24 мая вышел новый альбом Twenty One Pilots — Clancy, вокруг которого ходило много слухов. Фанаты предполагали, что релиз будет похож на слияние всех предыдущих работ группы. Отчасти теории оказались верны, однако ребята снова всех переиграли, выдав что-то совершенно им не свойственное. Clancy — глубокая и чувственная работа. Чтобы понять её посыл, необходимо вслушиваться в каждое слово. Однако именно за это фанаты и любят Twenty One Pilots. Что делает Clancy абсолютно универсальным альбомом? Как изменилось фирменное звучание группы? И при чём здесь взросление? Разбираемся в статье.
Clancy завершает сюжетную линию Twenty One Pilots, начатую в 2015 году. Скитания Клэнси — альтер эго вокалиста Тайлера Джозефа — подходят к концу. Герой возвращается в Тренч, где его ждёт финальное сражение с Нико и девятью бишопами. В альбом вошло 13 треков, на каждый из которых ребята сняли музыкальные видео. Во многих клипах ребята отсылались на своё раннее творчество. Например, в видео на Backslide Тайлер снова ездит на велосипеде, как в Stressed Out из альбома Blurryface (2015), а в Overcompensate появляются пустынные кочевники Banditos из Trench (2018).
Вопреки многочисленным оммажам на предыдущие альбомы, группе удалось сделать этот релиз кардинально отличающимся от других — новизна кроется не только в несвойственном группе инструментале, но и в текстах. Сlancy вышел настолько непредсказуемым, что вызвал отторжение у некоторых преданных поклонников. И действительно, песни звучат легко и попсово — этим альбом напоминает Scaled and Icy (2021), но Twenty One Pilots не были бы собой, если бы всё было так просто.
В упомянутом альбоме Тайлер Джозеф возвращается к своему любимому приёму и создает несколько композиций с позитивным звучанием и депрессивном смыслом. Однако в Clancy музыкант говорит о проблемах, чаще свойственных взрослым и состоявшимся людям, погрязшим в рутине.
Удивительная черта Twenty One Pilots — возможность взрослеть вместе с их творчеством. Подобный опыт могут разделить далеко не все люди. Однако многие из фанатов начали слушать парней, когда были подростками, разделяющими мысли и чувства Джозефа. Со временем аудитория повзрослела, однако и творчество группы теперь говорит о более осознанных и приземлённых вещах.
Then I heard, «Hey, kid, get out of the road!»
Так, в самом первом альбоме группы Self Titled (2009) двадцатилетний Тайлер Джозеф призывал слушателей бороться с рутиной. Например, в треке Johnny Boy музыкант говорит о неком Джонни, который впервые пошёл против правил общества. И вот в песне Backslide Джозеф переосмысляет свою философию. Сейчас ему тридцать пять, у него жена и трое детей, так что через текст песни музыкант прямо заявляет, что не смог бы сделать всё это во второй раз. Однако в погружении в рутину чувствуется разочарование: «Раньше я был чемпионом мира, которого ты не видел. Теперь я тону в логистике».
Альбом представляет из себя переосмысление всего ранее сказанного музыкантом. Об этом Тайлер Джозеф рассказал в интервью для BBC Radio 1.
«Я становлюсь старше, у меня теперь семья, и я пытаюсь найти баланс. Когда был только я и никаких обязанностей, всё, чего мне хотелось, — это заниматься музыкой. Отец сказал, что однажды ты повзрослеешь, и я думаю, он говорил о моём графике сна и о том, что я не сплю всю ночь и думаю, что это наконец-то дошло до меня. Теперь я ложусь спать и встаю утром и всё ещё вписываю творчество в это окно, и на самом деле в некотором смысле это работает. Это более эффективно».
— Тайлер Джозеф
Как взросление музыкантов повлияло на смысл и звучание их творчества? Тексты стали более осознанными. Если раньше Тайлер говорил о постоянных сомнениях и страхах, то теперь музыкант пишет о вещах, которые его пугают через призму смирения: то, что должно произойти, случится, а то, что уже было, — удалось пережить. В этом и смысл постоянного движения по кругу — парадигмы, в которой существуют лирические герои Джозефа. Тему взросления музыкант более подробно затрагивает в треке Next Semester: «Я помню определённые вещи… Потом я услышал: "Эй, парень, убирайся с дороги!"».
Поиск верного пути — сквозная тема альбома. О ней прямым текстом говорится в открывающем трек альбома Overcompensate. Отсюда и вытекает символ «Бэнда», который обычно располагается на дорогах и говорит о грядущем резком повороте.
«Это аналогия с некоторыми периодами моей жизни, когда я полностью игнорировал такие знаки и просто ехал на полной скорости вперёд и в некотором роде учился на собственных ошибках, так что часть сверхкомпенсации — это чрезмерная коррекция рулевого управления при попытке вернуться на дорогу», — Тайлер Джозеф
Более осознанными становятся и чувства музыканта. В песне Tear In My Heart из альбома Blurryface Тайлер признавался в любви своей жене Дженне. В строчках музыкант называл её «Слезой в его сердце», которой удалось пробить защиту. В треке The Craving из Clancy Джозеф вновь говорит о любви, но уже более осознанно. Для Тайлера семейная жизнь — это рутина, постоянный страх не оправдать ожиданий и подвести дорогих ему людей: «И я просто ненавижу возлагать это на неё, но я клянусь, что дам больше, чем заберу».
I said I fly by the dangerous bend symbol
Музыкальная составляющая альбома стала более универсальной. Если раньше Twenty One Pilots полагались на собственные фишки вроде звучных барабанов и соло на фортепиано, то Clancy и правда стал более попсовым и универсальным. Открытием стал трек Routines in the Night.
Песня отличается от предыдущих релизов группы — здесь вы не услышите ни укулеле, ни сложных басовых партий. Инструментал в ней чем-то походит на The Weekend. Неизменным остаётся грустный текст о ночной саморефлексии.
Однако и сюда Джозеф привносит что-то новое — уходит от последовательной рифмовки строк. Так мысли кажутся завершёнными. В некоторых треках из Clancy рифма отсутствует вовсе. Яркий тому пример — Lavish из нового альбома.
Диаметрально разные по концепции треки удивительным образом уживаются в одном релизе. В Next Semester группа заигрывает с поп-панком, The Craving (Jenna’s version) — баллада в духе кантри, исполненная на укулеле, а At The Risk of Feeling Dumb больше походит на творчество YUNGBLUD, чем на привычных Twenty One Pilots.
On the ground, all banditos, fighting while I find Nico
Открывающим синглом альбома Clancy стал трек Overcompensate. Песня и клип вышли сразу после анонса альбома 29 февраля этого года. Музыкальное видео продолжает внутренний лор группы. В нём подробно показана деятельность Клэнси и Факелоносца (персонаж Джоша Дана), как основных повстанцев вселенной. Герои вербует жителей Демы, среди которых также можно заметить «Бандитос». Затем был выпущен бюджетный клип на Next Semester cо множеством отсылок на предыдущие ролики группы — Car Radio и Ride, и Backslide, который срежиссировал барабанщик группы Джош Данн.
Остальные видео и песни вышли 24 мая. В день релиза Twenty One Pilots провели стрим на своём YouTube канале. На трансляции парни поделились историей создания роликов, а также раскрыли сюжетные особенности некоторых из них.
Navigating — прямое продолжение клипа на Overcompensate. В видео Клэнси и Факелоносец встречаются с «Бандитос» и продолжают готовиться к финальной битве. По словам Тайлера Джозефа, персонаж барабанщика — гид в мире Демы. Так что в клипе можно увидеть сразу двоих Факелоносцев: один из них из Тренча, а другой — с острова Волдсой.
«У персонажа Джоша есть функция — он путеводитель… Чёрт, я не помню, чтобы когда-нибудь так прямо делился подробностями лора. К слову, если бы не Джош, то Navigating не вошла бы в альбом. Я должен признаться, что это моя самая нелюбимая песня из Clancy», — Тайлер Джозеф
В треке Paladin Strait Клэнси встречается с Нико. Мы также узнаём, что «Пролив Паладина» — это окружающий Дему водоём. Пока мы не знаем, к чему приведёт финальная битва. Однако в словах Нико можно услышать отсылку к лирике из альбома Blurryface: «Так мало, так гордо и так эмоционально. Привет, Клэнси».
You make me sad and second-guess myself
Twenty One Pilots устраивала демо-прослушивания в музыкальных магазинах в США. После одного из ивентов все тринадцать треков утекли в сеть, так что оценить альбом можно было уже 17 мая — на этот день релиз был намечен изначально. Отзывы в социальных сетях казались довольно противоречивыми. Некоторые из преданных фанатов осуждали коллектив за утрату яркого звучания и обезличивание собственного творчества. Другие же хвалили ребят за смелость. Действительно, альбом мало напоминает другие работы группы.
Что пишет об альбоме западная пресса?
Apnews: «Несмотря на большое количество ожиданий, Clancy смог достойно завершить сюжетную арку группы, начатую почти десять лет назад. Ритмичное звучание, яркий визуал и ностальгические отсылки к прошлым альбомам — это триумфальный конец эпохи».
Rolling Stone: «Twenty One Pilots смело экспериментируют с жанром. Они начинают с поп-панка в виде Next Semester, затем переходят к свойственному им эмо-рэпу в Backslide, а затем делают что-то напоминающее нью-эйдж в Routines in the Night. Очень смело. Однако картинка в целом выглядит довольно целостно. Работа вышла запоминающейся».
NME: «Запись — настоящий эксперимент. Чего только стоит странный, космический Lavish. Clancy звучит как поиск себя. В странном музыкальном пространстве группа раскрашивает серый мир своей палитрой концептуальных идей и нововведений».
If I'm being real, man, don't know how I feel, man
Что мы получили в итоге? Clancy — универсальный альбом, в котором найдутся песни на все случаи жизни. Остаётся только догадываться о том, каким будет дальнейшее творчество Twenty One Pilots. Однако Тайлер Джозеф успел дать фанатам первую зацепку.
Оказалось, всю промо-кампанию коллектив водил поклонников за нос. Финальная битва за Дему состоится после официального релиза Clancy. На приуроченном к выходу музыкальных видео стриме Тайлер Джозеф рассказал, что сюжетный клип на закрывающую песню альбома — Paladin Staint — фанаты смогут увидеть уже в начале июня.