5 марта завершились онлайн-показы фильмов 71-го Берлинского кинофестиваля. Главный приз конкурсной программы, «Золотого медведя» за лучший фильм, получила картина румынского режиссёра Раду Жуде с залихватским названием «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно». Кинокритик Иван Афанасьев, героически отдежуривший пять дней на диване с ноутбуком и отсмотревший пару десятков фильмов фестиваля, рассказывает об этой весьма любопытной картине.
Для того, чтобы насладиться достоянием румынского кинематографа, российскому зрителю даже не придётся ехать в июне в Германию, чтобы увидеть «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно»: почти сразу после победы появилась информация, что фильм Раду Жуде купила кинопрокатная компания Capella Film. Смелые, надо сказать, ребята: пример скандального проекта «Дау», которому из-за порнографических сцен не дали необходимое для проката удостоверение из Минкульта, их не смутил. А, между тем, первое, что зритель увидит в фильме после заглавных тайтлов кинокомпаний-производителей — это, простите, здоровенная эрегированная елда, снятая на камеру телефона (кто крикнул «Дзюба»?), которую орально массирует девушка в розовом парике.
Её зовут Эми, она учительница в школе, и это видео должно было остаться в домашнем архиве, но быстро стало достоянием общественности, что, конечно, респекта женщине в глазах коллег не прибавило. На сайте Берлинфеста фильм именуется триптихом, и это вполне себе правда: он действительно состоит из трёх частей, которые логично дополняют друг друга.
В первой части Эми сталкивается с последствиями документации своих любовных утех: пока она прогуливается по улочкам Бухареста (который запросто можно принять за какой-нибудь город Краснодарского края), весь мир вокруг неё кипит ненавистью. Дама на улице предлагает оператору фильма сделать ей кунилингус, люди в аптеках срываются друг на друге в спорах о коронавирусе (все, разумеется, в масках), а неадекватный водитель сбивает пешехода, отказавшегося уступить ему дорогу на «зебре».
Второй фрагмент фильма представляет собой видеоэссе, сложенное из хроники, игровых элементов и документальных кадров, иллюстрирующее понятия из эдакой энциклопедии нетерпимости, в первую очередь, румынской. На букву «Д», например, здесь следует расшифровка понятия «Дети», и звучит оно примерно так: «Политические заключённые своих родителей» (на кадре в этом время переодетые в военную форму школьники зигуют и вышагивают некое подобие фашистского марша).
В контексте центрального конфликта фильма (детишки увидели непристойное видео с тётей из их школы, а их мамы и папы бросились тётю травить) это довольно актуальный термин. Вообще, вторая часть — это практически манифестация: режиссёр без пощады тыкает румынскую власть в замалчиваемые проблемы страны: от пронацистского прошлого до религиозной нетерпимости.
Наконец, в третьей части сюжет возвращает ненависть в круги классического нарратива: на школьном собрании, больше похожем на корпоративчик в аду, выносится на обсуждение вопрос о наказании учительницы. Можно прикинуть, что это такая пародия на половину американских фильмов, где в финале герои и злодеи встречаются в суде, но постепенно происходящее окончательно теряет любые признаки нормальности и превращается в парад морализаторства и моральных уродств. Удивительно, как это похоже на почти любой судебный процесс в одной известной стране, что лишний раз подчёркивает, насколько это актуальный фильм для нас с вами. И чтоб вы совсем сошли с ума от счастья, в фильме есть три варианта конца (кхм, или всё-таки концовки?), как в вестернах Серджио Леоне: хороший, плохой, злой. Выбрать, правда, не дадут, но последний вариант вам точно понравится.
Зачем вообще это смотреть, если не только ради трёх минут стокового порно в начале? Затем, что фильма, который лучше фиксирует ощущения от того, как всех достал предыдущий год (и пока ещё подбешивает этот), пока просто не придумали. Ближе к финалу всех героев кинокартины хочется, как минимум, сдать в психушку или сразу вручить профилактическую путёвку на нары, но после осознаёшь, что, вообще-то, мы живём в этом «Неудачном трахе» уже года полтора как. И он всех нас страшно достал.
Миру был нужен фильм, который способен саккумулировать эту усталость вот в такой забористый интеллектуальный трэш, от которого, с одной стороны, хочется выть, а с другой — смеяться, как сумасшедший.
Последний вопрос, который возникнет у зрителя: а причём тут Чудо-женщина в заголовке? А вот не скажу. Смотрите фильм и сами всё увидите. Одно точно: Галь Гадот после такого пора на пенсию. Ну или в порно — разумеется, сумасшедшее.