23 октября в прокат вышел мюзикл «Алиса в Стране чудес» Юрия Хмельницкого, претендующий на звание самой громкой адаптации сказок последних лет. В касте одни звёзды: Ирина Горбачёва, Паулина Андреева, Милош Бикович, Анна Пересильд и Сергей Бурунов. Рассказываем, что ждать от экранизации.
Дни Алисы (Анна Пересильд) тянутся однообразно: школа, дом, школа. На носу ОГЭ и двойка за экзамен, ведь мысли заполнены не учёбой, а первой любовью. Девчонку ругают родители, травят одноклассники, убивает рутинность жизни. Она мечтает о приключениях, где спадут оковы и дышать станет легче. Забыв заветную фразу «Бойтесь своих желаний», Алиса попадает в иную страну, где то и дело встречает знакомых и близких людей. Проблема лишь в том, что они не помнят её.
Юрий Хмельницкий уже второй раз работает с мюзиклами. Его дебютом в большом кино стала третья часть народного «Льда» с Сашей Петровым. На достигнутом, пусть и с некоторыми издержками в виде отрицательных рецензий, начинающий постановщик останавливаться не стал и взялся за очередную экранизацию «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Теперь на арене современных музыкальных картин два борца: Хмельницкий и Умаров. А кто кого перепрыгнет в технике, бюджете и кассовых сборах, узнаем после «Щелкунчика» с Марком Эйдельштейном.

За сценарий фильма взяла ответственность Карина Чувикова, написавшая и снявшая расхваленный сериал «Между нами химия» с довольно понятным лекалом: женщина при смерти ищет спасение в любви. С «Алисой» же команда постаралась заморочиться даже на уровне текста, использовав в качестве фундамента не оригинальную историю Кэрролла, а отечественный музыкальный спектакль Олега Герасимова со стихами Владимира Высоцкого. Как и авторы аудиоверсии, Чувикова избавляется от нескольких персонажей, заменяя их славянскими архетипами. Так, Гусеница (Сергей Бурунов) больше не курит кальян, а мастерит летательный аппарат, откуда ни возьмись появляется Попугай (Артём Кошман), а Белая королева становится Герцогиней (Паулина Андреева).
Расхождения с работой Герасимова тоже имеются, например, в экранизации нет Червонного короля. Однако найдётся больше сходств, в том числе в иерархии сюжета. Мир «Алисы» строится вокруг двух «этносов»: антиподов и антипятов. Первые — коренные жители Страны чудес и альтернативные личности нашего мира, вторые — Алиса и ей подобные, то есть те, кто живёт в парадигме времени, может взрослеть или стареть, рождаться или умирать. В волшебном мире подобная опция отсутствует: солнце вечно в зените, деревья не теряют листву, а на дворе вечное лето. Здесь нельзя кого-то убить. Казнь означает лишь то, что человек или любое иное существо будет ходить с отрубленной головой подмышкой. Отсутствие хроноса атрофирует и чувства, так что в стране практически нет места искренности, лишь за редким исключением. По сути, это один из кругов ада, где тебя истязают монотонностью. Жаль, Данте Алигьери не застал этот век.



У Герасимова компаньон Алисы в лице Додо выполнял функции Чешира, в фильме Хмельницкого он предстаёт обыкновенным школьником Дододиным (Олег Савостюк), к которому Алиса испытывает симпатию. Парень становится её проводником между двумя мирами и занимает позицию трикстера. Роль же Кота досталась настоящему открытию — Илье Лыкову, который в фильме неповторим. Учитель литературы из блёклого школьного класса перемещается в настоящую пустыню, альтернативу песочных часов, накидывает огромную шубу в пол и разгуливает с бокалом игристого в руке. Он рассказывает главной героине о том, что такое истинная любовь и какие двери она может открыть.

Лента изобилует яркими образами: Ирина Горбачёва с винными волосами перевоплощается в Червонную королеву, Милош Бикович — в Шляпника, Паулина Андреева — в Герцогиню, мечтающую занять престол, Полина Гухман — в подлую Мышь, Артём Кошман — в агрессивного Попугая, а Кристина Бабушкина — в классного руководителя или просто царицу, потому что невероятна, как всегда. Спасибо Хмельницкому, что вместо антропоморфных животных, как в «Бременских музыкантах» Алексея Нужного, зритель наблюдает за людьми. Конечно, иногда возникает ощущение, что зритель на детском утреннике, особенно когда Гухман без передышки дёргает мышиным носиком. Прям «Приключения Буратино» 1975-го, не иначе. Однако стоит отдать должное художникам за костюмы, особенно у молодых актёров: так как действие происходит в современном мире, здесь всё стильно, а иногда гранжево и глэмно, чего только стоит объёмный джинсовый образ Олега Савостюка, отсылающий к ворону. Стандартное голубое платье главной героини меняют на розовое, а белокурые волосы — на тёмно-русые, будто подтверждая мысль, что любая девчонка может быть Алисой — не только блондинка с фартучком и чёрной повязкой на голове.



Особое внимание и признание заслуживают декорации. Значительная часть съёмок проходила в Сочи и Абхазии, так что действующие лица то плавают в Чёрном море, то щурятся от солнца на песчаном берегу, то пробираются сквозь заросли самшита. Много и детализированных павильонов, когда классы школы или дом Алисы приобретают иной вид — сновидческий. Художникам удалось построить и бесконечный стол с кучей сладостей, за который хочется присесть, надев кремовое платье с жемчугом и вооружившись безе. Музыкальные номера тоже симпатичные: поёт практически каждый из героев, а все композиции написаны с нуля без опоры на аудиоспектакль. Изобилуют массовые, а не моновыступления: к танцу подключаются десятки людей из массовки, камера успевает поймать движение всех с верхней точки съёмки.
С лейтмотивом сна связано и отсутствующее в Стране чудес течение времени, что соотносится с Алисой-подростком, которая живёт фантазиями, а не минутами. Это позволяет авторам говорить о ценности хроноса и уходить в психологизм: в альтернативном мире девочка видит искажённые формы уже знакомого. Подсознание отзеркаливает реальность. Антиподы олицетворяют теневые стороны персонажей, к примеру, Королева и по совместительству мама главной героини проявляет накопившийся гнев, чего старается не делать в повседневности.



В оригинальной истории Алиса боролась с тиранией и пыталась защитить страну от самодурства правительницы. В адаптации 2025-го она лишь пешка в игре Герцогини, в чём кардинально отличается подтекст истории. Почему жители Страны чудес помешаны на часах, пока другие, наоборот, пытаются остановить процесс старения и искоренить смерть раз и навсегда? Что будет после того, как время настанет? Ответы на эти вопросы никто не знает. Как и то, что останется после сказки, когда её расскажут.
