Биониклы и Clubhouse. Почему все о них говорят?

Лёша Абанин

Кто бы мог подумать, что спустя 11 лет (последний набор был выпущен в начале 2010 года) серия экшен-фигурок от компании Lego под названием «Бионикл» (Bionicle = biological chronicle) снова станет одной из самых обсуждаемых и хайповых тем в интернете. Причём появились они практически ниоткуда, максимально внезапно и сразу масштабно. Виной всему странный флешмоб в твиттере и новая социальная сеть Clubhouse. Вы пока вообще не понимаете, что происходит? Сейчас всё объясним, но начнём с начала.

Что за Биониклы?

Биониклы — это конструкторы на базе Lego, которые ежегодно выпускались с 2001 года. Главное отличие от привычных наборов было в том, что все игрушки были связаны общим дизайном и лором, а внешние коробки — канистры — сильно выделяли их на полках магазинов. Причём если стандартные наборы Lego предлагали вам собирать какие-то жизненные или фантастические ситуации, то серия Биониклов продавала в первую очередь персонажей — старейших и могущественных воинов-повелителей стихий с масками Канохи. Если начать даже вкратце описывать историю этого мира, то на это не хватит и недели, так что загляните лучше в большую русскоязычную энциклопедию для более детального погружения в контекст.

Сразу после выхода первых наборов стали появляться комиксы (которые издавала компания DC Comics), полнометражные мультфильмы (сначала производства студии Miramax, а позже — Universal) и огромное количество книг, энциклопедий и путеводителей. Оно и логично, вселенная Биониклов росла огромными масштабами. Компании требовалось связывать воедино все маркетинговые ответвления, а потребителям нужно было успевать понимать, что там происходит (хотя многие дети — я, например, — играли с фигурками, вообще не подозревая об огромном лоре, особенно в начале нулевых и особенно где-нибудь в регионах).

Стоит так же отметить, что Биониклы — это не просто игрушки, как может показаться на первый взгляд. Герои серии по сюжету не только защитили остров Мата Нуи, но и в реальности спасли компанию Lego от разорения. Чтобы быстрее войти в курс дела, посмотрите видео Сыендука по этому поводу. Если же у вас очень много времени и вы хотите погрузиться в тему максимально глубоко, то переходите на вот эту пятичасовую лекцию про вселенную Биониклов.

Что любопытно, эти конструкторы первоначально были рассчитаны на детей от 6 до 16 лет, но постепенно вокруг Биониклов и всей вселенной начала формироваться армия взрослых поклонников с форумами, коллекционированием и моделированием (а теперь и набегами в Клабхаусе на популярные комнаты, но об этом чуть позже).

Кстати, в фанатских сообществах периодически ходят слухи о том, что Lego перезапустит всю серию, что, конечно, не может не радовать. Помимо периодических вбросов в инфополе, на сайте Lego Ideas в рамках подготовки к 90-летию компании проходило даже большое фанатское голосование на перевыпуск старых линеек.

Фото: Lego Group

Там Биониклы смогли одержать победу в первом туре, обойдя серии «Классический космос» и «Пираты». Во втором туре (финальном) было уже всего четыре претендента на победу. Голосование закрылось 10 февраля, официальных результатов пока нет, но фанаты надеятся и верят, что Биониклы победят.

Что такое Клабхаус?

Clubhouse (он же Клабхаус) — новая социальная сеть, где общаться можно только голосом. Это своего рода смесь рутинного рабочего Зума, подкастов, радио и фейсбука, который всех уже изрядно достал. Сначала из-за кринжового названия и еще более кринжовой аватарки может показаться, что это приложение для скачивания драм-н-бэйс битов с пиратских сайтов, но в итоге примерно после первой голосовой комнаты (тут так называют конференцию или как бы чат) складывается ощущение, что эта соцсеть — именно то, что нужно нам именно сейчас, после пандемии.

Причём сама соцсеть появилась ещё в марте 2020 года, начав стремительный рост, привлекая знаменитостей и делая ставку на закрытость (попасть туда можно только через инвайт уже зарегистрированного пользователя и только если у вас iPhone). Если в декабре количество пользователей достигало 600 тысяч человек, то к концу января оно скакнуло до пяти миллионов (Что? Да!). Через месяц, по ощущениям, счёт будет идти уже на десятки. В первую очередь такой рост случился за счёт плотного появления на европейском рынке. С февраля такими же сумасшедшими темпами начал развиваться и российский сегмент.

Фото: Clubhouse

Именно из-за закрытости, любопытства и условной элитарности в Клабхаусе сейчас зарегистрирован почти весь медиа-рынок: журналисты, кинорежиссёры, бизнесмены, деятели культуры. И среди них огромное количество известных инфлюенсеров и «селеб». То есть зайдя в Клабхаус, вы легко можете наткнуться на комнату, в которой режиссёр Кантемир Балагов, который скоро будет снимать пилот сериала по игре The Last Of Us, рассказывает о лучших кафе родного города Нальчик. По соседству журналисты оппозиционных медиа задают вопросы священнику Павлу Островскому. Тут же рядом Олег Тиньков раздаёт советы, как построить личный бренд, известные актёры обсуждают первую гастроскопию, а редакция 2х2.медиа рассуждает с кидалтами, кто такие кидалты. И вы, как пользователь, можете «поднять руку» и вам дадут слово.

Ну и, конечно, здесь же отряд Биониклов (в основном пользователи ставят свои настоящие имена и аватарки, но, как видите, не всегда) залетает в рандомные комнаты с просьбой зачитать свой манифест или устраивает «рейды». Так, например, большим наплывом «репортов» (стоит отметить, что это был не спланированный удар всего движения, но многие отдельные Биониклы участвовали в этом процессе) удалось заблокировать ведущего Владимира Соловьёва, который очень разозлился и объявил Биониклам войну (хотя даже не смог правильно поставить ударение в слове).

С чего начался новый виток хайпа Биониклов в соцсетях?

После сложного на политические новости января, когда было ощущение, что проклятый 2020 год не собирается заканчиваться, в первые выходные февраля в русскоязычном твиттере внезапно начали появляться обсуждения Биониклов (сначала шутки о том, что полицейские похожи на них, а потом уже добрые мемы out of context). Большинство людей вообще не понимали, почему ленты заполонились картинками с древними воинами от Lego, но это был старый-добрый бессмысленный и беспощадный твиттерский форс. Ничего не понятно, но очень смешно.

И вроде за выходные все выдохнули, но тут появился Клабхаус. И понеслось.

Биониклы и Клабхаус

Сразу стоит отметить и поблагодарить Романа Киселёва, который собственноручно собрал и подробно описал главные вехи движения Биониклов в Клабхаусе. Все ссылки и активности есть по этой ссылке. Мы же вкратце для тех, у кого мало времени, приведём основные тезисы существования Биониклов в новой соцсети:

— Первоначальными лидерами движения Биониклов в Клабхаусе являются журналист Армен Арамян, радиоведущий, блогер Майкл Наки и правозащитник Роман Киселёв. Спустя несколько дней к «кругу старейшин» примкнули стендап-комик Александр Долгополов и журналистка Виктория Аракелян.

— Все фанаты и последователи движения ежедневно собираются в комнате «Мата Нуи» с 23:00. Там люди обсуждают вселенную Биониклов, ностальгируют по легендарным наборам и рассказывают о своих первых игрушечных воинах.

— После обсуждения происходят «дипломатические набеги» на другие комнаты. Главная цель — «донесение слова Мата Нуи до кожаных мешков, остающихся в неведении».

Кадр: «Бионикл: Легенда возрождается» / Universal Pictures

— Обычно Биониклы доносят это «слово», изначально предлагая слушателям в комнатах узнать об идеологии движения. Если никто не против (тут как раз «набеги» — громкое слово, никакой токсичности, троллинга или желания испортить чужой разговор как раз нет), то представители Биониклов зачитывают свой Манифест. Его, конечно, лучше прочитать целиком.

— Биониклы просят поддерживать российских студентов, которых преследуют по политическим мотивам, и просят донатить на проект студеческого журнала DOXA «DOXA_OVD».

Всё это в рамках пока небольшого (по сравнению с остальным миром) русскоязычного сегмента выглядит как самое большое движение внутри соцсети, за которым очень весело наблюдать. То есть регистрируясь в Клабхаусе, невозможно пройти мимо Биониклов, поэтому все их сейчас обсуждают (причём это точно только начало). И классно, что партия Биониклов использует это в мирных и важных целях.

Кстати, тот самый Кантемир Балагов на одном из собраний пообещал поднять вопрос экранизации Биониклов на следующем совете директоров HBO.


А в следующий раз, дорогой читатель, мы вам расскажем о том, чем занимается в Клабхаусе движение Лего-человечков, почему они воюют с Биониклами и можно ли вообще не сойти с ума в современном мире. Но это уже совсем другая история.

P.s. Биониклы всех стран, соединяйтесь!

Родился, пока не умер. Этим и интересен

Понятно