустели, пели моим голосом и шептали. Все эти звуки должны были следовать за идущим по коридору, реагируя на датчики. Мне пришлось не только создать всё аудио, но и полностью настроить панораму — то есть имитировать движение звука за человеком, было классно.
— Не меняется ли подход к работе, когда приходит первый коммерческий запрос? В том смысле, что вот ты поняла формулу хита для телеэкранов и потом начинаешь применять это в дальнейшем во вред творчеству.
— Вопрос очень приятный, но я думаю, что формулу я всё ещё дорабатываю и у меня пока её нет. Подход тот же. Более того, я заметила, что мне намного проще писать трек для фильма, когда есть какая-то конкретная задача, запрос и дедлайн, чем когда я что-то пишу для себя лично и растягиваю это на неопределенный срок. Написание трека для сериала или фильма никак не сказывается на творческой составляющей и никак не обрезает мне крылья — я всегда смогу выразить себя и сделать это в своей эстетике. К тому же, это очень мотивирует и вдохновляет.
— В Amore more сыграет «До Начала Времён», а вот для «13+» ты написала вообще всё музыкальное сопровождение. Расскажи, пожалуйста, что нас ждёт и на что слушателям стоит обратить внимание?
— Я написала много инструментальных треков, так что там будет классная электроника. Электро, мидтемпо, синти. Я очень рада, что режиссёры открыты для подобных жанров. Также были включены мои лучшие синти треки, например, «Вены» и «В Моей Голове», плюс кое-какие новые интерпретации ранее вышедших песен. Кстати, сериал дал мне возможность доработать какие-то старые задумки.
Например, к одной сцене нужно было написать вестерн, и по счастливой случайности у меня был черновой проект, где я пробовала создать что-то подобное. Рада, что даже мой маленький набросок был доработан и стал частью чего-то интересного. Музыканты меня поймут! Но не буду вам раскрывать все подробности, скоро сами всё увидите.
— В своём творчестве ты замешиваешь этно в электронику. В последнее время это становится словно бы модно — во всяком случае широкий круг слушателей всё чаще стал обращать внимание на подобные проекты. Как тебе кажется, почему?
— С этникой нужно быть осторожным, очень легко сделать трек пошлым и безвкусным, что, на мой взгляд, и происходит в большинстве случаев в современной музыке. Я люблю добавлять фолк в некоторые треки, но важно знать меру и не уходить в это с головой.
Есть отдельная категория моих слушателей, которые любят именно эти песни, например, «Травушку» и «Криокапсулу». Я думаю, что фолк прекрасен сам по себе. С детства, когда я слушала народную музыку, она меня очень вдохновляла, будь то русская музыка, ирландская или скандинавская (и иногда грань очень размыта). Фолк вызывает бурю эмоций: от состояния уюта до эйфории, а когда он замешивается с электроникой, это, с одной стороны, способ воспринимать его в более привычной и понятной форме, а с другой — оксюморон, новый и необычный сам по себе.
Если честно, я не чувствую, что эта эклектика становится модной, для меня скорее наоборот. Когда я выпустила первый сингл «Травушка», подобных треков не было. В какой-то момент фолка и электроники стало слишком много в современной музыке, мне же хочется идти дальше и продолжать делать что-то новое.
— Можешь посоветовать, что слушать тем ребятам, которым нравится DRIADA?
— Я развиваю лейбл Routine и подписываю на нем молодых ребят, которые точно стоят внимания и могут понравиться моей аудитории. Raciya Bağdad, Yansyet, Meshes, Иилай, Lady Maru, THBX — очень талантливые электронные музыканты.
— DRIADA не единственный твой проект, а расскажи нам о других. Зачем тебе сайды и какой ты любишь больше всего?
— В 2014 я начала выпускать треки под именем Alexandra Pride, и я до сих пор развиваю этот проект. Под этим именем я пою песни и коллаборирую с зарубежными музыкантами, выпускаясь на иностранных лейблах. Недавно проект вышел на новый уровень — один из моих треков набрал 4 миллиона стримов в Spotify. Однако, для меня намного важнее DRIADA — этому проекту всего три года, и я полностью его делаю сама без чьего-либо участия. Даже к коллаборациям я отношусь очень осторожно и не спешу делать совместные работы.
Зачем нужен сайд-проект Дриада — во-первых, я хотела как-то разграничить проект, где я полностью пишу всю музыку и делаю что хочу, от Alexandra Pride — проекта, где я пою свои песни в коллаборациях в рамках более коммерческой музыки. Но самое важное — это сценическое имя. Возможно, если бы я изначально была Дриадой, я бы не стала заводить сайд проект, и мне было бы значительно проще сейчас развивать свое творчество, имея большое количество стримов и популярных треков.
— Ну и напоследок: как уже эксперт в российских сериалах, посоветуй, какие ещё отечественные тайтлы стоит посмотреть.
— Сериал «Топи» — один из любимых. Музыкальное сопровождение от Аигел заслуживает отдельного внимания. Поработав над музыкой для кино, я поняла, насколько большую роль она здесь играет.