Постпраздничный прокат традиционно беден на действительно хорошее кино. Однако начало 2022 года таит немало сюрпризов, один из них — анимационное приключение с длинным названием «Даже мыши попадают в рай» (Even Mice Belong in Heaven). Это дебют чешских художников, побывавший на крупнейших кинофестивалях мира — от Шанхая и Сиднея до Карловых Вар и Анси (главного смотра анимации, который также называют «анимационными Каннами»). Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, как мультфильм Яна Бубеничека и Денизы Гриммовой работает с литературным первоисточником, наставляя и детей, и взрослых на путь добра и созидания.
Мышь по имени Лиззи растёт в тени славы её отца. Когда она была маленькой, он в одиночку сумел одолеть грозного лиса, перехитрив хищника. С тех пор трусливые по природе своей мыши, а также другие жители леса превозносили храбрость отца Лиззи. Девочка пыталась быть «самой бесстрашной мышкой на свете» — именно такое наставление она получила от родителя.
Шли годы, но положение дел не менялось. Маленькая мышка по-прежнему не оправдывала возложенное на неё «звание». Если главным страхом для других мышей было мытье ушей (они большие, их сложно промыть полностью!), то самый большой страх Лиззи было попросту не выбрать — столь многого она страшилась и избегала. Юная мышка старалась храбриться, будучи в компании, но от этого становилось только хуже — наблюдая за тем, как не совпадают слова и действия, окружающие высмеивали её и не воспринимали всерьёз, называя трусишкой.
Однажды Лиззи не выдержала и ринулась прочь доказывать свою храбрость, спровоцировав спящего лиса по кличке Белопуз. После недолгой погони жертва и охотник оказываются под колёсами автомобиля. Да, вы не ослышались — буквально в начале мультфильма, созданного для аудитории 6+, главные герои покидают земной мир и… отправляются на небеса, где их приключения только начинаются. Оказывается, лис не так уж страшен, особенно когда страдает от мягкотелости и заикания, да и ни одной мыши в своей жизни не съел.
«Даже мыши попадают в рай» — проект современной чешской анимации, соединяющий плавную покадровую технику рисовки с форматом кукольного спектакля. Авторы мультфильма — молодые художники Ян Бубеничек и Дениза Гриммова. Приключения Лиззи и Белопуза — их полнометражный дебют, основанный на одноимённой книге Ивы Прохазковой, изданной в 2006 году. На первый взгляд изображение мультфильма может быть непривычно. Большие и маленькие экраны сегодня заполнены преимущественно цифровой графикой, поэтому неудивительно, что с картинкой чешских аниматоров придётся некоторое время свыкаться.
Бубеничек и Гриммова в полной мере наследуют традициям великой (ещё чехословацкой) анимационной культуры. Ведь плавную анимацию на базе кукол разработал и позднее популяризировал чешский художник и мультипликатор Иржи Трнка в середине 40-х годов. Именно после него о чешской мультипликации заговорили во всём мире как об области кинематографии, обладающей своим уникальным стилем. Работы Трнка «Бравый солдат Швейк» по роману Гашека и «Сон в летнюю ночь» на основе Шекспира стали визитными карточками чешской анимации 50-х, наглядным пособиям для будущих поколений мультипликаторов. Спустя десятилетия Бубеничек и Гриммова используют классическую технику и современный технический прогресс, чтобы напомнить миру о том, что чешская анимация по-прежнему в строю.
История Лиззи и Белопуза довольно проста, если не сказать тривиальна. Тем не менее, авторам удалось разбавить банальный сеттинг объёмными характерами героев, которые не всегда ведут себя предсказуемо. Простота, как писал Чехов, — залог гениальности, а в случае сказочной вселенной ещё и необходимый аспект для погружения в атмосферу. Мы всё-таки говорим о мультфильме, нацеленном в первую очередь на самых юных зрителей.
Несмотря на внешнюю доступность, Ян Бубеничек и Дениза Гриммова с первых минут обращаются к вечным и не всегда понятным вопросам, ответы на которые ищут как дети, так и их родители. Много ли мультфильмов на свете, которые, едва познакомив зрителей с героями, убивают их и отправляют на небеса? Пласты смыслов начинают выстраиваться в «пирамиду» вслед за шокирующей трансформацией, которую проходят персонажи, оказавшись в новом состоянии. Крошка Лиззи, переживая буллинг со стороны однокашников на Земле, в первые минуты пребывания в раю оказывается в пасти у кошки! Как говорится, беды приходят парами, и от перемены места дислокации буллинг не исчезает. «К сожалению, мы тут никого не едим», с грустью в голосе промурчит животное, отпустив испуганную мышь и растворившись — точь-в-точь как голова лошади из великого советского мультфильма «Ёжик в тумане».
«Даже мыши попадают в рай» представляет на зрительский суд довольно удивительную картину животного рая. Администратор или, если угодно, распорядитель в раю — никакой не апостол Павел, стоящий у врат, а Козерог с пышным волосяным покровом! Главное правило рая — соблюдать чистоту, поэтому у Лиззи в лапах сразу же оказываются зубная щетка и полотенце. Кругом торжествуют добро и гармония — крокодил с радостью поднимет упавшую щётку, бегемот уступит чан с водой, а жаба расскажет, как работает система очистки канализации (кажется, подсмотренная у Хаяо Миядзаки, но это не точно). Силы правопорядка — надзор за обитателями рая осуществляет отряд навозных жуков — следят за порядком и контролируют особо буйных посетителей, выдавая предупреждения!
За этой причудливой формой, конечно, нетрудно разглядеть метафорические образы из обыденной действительности. Хотя делать это будут зрители постарше, ибо искать параллели между вымышленными животными и характерными чертами различных наций и профессий — прерогатива, возможно, разве что автора комикса «Маус» Арта Шпигельмана или Роскомнадзора. Где-то в параллельной вселенной за рай приняли бы прекрасную Россию будущего — Козерог устанавливает там утопическую демократию, в которой все по-настоящему равны. В период пребывания на небесах Лиззи проходит классические стадии принятия, причём кардинально быстро: ещё минуту назад она дважды оплакивала собственную смерть, а уже к середине повествования (в среднем, через 25-30 минут — мультфильм всего идет 80) Лиззи шагает навстречу неизведанному бок о бок с Белопузом — на минуточку её природным врагом.
Тема общности и уникальности — одна из важнейших в этой анимационной работе. Так, Лиззи поначалу считает, что пищевой уклад един для всех (человек убивает лис, лисы мышей, мыши жуков etc.). Но, потихоньку открывая для себя внутренний мир Белопуза (не пугайтесь, никакой расчлененки!), юная мышка приходит к осознанию, что не все злодеи одинаково зловещи, а каждый из нас уникален. В дальнейшем эта мысль получает развитие, и персонажи переходят к эмоциям, слабостям и страхам: выясняется, что Белопуз, как и Лиззи, боится воды. Но это нормально — мы все чего-то боится, что-то чувствуем и переживаем, когда окружающие этого не принимают.
Уделяется время на рефлексию о жизни и смерти, правда данные темы получают раскрытие в формате прописных истин (в духе избитой фразы из «Человека-паука» про силу и ответственность). За мудрости Вселенной в истории отвечает самый настоящий рак с длинными усами и острыми клешнями! Из его уст вылетают такие крылатые изречения как «Конец одного — начало другого», «Все рождается, чтобы когда-нибудь умереть» и «С каждой потерей есть надежда на новое рождение». В конечном счете вывод прост: смерть стоит того, чтобы ждать, а дружба стоит того, чтобы терпеть неидеального кореша, ведь он пусть и неидеальный, но твой!
В некотором роде «Даже мыши попадают в рай» — европейский антипод пиксаровской «Души». Правда, приключения учителя музыки, который застрял между землёй и небом, были сконцентрированы вокруг поиска «истинного предназначения». История чешских аниматоров в то же время концентрируется на простых жизненных вещах — умении прощать, способности дружить, признании собственных слабостей и несовершенств. За очень скромный по нынешним меркам хронометраж создатели мультфильма показывают цикл жизни, проходящий через уроки судьбы. Да, некоторые из них кажутся очень простыми, если не сказать избитыми. Однако приключениями умилительных зверушек сложно не проникнуться, если у вас есть сердце (или его осколки на худой конец). Это работает благодаря фактурным, объёмным героям, которые вынуждены преодолевать одну сложность за другой, и окружающему миру, насыщенному пестрыми красками и необычными деталями (чего только стоит текстурированный мех у кукол ручной работы!).
Все испытания, которые Лиззи и Белопуз проходят на пути, должны дать свои плоды в будущем, что бы это ни значило (не будем спойлерить финал, посмотрите сами — лёгкий шок с привкусом грусти гарантируем!). Этот простой, но душевный мультфильм напоминает зрителям о самом главном — становиться лучшей версией себя не поздно и не рано, но хорошо бы всё-таки немного стремиться. Каждой звезде свой неба кусок, как пел один мудрый рок-музыкант. Возможно, именно его в виде рака мы и видели в этой анимационной сказке!