Этой группе ничего не было страшно: взорвалось ли колесо у их машины, загорелась ли проводка прямо на концерте, погас ли свет во время выступления — всё спокойно и нормально, ведь это «Дискотека Авария». Ребят любили: за их искренность и хлёсткость, за позитив и экстравагантность. Любили красавчика Николая Тимофеева, умника в очках Алексея Рыжова, неугомонного спортсмена Алексея Серова и того милого толстяка, «объединяющего всех в добро», Олега Жукова, которому 11 октября могло бы исполниться 50 лет. После его смерти в зале стало «пусто и холодно», но по завету песни Disco Superstar грустить всё же не будем, лучше достанем самые любимые пластинки «Дискотеки Аварии» и вспомним её ранние музыкальные клипы, в которых, как в зеркале, отражается яркая культура нулевых.
«Зачем кому попало посвящал свои хиты, ты знай, Авария — против таких как ты!»
На смене двух тысячелетий в воздухе витало небывалое чувство свободы и вседозволенности: крушение «правильности» и желание закатить безбашенную вечеринку — в этом было всё настроение популярной культуры конца 1990-х. Музыка была пронизана кислотностью и безрассудностью, такими же были и музыкальные клипы. «Дискотека Авария» не отставала от трендов: зацикленные звуковые дорожки, бесконечно повторяющиеся слова «Ты в ритме танца, тебе некуда деваться» и резко сменяющие друг друга кадры глубже и глубже погружали в психоделическое состояние, пока диджей с мелкими косичками и узкими очками, до боли напоминающий американского рэпера Ice MC с альбома Ice'n'Green, всё крутил и крутил свой винил.
А если не получилось до конца проникнуться битами, то оставалось только выпить «пенное под ритмы современные». Песня «Пей пиво», изначально написанная для рекламы Ивановского пивоваренного завода, неспроста в своё время стала хитом: в музыке улавливается знакомый сэмпл из трека Coolio — Gangsta’s Paradise, а атмосфера клипа напоминает стилистику модных британцев из группы The Prodigy, готовых устроить рейв, где бы ни находились.
Ещё более абсурдными и галлюциногенными выглядели клипы, в которых «Дискотека Авария» использовала мультипликацию. Одним из них стал клип на песню «Ты кинула!», которая сама по себе — кавер на трек Ляписа Трубецкого. Но именно странная анимация с яркими вырви глаз цветами и грубыми линиями, так сильно напоминающими то ли стилистику мульта «Бивис и Баттхед», то ли рисовку у клипов «Красной Плесени» или «Ногу Свело» на «Хару Мамбуру», сделали клип настоящим искусством. В то же время он стал отражением того сюра, который происходил тогда в культурном мире.
Здесь же невозможно не вспомнить песню, которую вся страна начинает слушать, как только выпал первый снег. Клип на «Новогоднюю» также запоминается благодаря забавной анимации, уж очень похожую на ту, что была у мультсериала «Южный парк», с гротескными образами Деда Мороза с шампанским и лесных зверей, танцующих под бодрую мелодию. И пусть кто-то скажет, что эти мульты смотрятся сейчас нелицеприятно, но ведь «кому нужна такая королева красоты, ты знай, Авария — против таких, как ты».
«Бей на поражение, за поддержание хип-хоп движения!»
На окончание 20 века пришлась мода на хип-хоп. Начавшаяся в тесных кварталах Нью-Йорка, принесшая с собой большие цепи со знаком доллара, спортивные костюмы с тремя полосками и пистолеты в карманах, она захватила весь мир, пустив свои корни и в России: в топы чартов музыкальных телеканалов то и дело выходили Dr. Dre, Ice Cube и Outkast, с которыми отечественным исполнителям нужно было конкурировать. Эту миссию взяла на себя и «Дискотека Авария».
Вдохновившись западной культурой гангста-рэперов, группа смогла отобразить эту эстетику в своих клипах, и таким образом в арсенале «Дискотеки Аварии» появились довольно злобные работы. Среди них – «Заколебала ты», в котором «хип-хоп маньяки на острие атаки» участвуют в подпольных рукопашных боях, в точности, как в фильме «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. В треке с мощным речитативом и хулиганским текстом мелькает сэмпл из трека Insane in the Brain группы Cypress Hill, что в очередной раз отсылает слушателей к западной музыке.
А первые кадры в клипе на песню «Суровый рэп» — чистейшей воды оммаж на фильм «Большой Куш» Гая Ричи, в котором повторяется начальная сцена с ограблением, иронично происходящая в звукозаписывающей студии. Словом, если смотреть эти клипы «Дискотеки Аварии», можно подумать, что перед нами группа из Бронкса или Детройта, но нет, она из города Иваново.
Клип на трек «Х.Х.Х.И.Р.Н.Р.» и вовсе напоминает американские молодёжные фильмы 1990-х. Главные герои в нём — дорвавшиеся до свободной жизни подростки-баскетболисты: в модной спортивной одежде от Karl Kani они становятся участниками громкой вечеринки для всех любителей хип-хопа, хауса и рок-н-ролла, на которую приглашены девушки, словно вышедшие из игры GTA. Позже всё действо превращается в настоящую «хип-хоп party», на которой можно услышать и Quincy Jones — Soul Bossa Nova, и песню из мультика «Ну, Погоди!». Сцену украшает американский флаг с серпом и молотом вместо звёзд, словно подчёркивая преемственность двух культур.
«Мы на другой планете придумали любовь и свежий ветер»
Во все времена людям хочется верить в чудеса, какие бы несправедливые вещи ни происходили в мире, поэтому сказочные сюжеты и мотивы будут актуальны всегда. Именно такие волшебные истории и смогла создать «Дискотека Авария» в своих клипах. Здесь и гномы из страны «Малинии», танцующие с принцессой под «малиновые песни, под бледным мерцанием малиновых созвездий», и бесстрашные рыцари, стремящиеся завоевать сердце юной принцессы, витающей в облаках. Хотя кто сказал, что мысли, песни и мечты нужно скрывать за семью замками?
В этих клипах, да и в самих треках, действительно много доброты и детской наивности, но они всё равно остаются стильными и модными: так, в песне «Небо» используется сэмпл из трека Modjo — Lady (Hear Me Tonight), который был очень популярен в момент релиза, а в «Малинках» узнаётся мелодия из Close To You немецкой евродэнс-группы Fun Factory.
В память об Олеге Жукове снят клип на песню «Если хочешь остаться», в котором, пусть и без сказочных героев, тоже происходит волшебство: погибшая в автокатастрофе девушка в конце чудесным образом оказывается жива, и любящая пара навсегда остаётся вместе. Олег также навсегда остаётся членом группы.
Но «Дискотека Авария» не была бы собой, если бы даже в костюмах персонажей сказок, не упустила возможность пошутить над действительностью: в образе разбойников, группа смеётся над гламуром, заполонившим эстраду в нулевые, пародируя песню Алсу «Всё равно» с «мотивом проще простого», в котором «всего два слова». Но лучше всего — смеяться над собой, в этом вся суть клипа «На острие атаки», в котором сельская группа обращается к музыкальному продюсеру с просьбой сделать из них мега-звёзд. Но в каких бы модных и гламурных образах они ни выступали, публика любит их такими, какими они есть — добродушными ребятами из маленького провинциального города. И именно такими они зажигают танцпол.
«Возьми с собой этот самый модный танец — Арам Зам Зам»
Дискография «Дискотеки Аварии» — бесконечная вечеринка, двери на которую открыты для любого слушателя. Для многих треки группы ассоциируются со школьными тусовками. На них до рассвета можно было танцевать под песню «Опа!», в которой так удачно сплелась и «Песня дочери морского короля» из мультфильма «Ух, говорящая рыба!», и «Рыбацкая» песня Вилли Токарева. Она словно была призвана объединить всю планету «в ритме русского хип-хопа», чтобы Америка, Европа, Азия, Китай кричали «давай-давай», именно так и делают герои клипа на эту песню.
Или же школьного диджея можно было попросить поставить «Песню про яйца», которую, возможно, особенно любили учителя, ведь она может научить готовить неплохой обед! Интересно, что клип на эту песню выглядит в точности, как клип на песню Groove Is In The Heart от нью-йоркской хаус-фанк-группы Deee-Lit: психоделичная эстетика явно была по нраву «Дискотеке Аварии»; использовался и её сэмпл. Помимо него, в «Песне про яйца» отчетливо слышно мелодию из песни «Косил Ясь конюшину» группы «Песняры», по-видимому, в знак уважения белорусского ВИА.
Словом, какими бы ни были песни «Дискотеки Аварии», на какую бы тему ни были их тексты, в какой стилистике бы ни были выполнены их клипы, под них всегда хотелось танцевать. Группа, будто опередив Тик-Ток, запускала вирусные треки с не менее вирусными танцами. Одним из них был танец на песню «Недетское время», который потом долгие годы разучивали в летних лагерях.
Но самый известный танец приехал прямиком с южных пляжей, знаменитый «Арам Зам Зам» на песню с бессмысленными словами на выдуманном языке. Он был настолько популярным, что его смело можно назвать Skibidi нулевых годов. В клипе танец смог объединить всех: от звёзд российской эстрады — Льва Лещенко, Леры Кудрявцевой, Анфисы Чеховой — до шоуменов и любимчиков молодёжи тех лет — Антона Комолова, Иванушек International и УмаТурман.
Очевидно, в этом и была суперспособность «Дискотеки Аварии» — закрутить в вечеринку всех до единого, соединить на её танцполе абсолютно разных людей. Главное — запомнить: «Не стой и не думай, а помогай мне. Давай Авария! Е-е-е!»