Свежий сезон «Доктора Кто» стал перезапуском проекта и первым в новой эпохе, которой будет заниматься вернувшийся Расселл Ти Дейвис. Он работал над сериалом в нулевые и был любимым автором многих фанатов. На главную роль взяли Шути Гатву («Половое воспитание»), который стал первым чернокожим Доктором в полноценном сезоне. Разбираемся, получилось ли у Расселла Ти Дейвиса повторить успех своих первых четырёх сезонов, и может ли сериал достигнуть прежнего уровня после череды неудач.
В сочельник незнакомка оставила возле церкви на Руби-роуд ребёнка и скрылась в неизвестном направлении. За этим наблюдал Доктор (Шути Гатва), который даже не подозревал, что девочка станет его новой спутницей по имени Руби (Милли Гибсон). Вдвоём им предстоит выяснить, кем является женщина в капюшоне и что произошло в ту снежную ночь.
С мая 2024 года новый сезон «Доктора Кто» начал выходить на сервисе Disney+. Поддержка студии отразилась на сериале: проект отличается большим количеством масштабных постановок («Дьявольский аккорд»), шикарными историческими костюмами («Плут») и использованием трёхмерного пространства для создания дизайна врагов («Империя смерти»). Однако для выхода на новую аудиторию потребовалась полная перезагрузка сериала, рейтинги которого упали после неудачной эпохи Криса Чибнелла и главного героя в исполнении Джоди Уиттакер. Прошлый шоураннер лишь больше запутал вселенную: воплощений Доктора стало больше пятнадцати, а родная планета персонажа оказалась не местом его происхождения.
Изменения коснулись как героев сериала: обновился Доктор и его компаньон, вернулись богоподобные злодеи из классической версии. Так и его создателей: в качестве шоураннера выступил Расселл Ти Дейвис, занимавшийся проектом в нулевые и фактически заложивший основу для его развития на долгие годы. Именно он сделал сорокаминутный формат основным, вернул уходящий в заставку неожиданный поворот в начале каждого эпизода и представил финалы, объединяющие порой самые неожиданные детали предыдущих серий.
Новый сезон ощущается как его бенефис, ведь Ти Дейвис выступил сценаристом большинства эпизодов. Как и в нулевые сюжеты построены на волнующих многих вопросах: в сериях то и дело говорят о ядерном оружии («73 ярда»), ограниченности восприятия мира из-за новых технологий («Точка и пузырь») и сравнивают события с «Бриджертонами» («Плут»). Однако примерно двадцать лет назад «Доктор Кто» выглядел уникальной антологией, практически каждая серия цепляла концептами. Сейчас же он теряется на фоне «Чёрного зеркала» или «Любви. Смерти. Роботов».
Создатели не уходят дальше того, что уже было сказано и оставляют мало намёков на прошлое собственных миров. От эпизодов хочется большего погружения: некоторые детали объясняют спустя несколько серий («73 ярда»), другим и вовсе не уделяют должного внимания («Точка и пузырь»). Интересно, что финал повторяет элементы двух крупных проектов Disney прошлого десятилетия: Доктор пытается воскресить человечество, как в «Мстителях: Финал», а его спутница стремится узнать своё происхождение, как в «Звёздных войнах». Видимо, Ти Дейвис понял в каком направлении нужно двигаться, чтобы понравиться боссам Disney.
Да, его сезоны никогда не были идеальными, но после нескольких средних серий всегда следовали крепкие финалы. Например, в четвёртом, который закончился эпизодами с оценкой в районе девяти на IMDb. В одной из его серий шоураннер представил существо неизвестного происхождения («Полночь»), а в другой показал альтернативное развитие событий для землян после гибели Доктора («Поверни налево»). В финале же объединил персонажей из трёх своих проектов, которые разворачивались в одной вселенной: «Приключений Сары Джейн», «Торчвуда» и нескольких сезонов «Доктора Кто».
У нового сезона несколько проблем. Одна из них — неправильная расстановка эпизодов. Шоу начинается с «Космических малышей», напоминающих одну из самых неудачных серий «Не спите больше» и фактически строящихся на глупой шутке о сходстве слов. Рано появляются и экспериментальные части: по сюжету «73-х ярдов» Доктор пропадает, а спутнице приходится самой справляться с проблемами. Кажется, новому зрителю следовало бы дать побольше времени разобраться с устройством мира, оставив необычные эпизоды на следующие сезоны.
Разделённый финал также ощущается неудачным. Почти в каждой концовке «Доктора Кто» к развязке подводит серия с любопытным концептом. К примеру, «Утопия» или «Узри ворона». В первой гуманоиды-каннибалы охотились на людей, которые пытались попасть на корабль, летящий в таинственную «Утопию». А действия другой происходили на скрытой от обычных людей улице Лондона, на которой обитали пришельцы. Предпоследняя же серия нового сезона строится исключительно на его интригах: Доктор пытается выяснить, кто такая таинственная незнакомка и старушка, преследующая его в разных мирах. Однако ответы на большинство возникающих при просмотре вопросов зритель получает только через неделю — к выходу последнего эпизода.
Есть в концовке сезона и тональное смещение. Так, вторая серия объединяет в себе сразу всё: и катастрофическое событие, и последствия, и их разрешение. Раз уж Ти Дейвис подсматривает в проекты Marvel, то уместнее было бы поделить её на примере последних «Мстителей», сделав второй эпизод исключительно осмыслением событий первого.
Складывается ощущение, что Рассел Ти Дейвис пытается усидеть на двух стульях и понравиться сразу нескольким аудиториям. У него не получается. Для старых фанатов шоураннер добавляет элементы сериала шестидесятых. Начиная от главного злодея сезона, который до этого появлялся только один раз за весь сериал («Пирамиды Марса»). Заканчивая появившейся в гуще событий Мелани Буш, сопровождавшей шестого Доктора, и упоминаний внучки Доктора Сьюзен. Для новых в первых сериях объясняет детали устройства мира, без которых трудно ориентироваться в сериале. Однако так пропускает знакомство с врагами, из-за которых многие и полюбили шоу: далеки и киберлюди уходят, уступая место богоподобным существам. Правда, Доктор справляется с ними также быстро, во что поверить довольно трудно. Предполагаем, что большинство сюжетных линий ещё получит развитие, но пока от сезона остаётся лишь ощущение недосказанности.
Расселл Ти Дейвис доказывает, что «Доктор» даже спустя 60 лет может меняться, а приключения не обязаны строиться вокруг главного героя, который пытается угнаться за всеми тайнами вселенной. Так, в новом сезоне есть серии с незначительным участием Доктора и спутника: в одной они вместе дают наставления через социальную сеть девушке, которая пытается выжить на собственной планете («Точка и пузырь»). В другой Доктор пропадает после того, как наступает на загадочный круг фей («73 ярда»), а в третьей вообще оказывается обездвиженным («Бум»). При этом такие эпизоды не всегда идут на пользу сериалу, ведь зрителю хочется больше взаимодействий Руби и Доктора. Химию между ними прочувствовать можно, но ярко она проявляется лишь в начале сезона. Хотя уже сейчас Шути можно назвать отличным Доктором: он плачет, танцует, философствует, любит людей и умеет оправдывать их ожидания. В общем, делает всё, что положено одиноким путешественникам во времени.
Одна из особенностей Доктора — регенерация. Персонаж перерождается, получив серьёзный урон. Традиционно несколько серий уходит на раскрытие нового образа. В похожей ситуации сейчас находится и само шоу. Обновившись после провала, оно не до конца успело разобраться в себе.
Но Расселлу Ти Дейвису хочется верить. Несмотря на неудачные решения, его «Доктор Кто» выдался крайне эмоциональным и интригующим. Сюжетные крючки закинуты! Будем надеяться, что они оправдают ожидания.