Borderlands — одна из самых безумных франшиз в игровой индустрии и, что иронично, одна из самых неоднозначных. За 16 лет в серии вышло семь игр, комиксы, настолки и даже фильм по мотивам! Далеко не все проекты оказались удачными или прошли проверку временем. А разобраться какая часть серии шутеров стоит внимания, поможет наш материал.
Немного предыстории
Всё началось c Rebel Boat Rocker: студия, состоящая по большему счёту из разработчиков 3D Realms, занималась созданием футуристичного шутера Prax Wars. Издательством занялась Electronic Arts. В игре нужно было противостоять Данте, главе «Пракс Индастриз», который создал армию мутантов. Центральный герой, руководитель отряда «Эклипс», спасал мир от грядущей глобальной катастрофы. К сожалению, первый и единственный проект Rebel Boat Rocker так и не дожил до релиза. Спустя полтора года разработки Prax Wars был отменён, а студия распалась. Но важно не это, а то, что пять её бывших разработчиков основали Gearbox Software. Среди них: работавшие в 3D Realms глава студии Рэнди Питчфорд и Брайан Мартел, Лэндон Монтгомери из Bethesda Softworks, а также Роберт Хейронимус и Стивен Баль.



Первое время компания плотно сотрудничала с Valve и выпустила три аддона по франшизе Half-Life и Counter-Strike: Condition Zero. Кроме этого, Gearbox занималась портированием игр. Они ответственны за ПК-версии Tony Hawk’s Pro Skater 3 и Halo: Combat Evolved.
А теперь о Borderlands
«Когда я был начинающим игровым разработчиком, создавал исключительно РПГ и играл только в них. Я — геймер, который рос вместе с серией Ultima. Потом вышла Wolfenstein 3D. Вскоре после этого я переехал в Даллас и стал частью Apogee Software. Мой первый коммерческий продукт — Duke Nukem 3D. И тогда оказалось, что 3D-экшены могут быть весёлыми, быстрыми. В них была глубина. Это полностью изменило мои отношения с интерактивными развлечениями», — говорил Рэнди Питчфорд.
Разработка проекта об искателях хранилища началась в 2005 году. Питчфорд проникся идеей смешать жанры шутера и РПГ. В качестве источников вдохновения Рэнди выбрал Diablo, Nethack, Doom и Halo. Ну а первые разговоры про лутер-шутеры в Gearbox начались ещё в 1999 году. Borderlands как концепт и финальный продукт — две совершенно разные игры. Изначальные идеи включали в себя реалистичные процедурно-генерируемые уровни и арт-дизайн.

Первая информация о Borderlands появилась в 2007 в журнале Game Informer. Игра попала на обложку сентябрьского выпуска, который включал в себя основную информацию о проекте: три играбельных персонажа, кооперативный режим на четырёх человек, подробности о вселенной Пандоры и пересказ демо-версии для журналистов.
Примечательно, что в 2007-м, за два года до выхода, Borderlands всё ещё опирался на реалистичную стилистику и случайно-генерируемые пещеры, бункеры, башни и барьеры.



Лишь в 2008-м первенец франшизы стал приобретать тот вид, по которому известен сейчас. И благодарить за это стоит Fallout 3 и Rage, на которые, по словам тестеров, и была похожа Borderlands. Тогда Брайан Мартел говорил, что они «просто не хотят быть Rage для бедных», после чего началась работа над редизайном. На смену реалистичной серой пустыни пришёл яркий комиксный сел-шейдинг, источником вдохновения которого стал короткометражный мультфильм Codehunters Бена Хибона. Gearbox даже хотела нанять режиссёра для работы над игрой, но договориться не вышло. Хибон прокомментировал ситуацию так:
«Хочу прояснить. Я никогда не создавал ничего для Gearbox или Borderlands. Они увидели мою работу и решили воспроизвести её. Присвоить себе. В тот момент мне тяжелее всего было понять, почему они просто не спросили у меня напрямую. Мы же уже обсуждали сотрудничество. Бессмыслица какая-то».
Выход игры
Шутер, уникальный как геймплейно, так и визуально, вышел в 2009 году и повествовал об искателях хранилища, которые слетаются на планету Пандора. По слухам, внутри ящика находятся чертежи могущественного оружия расы пришельцев Эридианцев. Всё прохождение крутится вокруг поиска частей ключа для Пандоры. Собрав его, герой может открыть хранилище.
В игре есть четыре играбельных персонажа, но ни у одного нет особой предыстории. Охотник Мордекай, в бою предпочитающий использовать снайперские винтовки, может вызывать на поле боя птицу «Кровокрыла», атакующую врагов. Сирена Лилит — человек, одарённый сверхъестественными способностями (всего таких существ одновременно может быть шесть), в бою использует «Фазовый скачок», с помощью которого становится невидимой и создаёт взрыв. Солдат Роланд может вызывать на поле боя турель со щитом «Скорпион». В прошлом он состоял в «Алом копье» — частной армии межгалактической корпорации Атлас, которая занимается поиском хранилища и производит оружие. Последний герой — Берсерк Брик, который использует взрывное оружие, ракетницы, гранаты и рукопашный бой. Он может входить в состояние ярости и наносить повышенный урон кулаками.

Примечательно, что первые три персонажа появились ещё в журнале Game Informer, но среди них оригинальный вид сохранил только Мордекай. Внешность остальных перешла антагонистке Командиру Стилл, главе частной армии корпорации Атлас, желающей отнять у героев ключ от хранилища. А также кровавому доктору Зеду, поставщику аптечек в Пандоре.
Сюжет в первой части довольно слабый и неровный. Прохождение ощущается как сон под температурой 38 и 5. Вроде дошёл до титров, а что это было, так и не понял. История просто даёт цель: открыть хранилище. Вперёд отбирать ключ у безумных злодеев! Мотивация довольно слабая, из-за чего на первый план выходит уникальный геймплей.
Как уже говорилось, Borderlands — не только шутер, но ещё и РПГ. Тут нет полноценного отыгрыша, от жанра осталось лишь несколько элементов. Например, система уровней, которые есть как у главного героя, так и у противников. По сюжету часто встречаются ситуации, когда уровень противника настолько высокий, что не остаётся другого выбора, кроме как уйти с основного задания и начать выполнять побочки. Умереть технически нельзя: сперва игрок получает возможность ожить, для чего нужно убить случайного противника за отведённое время. Если провалить мини-игру, то персонаж переродится на ближайшей станции «Новый Вы», которая полностью воссоздаёт героев с помощью хранящейся в ней ДНК. Прогресс по прохождению не сбрасывается, убитые враги не возрождаются, а единственным наказанием становится небольшой денежный штраф. Но и он не страшен, ведь покупать особо нечего.

Развиваться в Borderlands нужно ещё и ради скиллов. У каждого персонажа есть три ветки прокачки и особый навык. Они делят героя на разные классы. Например, у Брика есть первая ветка «Борец», посвященная рукопашным атакам. Пассивные навыки дают бонус к атакам ближнего боя, улучшают длительность его ульты и восстанавливают здоровье за соответствующий стиль. Вторая, «Танк», улучшает здоровье и повышает сопротивление к урону. Третья, «Бластер», улучшает атаки из огнестрельного оружия. Развивается герой медленно: в среднем за время прохождения опыта хватит на закрытие лишь одного класса из трёх. Таким образом, полноценная система уровней в Borderlands регулирует сложность. Гриндволлы появляются относительно часто, пробежаться по сюжетке не удасться. Но как мотивировать игроков оставаться в шутере и тратить время на развитие персонажа? Тут Gearbox заимствуют ответ у Diablo.
Разработчики так и не добавили в финальную версию процедурно-генерируемые уровни, но это не значит, что они полностью отказались от идеи. Вместо этого рандомными стали пушки, которые могут выпасть с убитого противника. И это именно та механика, за которую серия получила прозвище «лутер-шутера». Главная причина убийства врагов — не получение опыта и продвижение по истории, а возможность получить оружие лучшего качества. Ещё в Borderlands есть гранаты и восстанавливающиеся щиты, похожие на те, что есть в Halo. Уникальны они не только по цифрам урона: у стволов есть параметры редкости, разные производители и механики. Например, в одной из первых миссий дают дробовик, при выстреле из которого пули летят волнами. Изучать новое оружие весело.


Ещё один элемент, за который Borderlands так полюбилась игрокам, — второстепенные персонажи и противники. С самого начала героя встречает комичный робот корпорации «Гиперион» CL4P-TP, также известный как Железяка, который уже стал маскотом серии. У него огромное эго, но это просто беззащитный робот, который при виде опасности визжит и тут же прячется. В начале встречается и уже упомянутый доктор Зед, а в ЭХО-сети, местном устройстве для коммуникации, с протагонистом постоянно будет поддерживать связь таинственная Ангел. Именно она задаёт главную цель — найти ключ от хранилища. Кроме второстепенных героев проект предлагает интересных противников. Самые знаменитые — психи. Это бывшие уголовники, которых корпорация Даль, крупнейший производитель оружия в серии, отправила на Пандору в качестве рабочих, а потом просто оставила, когда на планету прилетел Атлас. В игре они предпочитают ближний бой и постоянно вбрасывают безумные фразы. Именно их можно увидеть на обложке каждой части игры.
Borderlands предлагает обширную фауну из собакоподобных скагов, похожих на птеродактилей летающих Ракков, огромных муравьёв-пауков и крабов. Живность разбросана по тематическим локациям, поэтому встретить, например, муравья-паука в начальной локации невозможно. К слову, передвигаться по миру можно не только пешком, но и на транспорте, который управляется как в Halo (поворачивать его приходится при помощи правого стика или мыши, что не слишком удобно).


Все эти элементы сделали из обычного шутера уникальный продукт. Игру высоко оценили критики, всего за три месяца было продано более двух миллионов копий. Для Gearbox это был невероятный успех. После разработчики выпустили четыре сюжетных дополнения и приступили к работе над второй частью.
Сейчас играть в первую часть такой крупной серии уже не так весело. Хоть стиль Borderlands и смотрелся свежо на момент выхода, разработчики пришли к нему всего за год до релиза. Из-за этого атмосфера игры не могла в полной мере передать «комиксность» и несерьёзность происходящего. Локации серые и пустые, музыка практически отсутствует, а диалоги не завлекают. Искусственный интеллект в шутере простоват: бандиты не пытаются избегать шквала пуль и часто просто стоят на месте, из-за чего опыт становится душным. Добивает эти факторы плохо написанная история, антагонист которой вообще появляется лишь ближе к концу. И если в 2009-м это компенсировалось наличием кооперативного режима, то сейчас найти человека, а тем более четырёх, для прохождения лутер-шутера довольно сложная задача.
А потом вышел сиквел…
Следующая Borderlands вышла спустя три года, в 2012-м. И если первая заложила фундамент, то сиквел сделал большее — довёл основные механики до ума, увеличил масштабы и приправил безумной историей. Он же исправил одну из главных проблем: не просто дал абстрактную цель по открытию хранилища, а эффектно продемонстрировал антагониста Красавчика Джека — главу корпорации «Гиперион», который занимается индустриализацией планеты, попутно уничтожая бандитов и взрывая поезд с новыми героями серии. Он — психопат с маской на лице, нередко пытающий узников ради удовольствия, который получил пост в корпорации, убив прошлого президента. Положением в «Гиперионе» Красавчик пользуется по полной. Корпорация производит оружие и роботов-грузчиков станции «Новый Вы», а также владеет ЭХО-сетью. При помощи последней Джек регулярно связывается с искателями хранилища, чтобы продемонстрировать свою власть и напомнить, что он обязательно их убьёт. Регулярные гэги и харизма персонажа не дают заскучать, а наглость, в совокупности с жестокостью, вызывает ненависть. Убить его — наилучшая мотивация дойти до конца.


Больше всего злодей ненавидит искателей хранилища, коими и являются новые главные герои. Сирена Майя отправилась на Пандору, чтобы узнать правду о своём происхождении. В отличие от Лилит, она владеет навыком «Захват», который создаёт шар, поднимающий врагов в воздух. Спецназовец Экстон, который в прошлом был солдатом корпорации «Даль», геймплейно очень схож с Роландом из-за способности призывать турель «Сабля». Сальвадор владеет навыком «Шизострел», позволяющим одновременно стрелять с двух рук. Наёмник ассассин Зер0, обладающий навыком «Обман», может создать двойника и стать невидимым.
Персонажи в Borderlands 2 прописаны лучше, чем в предшественнике. Самые знаковые герои появились именно в сиквеле, и это касается не только Джека. Помешанная на взрывчатке сумасшедшая Крошка Тина, Криг с раздвоением личности — результат эксперимента «Гипериона». В отличие от других психов, он — положительный персонаж, один из искателей хранилища.
В самом начале подорванных в поезде злодеем героев, лежащих на снегу, находит Железяка. Он же ставит их на ноги и проводит обучение. Хоть игроки, знакомые с первой частью, и не узнают ничего нового, но заметят внезапно сменившийся антураж с песчаной Пандоры на заснеженную. Тут другие пришельцы — «Мордоплюи». С первых минут Gearbox показывают, что мир стал больше, а фауна разнообразнее. Глобально геймплей не изменился, ведь это логичное развитие идей первой «Борды», с небольшими новшествами в деталях. Прокачка и транспорт те же, зато разнообразились противники в виде новых пришельцев и роботов «Гипериона», улучшился левелдизайн, наполненность локаций, а также появилась мини-карта. В оригинальную Borderlands её добавили только в GOTY издании.

Второстепенные квесты стали более захватывающими и забавными. С самого начала игра предлагает классическое задание — убить несколько мордоплюев и собрать с них шерсть для Сэра Хаммерлока. После с героем связывается Железяка и предлагает сдать задание ему. Если это сделать, то у робота появится модная шевелюра, а у протагониста — дробовик. Если же пойти по изначальному пути и отдать шерсть Хаммерлоку, он украсит ею свою шляпу, а в награду отдаст снайперскую винтовку. Были и забавные второстепеные задания вроде: «Выстрели этому чуваку в голову» c дополнительными целями: «Но не в руку», «Но не в ногу» и «Но не в грудь». Эта миссия олицетворяет весь юмор и атмосферу серии Borderlands.
Главным апгрейдомстали пушки. Если в первой части разница между брендами по большей части состояла в статистических цифрах вроде скорострельности, то в сиквеле появляется реальная разница. Когда в автомате от «Тедиор» заканчиваются патроны, персонаж бросает его во врага, словно гранату. У огнестрела от «Даль» два разных режима стрельбы, в зависимости от того, прицеливается игрок или нет, а у всего арсенала «Маливана» есть элементальный урон.


Несмотря на яркий комиксный визуал, первая часть игры оставалась довольно серой и невзрачной. А вот сиквел изначально разрабатывался с учётом обновлённого визуального стиля, что сильно повлияло на новые локации. Например, у ярких и контрастных баз «Гипериона» акцент на жёлтом цвете. То же касается лесных локаций и пустыни, от которых не осталось даже напоминания о прошлом реалистичном направлении.
Сиквел стал показательной частью серии. Это отразилось и на продажах. Borderlands 2 продалась почти двумя миллионами копий в первый месяц, тогда когда предшественнику на это потребовалось три. Игра оказалась настолько успешной, что впоследствии её портировали на множество платформ и делают это до сих пор. В 2025 году до сих пор держит онлайн в четыре тысячи человек на платформе Steam. Для сравнения, в триквеле он всего на тысячу выше. Также, как и для предшественника, для Borderlands 2 вышло четыре сюжетных дополнения, но кроме этого продавалось и двое дополнительных персонажей. Уже упомянутый выше Криг и «Мехромантка» Гайка.
Спин-оффы и другие проекты по франшизе
Успех сиквела разогнал франшизу на полную. В 2013 году издательство IDW выпустило серию комиксов Borderlands: Origins от автора Майки Ньюмана. Он помогал Gearbox с захватом движений и озвучил автомеханика Скутера. Всего вышло четыре номера, каждый из которых был посвящён одному из главных героев первой части. Они не считаются каноном и интересом пользуется исключительно в кругу фанатов.



В 2014-м вышли два новых проекта по франшизе. Borderlands The Pre-Sequel — шутер от сторонней студии 2K Australia, сделанный на базе второй части. Хронологически он находится перед второй частью и повествует о становлении Красавчика Джека как злодея. Место действия переместилось на станцию «Гипериона» Гелиос и луну, а играть предстояло за наёмников. В целом, это та же вторая часть «Борды», но с минимальными нововведениями и новой историей.
А вот второй проект уже интереснее. Tales From The Borderlands — спин-офф в жанре интерактивного кино от студии Telltale Games, которая знаменита играми по франшизе «Ходячие Мертвецы» и The Wolf Among Us. История про Пандору растянулась на несколько эпизодов: раз в несколько месяцев разработчики выпускали по главе длиной примерно в два часа. Всего их было пять.


История происходила уже после событий Borderlands 2 и рассказывала о Ризе, сотруднике «Гипериона», проживающего на Гелиосе. Его вот-вот ждало повышение, но зайдя в новый офис, герой обнаружил на своём месте некоего Васкеза. Оказалось что тот попросту выкинул предыдущего президента корпорации в открытый космос и занял его место. Но рано расстраиваться, ведь протагонист всё же получит повышение! Старшего уборщика комплекса... Параллельно Васкез беседует с продавцом из Пандоры о сделке на 10 миллионов долларов. Объектом сделки оказывается ключ от хранилища. Риз вместе со своим товарищем Воном, при поддержке подруги Иветты, решают украсть эти деньги со счёта нового президента «Гипериона», отправиться на невиданную планету и забрать ключ прямо из под носа. Главных героев в Tales From The Borderlands на самом деле двое. Второй — Фиона, полный антипод Риза. Она всю жизнь прожила на Пандоре, зарабатывая исключительно нелегальными методами: мошенничеством и воровством. Вместе со своей сестрой Сашей и отчимом Феликсом они готовили очередную аферу. При помощи бандита Августа хотели продать поддельный ключ от хранилища. Так переплелась судьба двух главных героев.
Вся история проходит через рамочную композицию. Самый наглядный пример её использования — художественный фильм «Форест Гамп». Главный герой, сидя на скамейке, пересказывает свою жизнь случайным людям. Риз и Фиона, пойманные в плен неизвестным персонажем, пересказывают то, что происходило с ними все пять эпизодов. По этой же причине в сюжете появляется элемент ненадёжного рассказчика, который используется исключительно в качестве комедийного эффекта. Если один из героев врёт, другой это обязательно подметит.
Геймплей в Tales From The Borderlands не сильно отличается от других проектов студии, но несколько уникальных механик всё же есть. У Риза, как у корпората, есть несколько технологий от «Гипериона»: бионическая рука, порт под чипы и особый глаз, способный сканировать окружение. Последняя — важный двигатель истории и геймплейный элемент, с помощью которого можно исследовать локации. Фиона, будучи мошенницей, может воровать деньги на открытых локациях. После их можно потратить, чтобы продвинуться по истории или на облики для персонажей.
История в спин-оффе от Telltale линейная. Тут всего одна концовка, и глобально изменить её не выйдет, как и в других играх студии. Но это и не важно, ведь сюжет в Tales From The Borderlands — один из лучших во всей серии! При этом вся атмосфера «Борды» полностью сохранена: студия поймала стиль первоисточника и сроднилась с ним настолько, что персонажи Риз и Вон появились в Borderlands 3.
Критики положительно оценили необычный проект по франшизе, осуждали только баги. Спустя 10 лет играть в Tales From The Borderlands всё так же приятно. Две её главные проблемы — иллюзия выбора и довольно дубовая анимация, но за это можно ругать и другие проекты студии Telltale Games, которые создавались по одному и тому же шаблону и не отличались геймплейно. Если изучить даты выхода, можно заметить, что компания могла позволить себе выпускать по две, а иногда и по три игры за один год. В конечном итоге это сыграло против них: в 2018 студия обанкротилась. Потом её выкупила и перезапустила LCG Enertainment, но ничего нового от разработчиков интерактивного кино так и не появилось. И вот после шквала проектов по Borderlands началось затишье…
Третью часть пришлось ждать семь лет
Разработка триквела началась только в 2015 году, все основные силы студии были направлены на новый многопользовательский шутер от первого лица в жанре МОБА Battleborn. После его выхода стало понятно, что все усилия были потрачены впустую. Всё внимание забрала Overwatch от Blizzard Entertainment, из-за чего проект Gearbox просто остался незамеченным. Именно поэтому следующую часть «Борды» анонсировали только в марте 2019-го. К её выходу разработчики даже создали пятое сюжетное дополнение для Borderlands 2 «Командир Лилит и битва за убежище». ДЛС временно раздавалось бесплатно и стало чем-то вроде пролога к триквелу. В нём новый антагонист полковник Гектор захватывает город «убежище» и ключ от хранилища, полученный героями ранее. Сама история больше похожа на филлер, раскрывающий детали третьей части. Например, в новой игре появляется корабль «Убежище-3», который начинают строить именно в дополнении.

Borderlands 3 происходит спустя семь лет после предыдущей и рассказывает про культ «Дети Хранилища», которым управляют близнецы сирены Тайрин и Трой Калипсо. Его главная цель — захватить все хранилища на Пандоре. Для этого они похищают карту сокровищниц у героев. Для её возвращения были наняты новые протагонисты. Первый — охотник З4ЛП — робот с искусственным интеллектом, осознавший себя как полноценную личность и способный вызывать ручных пришельцев. Вместе с ним всегда ходит ручной скаг «Мистер Кусь», муравей-паук «Одиночка» и мартышка «Мясокрад». Второй — сотрудничающий с корпорациями наёмник агент Зейн Флинт. А ещё он родственник одного из первых боссов из Borderlands 2. Среди навыков: защитный барьер, дрон «СТР4Ж», возможность создать цифрового клона и заплечная пушка «БГМОЛ». Третий — бывший солдат корпорации Владоф стрелок Моуз. Она участвовала в войне корпораций в корпусе Медведицы. Может использовать пулемёт, гранатомёт, рейлган, вызвать управляемую меху «Железного Медвежонка». Четвёртый — борец с преступностью с планеты «Партали» сирена Амара. В бою использует «Фазовые» навыки, среди которых: удар, бросок, плен и вспышка. Амара может бить по площади, предварительно взмывая в воздух, создавать собственную проекцию, наносящую стихийный урон противникам, обездвижить врагов гигантским астральным кулаком и призвать шары стихийной энергии.
Система прокачки в Borderlands 3 изменилась. Если раньше у каждого искателя хранилища был лишь один активный скилл, то в новой части их целых три, каждый относится к одной из веток прокачки. В дополнении Designer’s Cut появилась ещё и четвёртая. Это не только добавляет разнообразия в геймплей за героев, делая их более уникальными, но и мотивирует развивать сразу две ветки, чтобы один скилл не уступал по полезности другому.




Триквел уносит действия игры в космос. Герои следуют за близнецами по разным планетам: тут и урбанизированный Прометей, и Афина, на которой живут одни монахи, и болотистый Эдем-6. Каждая из сильно контрастирует с уже привычной Пандорой и даёт новый взгляд на вселенную. Оказывается, в Borderlands есть не только разруха и сумасшедшие наёмники, но и жизнь.
Оружие тоже достигло пика: пушки получили щиты, вторые режимы стрельбы, смогли превращаться в дронов или вообще стрелять другим оружием. Вариаций масса. Тут даже лазеры появились! И бегающие стволы на ножках. Изменились и машины: три транспорта, два вида управления (классическое и современное) и большее пространство для кастомизации. На каждую можно навесить три варианта стволов и дополнительную броню.
Если описывать Borderlands 3 одним словом, то это слово «Больше». Больше планет, активных навыков, транспорта, оружия. Да даже антагонистов тут двое! Однако игроки триквел не оценили.


Игра оказалась сильно проще предыдущих частей. Если в первой Borderlands разница даже в два уровня создавала трудности в бою, то третья ввела регулирующую их систему: нельзя перекачаться и прийти разваливать противников по сюжету или недобрать опыта. С одной стороны, это плюс, потому что у игрока есть смысл в прохождении второстепенных миссий. Но с другой, уже нет смысла проходить квесты ради прокачки, ведь сложность у врагов всегда одинаковая. Разработчики попытались ввести баланс при помощи системы «Хаоса», добавляющей негативные перки против игрока и увеличивающей сложность, но эта опция открывается только после прохождения основного сюжета.
Простота ощущается не только в битвах, но и выпадающем оружии. Примерно с середины игра начинает щедро и часто раскидываться легендарными пушками, отсеивая какой-либо смысл в использовании чего-то рангом ниже. Инвентарь приходится освобождать примерно каждые 10-20 минут. Это обилие быстро сливается в магазины, из-за чего у героев накапливается целая куча денег, которые тоже некуда девать. Кроме того, многим не понравились и новые антагонисты, которые не дотягивают до уровня Красавчика Джека из двойки. Они раздражали своим поведением и юмором, которого здесь, кстати, тоже стало намного больше. Количество не сыграло на качество. Если во второй части к герою время от времени входили в ЭХО-сеть чтобы сострить или дать полезную информацию, то в третьей игроков оставляют в потоке из бесконечного аудио шума.

Несмотря на вышеописанные минусы, играть в Borderlands 3 всё ещё невероятно весело. Может она и не самая сбалансированная часть, но и явно не худшая. В будущем для неё выпустят восемь дополнений, семь из которых — сюжетные.
Ковидные эксперименты
Во время эпидемии Короновируса разработчики Gearbox Software решили пойти на эксперименты. Вместо того, чтобы уделять всё внимание новой Borderlands 4, они бросили все силы на разработку двух спин-оффов: Tiny Tina Wonderlands и New Tales From The Borderlands. С их помощью компания набивала руку в удалённом формате.
Первое ответвление про Тину вышло в 2022 году. Взрывной персонаж решил устроить партию в настольную ролевую игру «Бункеры и крутыши» (отсылка на «Подземелье и драконы»), гейм-мастером в которой выступила сама безумная девочка, а участники — новые герои серии. Визуально шутер косил под фэнтези-сеттинг. Оружие стилизовали под арбалеты, новые локации отражали миры с мифическими существами, вроде подводного мира, или острова с пиратами скелетами. Некоторые термины прошлой части стилизовали под «настольные». Например, «второй шанс» превратился в «спасбросок».


Вообще Tiny Tina’s Wonderlands не сильно отличается от триквела. Геймплейных особенностей немного. Между локациями игрок передвигается миниатюрным персонажем по ролевому полю, из-за чего из шутера полностью вырезали транспорт. Сами уровни не настолько объёмные, чтобы он был нужен. Выбрать можно лишь две ветки прокачки. Уровень противников всё ещё адаптируется под игроков, но лишь во второстепенных миссиях, из-за чего в основном сюжете до сих пор существует гриндволл из второй части. Игра более открыто намекает, что перед тем, как продвинуться по истории, стоит немного подкачаться. Tiny Tina’s Wonderlands больше походит на дополнение к Borderlands 3. Нового визуального стиля недостаточно, чтобы называть её отдельной игрой.
Второе ответвление New Tales From The Borderlands вышло в тот же 2022-й. В отличие от первой части, эту делали сами Gearbox Software. Вышло мягко говоря не очень. Это первый проект студии с упором на историю и лучше бы они и дальше занимались шутерами.

Сиквел рассказывает историю о трёх героях: учёной Анурадха Дхар, её брате Октавио Уоллес Дхар и владелице магазина замороженных йогуртов Франсин Мицкович. Описать это можно описать одной фразой: «А что это вообще было?» Вроде бы есть какая-то история, но движется очень неравномерно, словно написана ребёнком и растянута на 10 часов, из которых добрая половина — гэги и филлеры. Каждый герой представляет гиперболизированный архетип, с поведением, возведённым в абсолют. Ану — неуверенный в себе учёный, который хочет закончить насилие во всем мире, из-за чего весь её характер крутится вокруг страха общения. Октавио жаждет славы, из-за чего постоянно общается с селебрити и пытается выбить у них место в телевизоре. А Франсин, наоборот, не оправдывает свой архетип. У неё проблемы с контролем гнева, но за всю историю сложно назвать хотя бы один момент, когда героиня бы вышла из себя.
Геймплейно New Tales From The Borderlands тоже плох. Даже на фоне проекта от Telltale активностей критически мало. На весь сюжет всего две мини-игры (битва мини-фигурок и взлом предметов), которые никак не совершенствуются по мере прохождения.


Если в Tiny Tina’s Wonderlands можно с удовольствием провести время, то трогать эту поделку не стоит и палкой. Это худшая игра во франшизе, получившая самый низкий в серии рейтинг на Metacritic — всего 69 баллов. И так получается, что последние тайтлы выставляют её не в лучшем свете. Да что там, в 2024-м вышла киноадаптация «Бордерлэндс» и даже она не смогла вывести серию в более позитивное русло. Фильм получился настолько плохим, что попал в списки худших лент года.

Что будет дальше?
Borderlands 4 выходит уже 12 сентября 2025 года. Рэнди Питчфорд, генеральный директор Gearbox Software, признаёт, что они «зашли слишком далеко», но обещает, что новая часть станет лучшей в серии. Действия происходят на планете «Кайрос», а во главе истории стоит противостояние «свободы против фашизма». Главным антагонистом станет диктатор Таймкипер, а ещё впервые у игры появится полностью бесшовный открытый мир. Хочется верить, что у студии получится вывести Borderlands из того плачевного состояния, в которое его загнали последние проекты по франшизе. Тем более учитывая, что первые отзывы оказались положительными. Средний балл на агрегаторе Opencritic составил 85 баллов, а критики отмечают, что «это лучшая игра в серии за долгие годы». Благодаря новым механиками битвы стали динамичнее, а эндгейм контента достаточно, чтобы не заскучать после прохождения сюжета. Некоторым показался спорным сниженный градус юмора, а ругают проект в основном за баги и плохую оптимизацию на ПК.
