18 марта в Музее «Гараж» покажут «Криптополис» Деша Шоу, анимационную драму о жизни фантастических существ криптидов. История начинается в 1960-х, когда пара влюблённых хиппи попадает на территорию то ли военной базы, то ли зоопарка. Там живут криптиды, на которых с одной стороны ведётся охота американскими спецслужбами, а с другой — их хотят превратить в подобие живых аттракционов для парка развлечений. Созданный Дешом Шоу инди-мультфильм покорил Берлинский кинофестиваль и Санденс, а озвучивать его взялись звёзды первой величины, например, Майкл Сера, Зои Казан, Петер Стромаре и Лейк Белл.
Ниже шесть причин моей, а теперь, возможно, и вашей любви к режиссёру-нёрду Дешу Шоу!
Он работает со своей женой, и они обожают Dungeons & Dragons.
Джейн Самборски, жена Шоу — режиссёрка и художница. Для «Криптополиса», который они вручную рисовали четыре года, она создала всех героев-криптидов — вымышленных полумифических существ. Их объединяет не только совместное творчество, но и любовь к легендарной настольной игре. Шоу играл в D&D в детстве, а у Джейн была музыкальная группа с таким названием.
Любовь к искусству...
Деш Шоу родился в Калифорнии и учился в Школе изобразительных искусств Нью-Йорка, где получил степень бакалавра в области иллюстрации. Он рассказывал, что его воображение неразрывно связано с историей искусства, которую он изучал в университете. Произведения Шоу связаны с работами американского поп-арт идола Джеймса Розенквиста, гения-самоучки, британского графика Обри Бердслея и Пабло Пикассо. На искусстве Америки и Западной Европы он не останавливается. Прообразом одной из героинь «Криптополиса» стала дева-птица с картины русского художника и участника «Мира искусства» Ивана Билибина.
... и газетам
У Деша была стипендия Нью-Йоркской публичной библиотеки. Она позволяла ему работать с архивами периодики со всего мира. Там он часто наблюдал за другим стипендиатом, который занимался проектом о контркультурных газетах 60-х. Ему врезались в память невероятная смелость их оформления и то, что многие из них пестрили заголовками со словом «изменение».
Вы видели эти названия?
Свой первый мультипликационный фильм Деш назвал «Вся моя старшая школа тонет в море» (My Entire High School Sinking into the Sea), в котором Джейсон Шварцман, Лина Данэм и Майя Рудольф озвучили выбирающих из рухнувшей с обрыва школы учеников.
А дебютный 720-ти страничный комикс об эксцентричной семье с тремя детьми в эпоху развода родителей, Шоу озаглавил щекочущим нервы и физически осязаемым «Бездонный пупок» (Bottomless Belly Button).
Нарисовал комикс про косплееров
Вышедший в 2016 году комикс о культуре косплееров и её последователях стал нежной одой этому явлению и одновременно спекулятивным мысленным экспериментом. Каким может быть мир, где поп-культура и гики победили и где нет границы их фантазиям?
Сам Шоу говорит о нём как о «семи взаимосвязанных историях о двух талантливых молодых женщинах, которые сочетают свою любовь к косплею с любовью к социальным сетям и кино, чтобы чтобы углубить свои отношения с популярной культурой, которую они прославляют».
Находит слова и образы, чтобы говорить о настоящем
События комиксов и фильмов Шоу, в каком бы времени они ни происходили, всегда связаны с актуальной культурой и общественной повесткой. «Криптополис», вышедший в 2021 году, освещает захват Капитолия, активистские движения и общественные дискуссии об инклюзии и толерантности. У Шоу есть позиция по общественным вопросам, он не скатывается до банальных истин или однобоких суждений.
Например, организация, которая много лет заявляла о себе как о защитнице криптидов, могла бы стать образом идеальной правозащитной системы. Но Шоу усложнил задачу и использовал её для критики «навязанной помощи», наделив историю новым поворотом. Активисты стремились не защитить криптидов и вписать их в общество людей, а превратить в чудные диковинки и лишённые субъектности экспонаты на выставке.
А если вы хотите прочитать мнение редакции о «Криптополис», то обратите внимание на рецензию кинокритика Ивана Афанасьева.