Cyberpunk 2077: игры — это новые церкви

Дима Веснин

10 декабря выходит долгожданная игра Cyberpunk 2077 от польской студии CD Projekt Red, известной играми по Ведьмаку. Самая успешная игра в серии — «Ведьмак 3: Дикая Охота» —  накопила больше, чем 800 наград, включая 250 титулов «Игра года». После её успеха в 2019 году вышел сериал на Netflix, что ещё раз доказало, что зрители готовы поддержать ведьмака не только чеканной монетой, но и всем своим вниманием.

Cyberpunk 2077 ждёт такой же, если не больший успех: это игра про жизнь в мире будущего с Киану Ривзом, Леди Гагой и певицей Граймс, открытым игровым миром, невероятной графикой и подробным редактором персонажей. Впервые игру анонсировали в 2012 году, но за последний год запуск откладывали несколько раз. Теперь пресса получила свои копии, в цифровых магазинах начались предзагрузки и спустя годы ожидания не остаётся сомнений, что игра всё-таки выйдет.


Судя по статистике, в 2019 году только на платформе Steam выходило почти 700 игр в день. Что делает Cyberpunk 2077 особенной? В первую очередь это блокбастер и кандидат в игры десятилетия. Готовятся к выходу этой игры соответствующе: за несколько месяцев подписывают заявления на отпуск, ставят проекты на паузу и просят семью не беспокоить. Вот один из примеров, найденный в комментариях к статье «Как мы ждали Cyberpunk 2077» на DTF:

Настолько ответственный подход к встрече напоминает ритуал: расчистить всё, что может помешать погрузиться в игру как следует. Выключить телефон, запастись едой, подготовить систему и, конечно, взять отпуск, чтобы ничто не отвлекало от соприкосновения с возвышенным. С такими ритуалами и верой в «большие проекты», запуск высокобюджетной игры становится похожим на поход в церкви или храмы любых конфессий. Посудите сами:

  • Как и церкви, высокобюджетные игры строят несколько лет, и обычно это самое высокое здание в городе: сложно найти новостной сайт или медиа, который не освещает создание и запуск Cyberpunk 2077.
  • «Большие игры» поражают своей величественностью так же, как церкви и храмы поражали людей сводами, куполами, ритуалами и акустикой.
  • Такие игры невероятно красивы: они созданы для того, чтобы, как и в храме, в них смотрели по сторонам, любовались, находили интересные детали и оставались впечатлёнными великолепием и технологичностью происходящего.
Кадр из опенинга сериала The New Pope

При этом, если архитекторы церквей и храмов ограничены зданием, то современные игры-блокбастеры — это целые города, со своей инфраструктурой, жителями и системой ценностей. Приобщаются к ним тоже, как к походам в храм, в ритуальной манере:

  • За физическими копиями игры собираются очереди, а игроки пишут целые своды правил, как лучше подготовиться к первому посещению игры, чтобы находиться в лучшем возможном расположении духа и чтобы ничто не мешало оценить величественность игры по достоинству.
  • Рядом с игрой обязательно есть сувенирная лавка, где можно взять что-нибудь, что напомнит вам о пережитом опыте и покажет окружающим, что вы были там, в самом настоящем храме, и наверняка прошли его до конца.
  • Если вы не можете посетить церковь сами, то можете расспросить друзей, изучить все трейлеры, рецензии, промо-материалы и стримы из самого центра событий.

В результате выход почти любой крупнобюджетной игры превращается из рядового события в ритуальное шествие. Здесь нет места скептикам, критиковать ритуал и религиозное отношение к играм нельзя. Сейчас, ещё до официального выхода, усредненная оценка Cyberpunk 2077 на сайте Metacritic составляет 91 балл из 100.

Игры с настолько высокой оценкой в 2020 году можно пересчитать по пальцам

Критиковать Cyberpunk 2077 во время выхода бесполезно. Он всё равно будет самой популярной игрой года — вне зависимости от того, понравится вам или нет. Учитывая, насколько суровым выдался 2020 год, кажется, что если люди находят силы и способ радоваться хоть чему-нибудь, тем более играм, то нужно быть настоящим злодеем, чтобы ходить рядом и говорить о проблемах игры. Тем более, что в ответ можно получить настоящий праведный гнев.

В чём он проявляется? Иногда в том, чтобы ополчиться против конкретных журналистов, а иногда — в набегах на сайты с отзывами и оценками, на тот же Metacritic (см. «ревью-бомбинг»). Чаще всего, причиной таких атак становятся не техническое качество игры, а причины социальные и политические.

Например, гениталии. Когда мы имеем дело с таким масштабным проектом как Cyberpunk 2077, то возможность выбора гениталий персонажа и то, что можно ими делать, становится серьёзным вопросом для обсуждения. Не в смысле, зачем персонажу член, а куда более глобально, вроде «можно ли девушкам заходить в церковь с непокрытой головой или в брюках?»

И это далеко не единственный острый вопрос. Когда мы имеем дело с новым храмом, то нам сразу становится интересно всё: кто его строит, чем эти люди занимались раньше, каких они взглядов, каких взглядов будет их новая церковь и насколько эти взгляды сходятся лично с моими?

Изображение с официального сайта Cyberpunk 2077

Не только игроки превозносят игры как новую церковь, но и разработчики иногда начинают вести себя как святые отцы. Например, расправляются с еретиками — теми, кто представляет угрозу не снаружи, а изнутри игровой индустрии. По словам автора канала Skill Up, им как журналистам пришлось отказаться от рецензии на игру, потому что условия запрещали использовать свои материалы и видео, записанные в игре. Вместо этого, CD Projekt Red предложили им использовать заготовленные заранее ролики, похожие на трейлеры игры:

Я прошёл Cyberpunk, но сегодня обзора не будет, потому что я не согласен с эмбарго CDPR, которое запрещает использовать в обзоре геймплейные видео, записанные нами самими. Вместо этого, нам сказали использовать би-ролл, который, в основном, видео из трейлеров (продолжение…)

Предоставляя ранний доступ, создатели игры могут контролировать, что именно будут рассказывать о своём религиозном опыте, с какими подробностями и в каком количестве. Из-за этого, авторы рецензий оказываются в положении выбора: либо писать об игре как есть, но уже после выхода игры, либо заранее, но становиться ещё одним каналом рекламы.

То, что высокобюджетные игры стали храмами, само по себе не хорошо и не плохо. «ААА-игры» — это всё ещё невероятно красивые и технически сложные продукты, которые двигают индустрию вперёд. Что касается ритуальности, то раньше с такой же религиозностью ходили на концерты любимых исполнителей и премьеры «Звездных войн» с «Мстителями», но в этом году концерты и кино — не вариант. Исчезли вообще все ритуалы, хоть как-то связанные с выходом из дома, и им срочно нужна замена.

Продолжая сравнение с храмом, хочется привести цитату из рейтинга ESRB, который рекомендует игру Cyberpunk 2077 для аудитории 17+:

Во время одного из квестов, игрок помогает персонажу тем, что забивает гвозди в его ноги и руки. Эту сцену сопровождают звуки криков и эффекты крови.

Интересно, как киберпанковскую интерпретацию священного текста прокомментирует Тодд Говард? Или нам уже стоит называть его Папа Скайримский?

Cyberpunk 2077 выйдет 10 декабря 2020 года на PlayStation 4, Xbox One и Windows. Выход версий для PlayStation 5 и Xbox Series X запланирован на 2021 год.

куратор про игры и будущее, преподаватель, геймдизайнер, ценитель шаурмы и стримов судоку

Понятно