Пока на Apple TV+ постепенно выходит второй сезон Central Park, давайте вспомним, какими были первые анимационные мюзиклы, что в жанре со временем менялось и как сегодня выглядят истории, где на самой кульминации выбегают сорок слонов и герои начинают петь всем двором.
На берегу давайте уточним, что вообще подразумевает под собой мюзикл. С одной стороны, у него свои отличительные черты: повторяющиеся репризы, жанровый разброс синглов, много хореографии и надоедливых песен. С другой — в анимации часто мы видим именно музыкальные мультфильмы, в которых сюжет тоже часто перетекает в танцы, но такие вставки не сюжетообразующие. Из-за такого близкого сходства сложно разделять эти понятия — скорее они напоминают волны в развитии жанра. То музыка в фокусе из-за того, что диалоги в целом не используются, то она отходит на второй план и служит дополнительным пунктом, то снова выходит вперёд, передразнивая каноничные мюзиклы из театров.
Одним из прототипов стал «Пароходик Вилли» — первая анимационная музыкальная короткометражка. Тогда на монтаже ещё не сводили звук и видео, из-за чего команде Disney пришлось озвучивать мульт буквально в прямом эфире. Пока зрители сидели в одном зале, в соседнем труппа музыкантов играла мелодию. Тогда короткометражка шокировала присутствующих и открыла дорогу в мир мультфильмов со звуком. Популярными в те времена были и Silly Symphonies («Глупые симфонии»), выпускаемые Уолтом Диснеем в 1929-1939 годы. В числе анимационных короткометражек встречается и блистательный «Танец скелетов» — в нём нет диалогов и сюжета; только музыка, виртуозная хореография и комичность.
Намёк на музыкальность стали отображать в названиях, и на улице анимации перевернулся грузовик с мелодиями, симфониями и гармониями. Так в первой половине XX века выходили короткие мюзиклы Looney Tunes и Merrie Melodies от Warner Bros., а также «Счастливые гармонии» от MGM.
Фурор не только в жанре музыкальных мультфильмов, но и во всей индустрии мультфильмов произвела первая полнометражка «Белоснежка», откуда мы знаем песню гномов, которые идут в шахту за алмазами, и танец Белоснежки при первом знакомстве с будущими соседями. Встав на эту тропу музыкальных мультфильмов, Disney не останавливается и до сих пор: «Красавица и Чудовище» (Всех сильнее Гастон / Всех умнее Гастон!), «Фантазия», «Леди и Бродяга» и «Моана» чего только стоят.
Мюзикл встретился с анимацией и на просторах игрового кино: в вышедшем 1944 году фильме Anchors Aweigh Джин Келли поёт в дуэте с известной мышью Джерри. Это сочетание мультипликации с актёрами продолжает мюзикл Dangerous When Wet, где мы видим парочку Тома и Джерри, танцующих под водой с Эстер Уилльямс.
Со временем помимо жизнеутверждающих мюзиклов, где все радуются жизни или по-киношному грустят, появляются и мрачные дерзкие истории — в работах Тима Бёртона. В 1993 году он выпускает «Кошмар перед Рождеством», наполненный рефлексивными песнями о лучшей жизни в другом мире, попытками уговорить население стать добрее и возвеличиванием Хэллоуина. Этот же вайб он сохраняет в «Трупе невесты» (2005 г.), где нам снова показывают танец скелетов (уже не такой виртуозный, как в Silly Symphonies, но тем не менее).
Не отставали от тренда на музыкальные мультфильмы и советские студии. В 1969 году выходит экранизация сказки братьев Гримм «Бременские музыканты», ставшая популярной в СССР за счёт как раз-таки песен с элементами рок-н-ролла Геннадия Гладкова. Тираж пластинок с музыкой из мультфильма за два года включал 28 миллионов.
А в марте 1980 года на Центральном телевидении во время весенних школьных каникул выходят «Приключения капитана Врунгеля» — целый калейдоскоп не только анимационных техник (тут и перекладка, и рисованная анимация, и даже реальные кинокадры), но и музыкальных номеров. От песни агента Ноль-Ноль-Икс про детектива до известной «Мы бандито»:
Мы бандито, гангстерито, мы кастето — пистолето, о-йес,
Мы стрелянто, убиванто, украданто то и это, о-йес,
Банко — тресто президенто ограблянто ун моменто, о-йес,
И за это режисенто нас сниманто в киноленто, о-йес!
И так как изначально под мюзиклом понимали именно комедию с танцами и песнями, совершенно очевидно, что в жанре семейных ситкомов тоже есть свои бриллианты. Тут и песни из «Большого рта», где женщины поют о бодипозитиве в сауне или тампоны рассказывают о менструации. И свежий Central Park, который переосмысляет жанр мюзикла и даёт ему будто бы второе дыхание.
Он умудряется это сделать, соблюдая все нормы: разные жанры, повторение музыкальных реприз, даже сцена с хором-флешмобом посреди улицы. И если многие сериалы используют песни в виде дополнительных вставок, то Central Park умудряется прятать в эти фрагменты пасхалки и сюжетные повороты. Так привычная форма открывается с новой стороны, где промотать даже самую надоедливую песню вряд ли получится без потери части истории. А ирония и лёгкий юмор сделают всё, чтобы вам банально не захотелось пропустить очередную песню.
Так мы видим, что изначально предсказуемый жанр для анимации переосмысливается, углубляется и даёт новые краски привычным мультфильмам и мультсериалам, где музыкальные вставки иногда хочется скипнуть во время просмотра. Посмотрим со временем, смогут ли переиграть мюзикл снова — в новом сезоне «Центрального парка» или других мультсериалах прекрасного будущего.