О слиянии западной и восточной культуры говорят давно, но всё-таки китайские мультфильмы уникальны и самобытны. Китайцы везде продвигают свою культуру и традиции: почти в каждом мультфильме (помимо героев азиатов) мы видим д̶р̶а̶к̶о̶н̶о̶в̶, локальную архитектуру, кухню, м̶н̶о̶г̶о̶ ̶д̶р̶а̶к̶о̶н̶о̶в̶, музыку. Сюжеты часто основываются на традиционных легендах, которые, впрочем, не всегда интересны кому-то кроме самих китайцев.
Причём китайская массовая культура почти не доходит до европейского зрителя, но многие недооценивают её масштабы. В Китае настоящий бум посещения кино — именно там продаётся больше билетов в кинотеатры, чем в любой другой стране, а кассовые сборы порой обгоняют американские.
Киноиндустрия Китая, среди прочего, лидирует по восстановлению после эпидемии. Сумма общих кассовых сборов всех фильмов за 2020 год составила около $3,07 млрд, большую часть из которых зарабатывают картины отечественного производства. Стараясь захватить внушительную часть рынка, титаны голливудской анимации всё чаще сотрудничают с китайскими студиями. Уже сейчас, например, Warner Bros. работает с пекинской Light Chaser Animation, а Dreamworks — с шанхайской Pearl Studio.
Мейнстрим XX века
В середине прошлого века такой популярностью китайская киноиндустрия не пользовалась. В то время, как советская анимация уже дала нам «Вовку в Тридевятом царстве», «Чиполлино» и «Мойдодыра», в Китае только начинали анимировать. Мультфильмы 40-80-х годов теперь считаются истинной китайской классикой. Вот основные полнометражки, о которых важно знать:
Принцесса железный веер (1941 год)
Самый первый китайский полнометражный мультфильм. Его сделали в Шанхае братья Вань, взяв сюжет из популярного китайского романа «Путешествие на Запад». Мультфильм на удивление хорошо анимирован для своего времени. Важно учитывать, что в 1941 году японцы оккупировали Китай, поэтому то, что в такие неспокойные времена удалось снять хоть что-то, уже удивляет. Анимация заметно вдохновлена ранними мультфильмами о Микки Маусе, а среди действующих лиц попадаются довольно интересные персонажи, например, однобровая свинья.
Царь обезьян (1961 год)
Знаковый фильм для всей китайской культуры, по мотивам которого в разные годы выходило очень много ремейков. Изначально мультфильм выпустили режиссеры Ван Лай-Минг и Тан Ченг в двух частях — в 1961 и в 1965 году. Для тех времён получилось неплохое визуальное зрелище с крутой анимацией и художественным оформлением.
Сюжет основан на китайском мифе о Короле обезьян, а за музыкальное сопровождение отвечает оркестр пекинской оперы. В 2015 году студия October Media восстановила мультфильм и преобразовала его в 3D. Если нужно понять, что такое китайская анимация, оригинал или один из ремейков точно нужно посмотреть.
Три монаха (1980 год)
Мультик в этот раз не просто по легенде или сказке — теперь в основе лежит целая древняя пословица. Её смысл такой: если одному монаху нужно донести два ведра воды, он взвалит их на плечи, если это нужно будет сделать двум монахам, они разделят ведра, а если появится третий, воду не понесёт никто. В мультфильме нет диалогов, зритель просто наблюдает за тем, к чему придут забавные монахи.
Главная особенность мультфильмов того времени — тяга к отечественным историям, а особенно к мифам. Не учитывая то, что их популярность отчасти объясняется протекционистской политикой правительства, фольклор всё равно остаётся в центре индустрии. Так продолжается и сегодня: в истории китайской анимации началась по-настоящему новая волна, а миллионы долларов собирают высокобюджетные полнометражные мультфильмы, по-прежнему основанные на традиционных легендах.
Новая волна китайской анимации
Все мы хотим, чтобы мультики перестали ассоциироваться в первую очередь с чем-то детским, но пока что большинство из них, даже с большим бюджетом, производится для детей. В Китае точно так же довольно сложно найти то, что можно посоветовать не только своим младшим братьям и сёстрам. Но мы постарались и сделали подборку из десяти лучших мультфильмов новой волны.
Нэчжа (2019 год)
Самый кассовый мультфильм за всю историю китайской анимации — в мире он собрал $726 млн. В основе сюжета широко известная в Китае легенда. Нэчжа — один из самых популярных образов трикстеров в Восточной Азии. По сюжету мальчик родился с уникальными демоническими способностями и обречён умереть молодым. Он оказывается изгоем, которого все ненавидят и боятся. Согласно пророчеству, Нэчжа должен принести миру разрушение, но, чтобы разорвать оковы судьбы и стать героем, ему предстоит выбрать между добром и злом.
Мультфильм получил восторженные отзывы в Китае: на ведущей платформе рейтингов фильмов Douban у него 8,6 баллов. Это настоящий триумф для начинающего сценариста и режиссера Ян Ю и продюсерской компании Beijing Enlight Media, которая всего за шесть недель до релиза сообщала о падении своей прибыли. В 2021 году выйдет продолжение истории Нэчжа, вернувшегося в тело человека спустя 3000 лет после победы Царя Драконов.
Белая змея (2019 год)
Мультфильм от крутейшей китайской студии Light Chaser Animation. Именно тут делают самую сочную и качественную анимацию. Мультики её производства чаще остальных выходят на международный рынок, а некоторые из них периодически даже показывают в российском прокате.
«Белая змея», задуманная как приквел к одной из самых древних и непреходящих историй Китая, представляет собой роскошный рассказ о вечной любви, демонах-обманщиках и смертоносных мифических зверях. Девушка Бланка потеряла память и была спасена змееловом Сюань. Вместе они отправляются на поиски ключей к разгадке её личности. По пути они встречают много опасных препятствий и постепенно влюбляются друг в друга. Как только они приближаются к тому, чтобы понять, наконец, происхождение Бланки, случается катастрофа.
Анимационный фильм вышел в сотрудничестве с Warner Bros.
Дахуфа (2017 год)
Мрачная драма-антиутопия, ставшая первым китайским фильмом, получившим рейтинг PG-13. Вот мы и нашли недетский мультфильм. Мрачность и жестокость некоторых эпизодов действительно рассчитана на взрослую аудиторию, возможно, даже старше 18 лет.
Необычный рисунок сразу же очень выделяется на фоне других мультфильмов. Сюрреалистичный мир арахисовых человечков, у которых всё как-то странно, но притягательно. Гармоничная озвучка, которую можно смотреть даже в оригинале с субтитрами, чем нечасто может похвастаться что-либо на китайском языке. Сюжетная линия и уникальный художественный стиль, которого ещё не было в китайской анимации. Здесь много метафор и философских вопросов, например «Что значит быть человеком?».
Поднимается очень неожиданная для Китая тема контроля и манипуляции населением со стороны власти. Есть много скрытых сообщений, которые зритель может смаковать, а некоторые из них остаются открытыми для воображения. Учитывая строгие законы о цензуре в Китае, сценаристы и продюсеры сделали очень смелую попытку самовыражения. Сценарная свобода — это то, чего крайне мало в китайской анимации.
Главный герой — воин по имени Да Хуфа, который отправляется спасти принца своего государства из деревни арахисовых людей. Он обнаруживает, что деревня-антиутопия управляется фальшивым Богом. Чтобы спасти принца, Да Хуфа должен раскрыть весь заговор и победить Бога и его стражей.
Цзян Цзыя (2020 год)
Вы, возможно, даже не слышали о нём, но это самый кассовый анимационный фильм 2020 года в мире. Он основан на мифе о реальной исторической фигуре, которая помогала свергнуть безумного императора династии Шан. Цзян Цзыя — практически божество, одарённое сверхъестественными способностями и навыками, которые помогают ему избавить мир от демонических существ.
Чтобы заслужить своё место среди богов, командующий небесной армией Цзян Цзыя должен победить ужасающего демона-лиса, угрожающего самому существованию мира смертных. Узнав, что жизнь демона связана с судьбой молодой девушки, Цзян Цзыя щадит своего противника, что приводит к его изгнанию в царство смертных. Десять лет спустя ему предоставляется ещё один шанс выполнить задание, и Цзян Цзыя должен решить: стоит ли вступление в ряды небес цены одной невинной жизни?
Хорошего дня (2017 год)
Независимый и полностью авторский мультфильм, чего в Китае практически не бывает. Премьера «Хорошего дня» прошла на Берлинском международном кинофестивале в 2017 году. Это неонуарная история о том, как мафия следует за большой сумкой с деньгами, переходящей от одного человека к другому. Лю Цзянь — писатель, режиссёр, иллюстратор, продюсер, редактор фильма и даже написал один из саундтреков. Тут полно отсылок: на «Крёстного отца», на «Бегущего по лезвию» и на Тарантино. Все персонажи очень странные, а общее настроение передаётся анимацией мельчайших деталей: на заднем плане хромает собака, мерцает неоновая вывеска или лежат, развалившись, бездомные.
Подруга Сяо Чжана неудачно перенесла пластическую операцию, и ей нужны деньги на новую. Чтобы их достать, Чжан отнимает у криминального авторитета миллион юаней, но информация об этом распространяется слишком быстро, и теперь, помимо наёмного убийцы от владельца состояния, на него охотится жестокий приспешник, влюблённая парочка с венерическими заболеваниями и ещё множество ненормальных людей.
Криминальный триллер, над каждой сценой которого витает социально-экономический подтекст. В насыщенном действиями сюжете попадаются острые наблюдения за классом и культурой. В иллюстративных фигурах фильма отсутствуют карикатурные элементы, а реалистичная обстановка делает необычный триллер фантастическим примером анимации, раздвигающей границы, используемой для рассказа недетских историй.
Легенда о Хэй (2019 год)
История о кошачьем духе, который отправляется в путешествие самопознания после того, как люди разрушили его лесной дом. Режиссер MTJJ работал над мультфильмом пять лет, но концепцию позаимствовал из своего же проекта. В 2011 году он выпускал и сам распространял на китайской видео-платформе Tudouо одноимённый Flash-сериал о молодой девушке и её необычном коте. Количество поклонников росло, и MTJJ начал получать доход от мерчендайзинга, что позволило ему создать небольшую команду. Производство было довольно медленным, и за восемь лет вышло меньше 30 серий. В конце концов, мир увидел анимацию, выросшую из настоящего андеграунда.
Рисунок мультфильма, на первый взгляд, кажется простой, но фон и декорации очень детально проработаны. Над анимацией постарались студии Beijing Han Mu Chun Hua Animation и MTJJ Animation. Удалось воссоздать атмосферу затерянного мира природы, напоминающего «Тоторо» или «Принцессу Мононоке». В центре внимания кошачий демон Ло Сяо Хэй, который растёт как персонаж в нескольких измерениях. Его сопровождают симпатичные партнеры-гоблины и серьёзные люди-хозяева.
Эверест (2019 год)
Совместная работа шанхайской Pearl Studio и всеми известной Dreamworks. Это не первый продукт их производства — в 2016 году студии уже объединялись для создания «Кунг-фу панды 3».
«Эверест» рассказывает историю необычной дружбы между обаятельным пушистым йети и девушкой, демонстрируя, что, на самом деле, означает семья, и что в ней каждый может сделать друг для друга. Девушка играет на скрипке, и на это делается яркий акцент в некоторых эпизодах. Музыка вместе с хорошей анимацией создают захватывающий поток. Пейзажи представляют собой разнообразную иллюстрацию Китая и показывают красивую природу страны.
Хрустальное небо вчерашнего дня (2018 год)
Ну чё, пацаны, как тут без аниме, это же Азия. Здесь не самый оригинальный сюжет, но если хочется посмотреть что-то лёгкое, наивное и вдохновляющее, это идеальный вариант. Главные герои — старшеклассники, которым предстоит окончить школу и разъехаться по свету. Дружба, влюблённость, призвание — всё это под приятную музыку и красивые розовые закаты.
Легенда о воюющих царствах (2016 год)
Детализация лиц персонажей здесь на таком уровне, что сначала даже непонятно: то ли это фильм с большим количеством компьютерной графики, то ли всё-таки мультфильм.
В основе сюжета сирота Чилин, который становится учеником могущественного колдуна. Он обнаруживает у себя магические способности и втягивается в крупный конфликт между мировой магической элитой. Атмосфера анимационного фильма очень тёмная и зловещая, но посмотреть стоит даже если вы далеки от магов — анимация действительно очень качественная. Над «Легендой» работали 12 компаний, студий анимации и производства высокотехнологичного контента.
Гнездо дракона (2014 год)
Анимационный фильм, основанный на одноименной MMORPG 2010 года. В земле Альтера на протяжении многих лет враждуют люди, эльфы и злые твари, верные легендарному Чёрному Дракону. Но Чёрный Дракон начинает выходить из спячки, отправляя Зверей маршем через Альтеру. В опасной близости от зверя небольшая группа людей и эльфов объединяется, чтобы попытаться найти секретную дорогу к пещере Чёрного Дракона и разрушить её.
Анимация мультфильма в целом и выглядит как развёрнутое промо к игре. Среди персонажей те же светлые и тёмные эльфы, колдуны, варвары и жулики. Музыкальное сопровождение довольно тщательно подобрано: для каждой сцены и эмоции используется определённый инструмент, задающий определённый тон. «Гнездо дракона» особенно понравится поклонникам фэнтези-историй, базовых игр D&D и World of Warcraft.
Китайцы прокачивают свои технологии и стараются ориентироваться на мировой опыт, но всё-таки никто пока не нашёл волшебной формулы для последовательного создания хитов, которые выстреливали бы за границей так же, как и в Китае. И наоборот. Возможно, причина в слишком большом культурном разрыве. Пока ещё никому не удалось создать персонажа, который стал бы подлинным и в Китае, и на Западе. Даже По из любимой китайскими зрителями «Кунг-фу Панды» воспринимается ими как явно американская панда. А калькированное из других культур искусство почти всегда отдаёт фальшью. Если мы говорим об анимации, она определённо должна быть самобытной, но с умеренным заимствованием чужого опыта в благих целях.
Кстати, это ещё не всё. В следующий раз мы расскажем вам о Тайваньском андеграунде в противовес китайской анимации. А там прям очень интересно, так как Тайвань — Китайская Республика, но там демократия, поэтому не запрещён Винни-пух и нет таких строгих законов. А значит и у художников должно быть больше свободы. Но это уже другая история, точнее статья.