Продолжаем на 2х2.медиа не только изучать поп-культуру со стороны зрителя, но и вместе с её главными героями разбираемся, как всё устроено изнутри и на что стоит обращать внимание тем, кто только начинает свой путь. Ранее мы обсудили с Колей Редькиным, зачем музыкантам работать над промо своих релизов, а ещё узнали у DRIADA, какие инструменты стоит использовать начинающим саунд-продюсерам. В новом материале вместе с певицей AFELIA учимся писать тексты на примере её нового альбома «3 сессии в неделю» и песен Билли Айлиш.
— А расскажи, как ты вообще начала писать тексты?
До момента, как я оказалась в Cream Soda, я вообще не задумывалась о структуре песен и о том, как их писать. Я просто следовала за тем, что болело, что просилось наружу. У меня не было цели, не было чёткого понимания, к чему это приведёт — просто ежедневная практика, поток эмоций.
Но в какой-то момент я поняла, что хожу кругами. Вокальные гармонии начали повторяться, и я зашла в тупик. Я чувствовала, что мне нужно двигаться дальше, но не знала как.
В 2022 году я отправилась с Димоном и Илюхой из Cream Soda писать альбом. Мы отслушали около 200 демок (а может, и больше), каждый выбрал фаворитов, и началась работа.
Меня потряс их подход. Я привыкла брать гитару или садиться за фортепиано и сразу же писать песню. А тут было совсем иначе: сначала музыка — потом поиск вокальной гармонии. Для моего мозга это был ад. Но за несколько месяцев такой работы я осознала, насколько важна гибкость в сонграйтинге.
— Можно ли структурировать твой опыт в правила?
Главные уроки, которые я вынесла:
Любая песня начинается с идеи
Это может быть конкретная история, эмоция или даже случайная фраза, зацепившая вас по пути домой. Иногда идея лежит на поверхности, а иногда её приходится вытаскивать из подсознания. Но одно правило работает всегда: классная песня = честная песня.
Почему песни Земфиры* так трогают? Потому что она умеет говорить о сложных, болезненных вещах простым языком, без лишнего пафоса, но с полной эмоциональной уязвимостью. В этом её сила. Она не боится быть честной и открытой перед слушателем, и именно поэтому её тексты попадают в самое сердце.
Возьмем, например, «Хочешь?»:
Пожалуйста, только живи
Ты же видишь: я живу тобою
Моей огромной любви
Хватит нам двоим с головою
Эти строчки не перегружены метафорами, но они максимально живые. Они звучат так, будто ты сам мог их сказать или написать, но почему-то не сказал. Это и создаёт ту самую магию сопереживания, когда слушатель узнаёт себя в песне.
Настоящая сила текста — не в сложности, а в эмоции и честности. Если ты чувствуешь то, о чём пишешь — это почувствуют и другие.
Если есть затык — меняй подход
Попробуй сделать что-то иначе:
- Импровизируй без инструментов — включи диктофон и пой всё, что приходит в голову.
- Используй «рыбий язык» — просто набор звуков, который поможет найти ритмику и настроение будущей мелодии.
- Меняй инструмент — надоела гитара? Бери фортепиано. Надоело фортепиано? Играй с синтезатором, пробуй разные звуки.
- Не бойся предлагать «глупые» идеи. Сначала мне было страшно импровизировать с ребятами, потому что я думала, что предложу что-то не крутое. Но Дима научил меня: ошибки — это путь к крутым решениям.
(Пишу это, как мантру самой себе, ахахах, потому что сама до сих пор иногда боюсь! Мы все учимся вместе. 😉)


Рифма не обязательна
Важнее всего звучание слов и их сочетание с музыкой. Пример:
🔹 «Я люблю тебя» может прозвучать банально и кринжово, а может — мощно и эмоционально. Все зависит от того, какую гармонию ты подберёшь.
В песне «Я писала тебе» первый куплет я написала за секунды и отправила SHUMNO как черновик. Думала, что позже перепишу текст. Но в итоге оставила как есть, потому что:
«Я так хочу, не вспоминать о том,
Как я сползала по стене с утра...»
Тут нет рифмы, но звучит лучше, чем любые придуманные варианты с рифмой. Потому что важнее ритмика и естественность. Если тебе нравится твой текст, но рифма звучит странно — поменяй вокальную гармонию вместо того, чтобы насильно искать новые слова.
Изучай своих вдохновителей
Выбери артиста, который тебя цепляет. Разбери его песни на молекулы:
- Как строится его текст?
- Какие гармонии он использует?
- Какие приемы делают его стиль узнаваемым?
Но! Не копируй — вдохновляйся и адаптируй под себя.
Можем разобраться на примере Билли Айлиш или Fred again.
Билли — мастер интимной подачи и эмоционального контраста. Её песни часто звучат тихо, почти шёпотом, но при этом передают огромную глубину чувств. Она использует:
- Личную, уязвимую лирику. Её тексты кажутся исповедями, но в них можно узнать себя.
- Минималистичную музыку, которая делает акцент на голосе и эмоциях.
- Контраст в звучании — её треки могут быть нежными (when the party’s over) или агрессивными (bad guy).
🔹 Чему можно научиться? — Как голос и манера исполнения могут передавать эмоции не хуже слов. Необязательно кричать, чтобы твой текст «бил» по эмоциям.
Fred again же не просто пишет песни, а ловит моменты жизни и превращает их в звук.
- Его тексты часто состоят из вырезанных фраз реальных людей, голосовых сообщений, случайных записей разговоров. Он берёт живые чувства и строит вокруг них музыку.
- Его треки могут быть танцевальными, но в них всегда есть чувство уязвимости и меланхолии (Delilah (pull me out of this), Marea (we’ve lostdancing)).
- Он не просто использует чужие фразы, а наполняет их новым смыслом через повторения, изменение тембра и ритма.
🔹 Чему можно научиться? — Твои тексты не обязаны быть сложными — иногда одно повторяющееся слово или фраза, произнесённая правильным тоном, может сказать больше, чем длинный куплет.
Вдохновение — это не волшебство, а навык
Я не согласна с фразой: «Вот у меня нет вдохновения, поэтому не буду писать песню». Так, к сожалению, не работает. А если и работает, то недолго.
Вдохновение — это не случайное озарение, которое приходит к избранным. Это состояние, которое можно развивать, искать, провоцировать. И я сама постоянно с этим работаю. Бывают дни (и даже недели), когда кажется, что всё внутри пусто. Нет идей и желания что-то писать. Но артисту важно уметь творить даже тогда, когда вдохновения нет. Если ты научишься этому, то сможешь писать стабильно, а не только в моменты, когда вселенная шепчет тебе в ухо.
Что мне помогло!
- Не жди музу — приглашай её. Иногда вдохновение приходит не перед написанием песни, а в процессе. Просто сядь, возьми инструмент, начни напевать, набрасывай текст — и вдруг что-то зацепит.
- Переключайся. Если идея ускользнула, не насилуй себя. Отпусти её и откройся новым мыслям. Посмотри фильм, почитай книгу, пройдись по улице — вдохновение может прийти из неожиданных мест.
- Пиши, даже если кажется, что не о чем. Важно не ждать гениальной идеи, а работать с тем, что есть здесь и сейчас. Записывай любые строки, набрасывай мелодии — ты удивишься, как из хаоса может родиться что-то сильное.
- Не бойся «плохих» идей. Иногда мы сами блокируем себя, потому что кажется, что выходит ерунда. Позволь себе писать без страха. Даже если сегодня не получится шедевр, завтра ты возьмешь этот набросок и увидишь в нем что-то ценное. Раньше я боялась «плохих» идей. Теперь понимаю: важно просто записывать мысли, даже если они кажутся бредом. Иногда из случайных слов рождается лучшая строчка.
- Отдыхай, но не впадай в ступор. Да, если ты выжат(а), иногда стоит просто перезагрузиться. Но не путай это с прокрастинацией. Главное — не пугайся пауз.


Вдохновение — это не случайная удача, а навык, который можно тренировать! Песня — это всегда поиск. Это пробовать, ошибаться, экспериментировать и не бояться идти в неожиданные стороны. Чем больше ты пишешь, тем сильнее становится твой стиль. Так что — не бойся, пиши, ломай правила и создавай что-то новое!
21 февраля AFELIA выпустила «3 сессии в неделю» — второй сольный альбом. Он содержит пять новых треков и один ремикс, через которые она делится со слушателями личными переживаниями о сложных взаимоотношениях, изменах, разбитом сердце, созависимости, жертвенности и утрате.
На альбоме отметился Антон Лисов из Jane Air, а в записи помогал SHUMNO, Феликс Бондарев из RSAC, Fargo и Игорь «XWinner» Власов.
* Минюст признал Земфиру иноагентом в феврале 2023 года