Нас снова обвели вокруг пальца: грандиозная эпопея по поимке Прайма закончилась быстрее, чем кто-либо ожидал. И всё из-за Злого Морти, который напомнил, что вообще-то это он главный злодей сериала, а не какая-то версия Рика! «Рикмортщённый» получился крайне насыщенным эпизодом. Серия даёт ответы на кучу старых вопросов, но при этом поднимает столько же новых. Разгадать эту головоломку не так просто (даже пока невозможно), так что грядёт большой рекап. Крепитесь!
Серия начинается с «рождения» Злого Морти из безразличия и абьюза Рика. Санчез даёт внуку ультиматум: либо ты перестаёшь ныть и угрожать, либо идёшь на все четыре стороны. Злой Морти выбрает второе: порабощает деда, стирает все данные о себе из Мортхива, начинает собирать других Морти для защиты базы и истреблять Риков в поисках чертежей Цитадели. В нарезке ещё можно заметить, как один из членов Совета Риков — Рикитиминус Санчезиминус — уводит Злого Морти, будто тот его босс. В Цитадели антагонист узнаёт о приближающихся выборах и решает стать президентом, а потом громит всё и валит за пределы Центральной Конечной Кривой. Кстати, в этом эпизоде подтвердили, что ЦКК не была уничтожена в финале пятого сезона, Злой Морти лишь открыл портал за её пределы, а сама система вселенных имени Рика осталась цела.
За весь монтаж можно увидеть лишь несколько проявлений эмоций Злого Морти: выдох облегчения от побега с ЦКК, искреннюю радость от победы в выборах и нотку печали в момент подчинения собственного деда.
После заголовка сериала нам впервые дают попробовать на вкус истинную бесконечность, а не то, что Рик выдавал за неё до уничтожения ЦКК. Это — непостижимый лавкрафтовский хоррор, в котором одновременно происходят все версии всех событий, цивилизации сливаются в одну большую массу технологий, плоти и камня, а бесконечное количество людей изобретает межвселенские путешествия. И они явно не готовы к тому, что их ожидает по ту сторону порталов… Вспомните динозавров из шестого сезона, которые не просто так сделали их прозрачными — всегда полезно заранее увидеть, куда ты отправляешься.
Разбираться, что происходит в этом месте бесполезно, потому что здесь правят хаос, ужас и смерть. Рик, кстати, уже бывал здесь, потому знал, как бороться с местными монстрами — вспомните первую серию шестого сезона. Наверняка он — один из немногих, кому удалось выжить в истинной бесконечности, а ЦКК была не только клеткой для Прайма, но и системой защиты от того, что осталось за её пределами. Пока что главный вопрос: нам показали суп, в который слились все вселенные за пределами ЦКК, или же это беспорядочное пространство между упорядоченными вселенными?
Отметим явную отсылку на «Джетсонов»: поток семей, которые изобрели портальную технологию. Тут стоит обратить внимание, что авторы сериала отдают себе отчёт, что если кто-то изобретает межвселенские путешествия, то всегда есть другие версии, которые сделали то же самое в тот же самый момент. Момент важен, вернёмся к нему позже.
Чем же занимался Злой Морти после побега с ЦКК? Он, как Танос, решил просто расслабиться и наслаждаться спокойствием. Любопытно, что герой не стал отлетать далеко и поселился прямо на границе ЦКК. Судя по всему, Злой Морти сделал «карман» в стене, построенной Риком, и пользовался ей. Ведь его система защиты поплыла, как только последний стал нарушать целостность ЦКК поисками Прайма.
По сути, Санчез начал выкачивать Праймов из ЦКК, как нефть или другой природный ресурс. По словам злодея, Рик делал это путём сращивания Вселенных, чтобы уменьшить количество обманок и упростить их ловлю. Кстати, версии Прайма заканчивали предложение друг за другом, раскрывая, как вообще работает его система обманок: кажется, создатели намекают на коллективный разум, как Юнити. Ещё когда антагонист прилетел к молодому Рику, он питчил идею «бесконечного Рика» — видимо, он в итоге её воплотил.
Дальше прилетает Злой Морти, который тут же понимает, что творит Рик. Его не особо волнуют поиски Прайма, он лишь хочет, чтобы его никто не беспокоил. Заодно персонаж не упускает шанса подколоть Рика тем, что может улучшить его изобретение, и случайно запускает цепочку событий, ставящей точку в погоне за Праймом. Если что, вероятностный стазис — вроде как несуществующее понятие, но его функция в целом понятна: использовать теорию вероятностей для сужения радиуса поисков. Как именно? Кто знает, это же не настоящая физика, вы чего!
Идея приносит результат: герои ловят иного Прайма. Злой Морти в своей самоуверенности даже не думает, что это может оказаться ловушкой. А вот Рик понимает, что всё не может быть так просто. По интеллекту Злой Морти и Рик близки, их главное отличие — как раз уровень уверенности. Первый полностью доверяет себе, поэтому не думает дважды, а второй хорошо знает себя, из-за чего не готов идти на поводу у первичной мысли, что и приводит к сомнениям. Скажем так, обе особенности — плюсы в одних ситуациях и минусы в других.
Прайм захотел встрять в перепалку между Риком и Злым Морти, но Морти не позволил ему даже начать мысль. Он откровенно боится злодея и считает его всесильным. Правда, тот оказывается клоном, в котором была спрятана странная чёрная жижа — что-то вроде живого портала в карманное измерение. Масса поглотила не только героев, но и их собственные порталы, как бы показывая превосходство технологии по мощности. Такого никто не ожидал, даже Злой Морти, поэтому все попадают в ловушку Прайма.
Рик чему-то очень рад. И дело не только в том, что Злой Морти ошибся — они всё ещё живы и попали в очередной прикол Прайма, который поможет в поисках. Там их ждут другие Рики, которые охотятся за антагонистом, потому что тот убил их жён. Только слегка другим способом, нежели Дайен нашего Рика, он стёр её из всех вселенных с помощью Настолько-Крутого-Оружия-Что-Ему-Не-Нужно-Название. Это объясняет, почему за семь сезонов мы не видели ни одной версии Дайен и почему, например, Рик не пытается сойтись с копией жены. Прайм говорит, что сделал это, потому что другие Рики посчитали себя лучше него. Что это значит? Даже после новой серии распутать клубок Прайма крайне сложно — мы всё ещё не знаем, что случилось с ним и его Дайен, как и почему он изобрёл портальную пушку, зачем вербовал других Риков. К этому мы вернёмся в конце рекапа. Пока продолжим сбор информации!
До возвращения под гараж Рика замечаем несколько вещей: другие Рики заметно тупее нашего и недооценивают Прайма — скорее всего, они попали в ловушку по случайности. Прайм собирает роботов в виде Дайен, как бы оголяя свою привязанность к ней; Злой Морти тоже недооценивает Прайма, потому что не подозревает, что робо-Дайен взорвётся; «нет говна хуже пиццы» — смысл в том, что к отталкивающему говну все привыкли, а если оно привлекательно, то это уже проблема; Рик и Злой Морти дважды хорошо поработали вместе (без подготовки, в абсолютной импровизации) — когда убивали Рика в пальто и когда делали портал для побега; во время побега Рик успел начать паниковать, но Злой Морти остался безразличным.
После побега Рик чуть ли не мгновенно находит Прайма с помощью чёрной жижи. Она, кстати, становится частью портала: возможно злодей всё это время прятался в карманном измерении, где находится его ловушка. Санчез улетает, а Злой Морти раскрывает, почему его так волнует охота на Прайма: он боится того, что будет после смерти второго. Один из сценариев — [Роскомнадзор], но это скорее рычаг давления на нашего Морти, потому что Злого подобное вряд ли волнует. Его пугает пост-праймовый Рик, потому что он останется без цели в жизни. Возможно, Злой Морти опасается, что тогда тот начнёт охотится на него, а может, предвидит сценарий пострашнее. Например, что Рик захочет подчинить себе всю мультивселенную, уничтожить её или ещё что-то, что не позволит Злому Морти оставаться в стороне.
Дальше начинается основной замес, до которого сделаем пометку: если бы не Злой Морти, который привёл с собой нашего Морти, история Рика закончилась бы в этой серии. Санчез не хотел брать внука с собой, чтобы не рисковать его жизнью. Прайм раскрывает, что он и С-137 — единственные Рики, которые изобрели межвселенские путешествия самостоятельно. Дальше начинается масштабная экшн-сцена! В ней заметно несколько интересных деталей: Рик и Злой Морти снова показывают хорошую слаженность; Прайм не лишён чувств, потому что горюет по Дяде Сло; дуэль Риков прерывает робо-Дайен, которая просто накрывает их обоих кулаком.
Важно понимать, что победу над Праймом нельзя присуждать Злому Морти. Это косвенно командная работа троих: Рик заранее подготовил козырь в виде родного Морти своего немезиса, а Злой вовремя его разыграл, чтобы усыпить бдительность врага. Если бы не Санчез, Злой Морти погиб бы ещё в ловушке Прайма после взрыва робо-Дайен.
Большой вопрос: почему Злой Морти буквально воскресил Рика С-137 и отдал Прайма ему на растерзание. Ответов много: ему было нужно избавиться от Прайма, потому что тот в теории угрожал его покою; он хотел, чтобы Прайма убил наш Рик, чтобы подколоть/унизить его пустотой после мести; Санчез С-137 отвлёкся, что позволило Злому стащить чертежи оружия и уничтожить уже собранную версию; в целом это акт доминации над нашим Риком, явно устанавливающий иерархию их отношений. Злой Морти просто минимизирует количество действий для достижения желаемого результата, перекладывая работу на Рика С-137.
В итоге он копирует чертежи оружия Омега, но не чтобы кого-то убить, а в качестве реппелента от Рика. Мол, не лезь ко мне, это тебе дорого обойдётся. Герой явно не хочет использовать оружие, но сделает это, если придётся. Теперь он — бог мультивселенной, потому что, как сказал Хармон в разборе эпизода, «настоящий бог не прячется и не угрожает, он владеет». Злой Морти даже выдал, что наш «другой» Рик может ему пригодится в будущем. Зачем? Неясно, но рано или поздно мы об этом узнаем.
Отдельно разберём последние слова Прайма. Сначала он попытается апеллировать к Рику С-137 через Злого Морти — якобы тот опасен. Но наш Санчез знает, что тот хочет только покоя. Потом он начинает выставлять себя лучшей версией: мол, это он создал нашего Рика, показал ему бесконечность, поэтому тот должен быть ему благодарен. Следующий этап: персонаж унижает обидчика через его поступки («Жил с моим внуком, растил мою дочь»). Он угрожает пустотой, которую оставит после себя. Пытается убедить С-137, что они одинаковые. Отличаются лишь их пути: рано или поздно второй пришёл бы к первому с тем же предложением. Но когда ни одна тактика торга не срабатывает, Прайм начинает просто злиться: его действительно задело то, что Рик украл его жизнь.
Прайм может думать, что создал Рика С-137, но это работает и в обратную сторону. Наш Рик сделал своего немезиса изгоем, скинул его в пропасть одиночества. Мало того, что он заставил его прятаться, так ещё и отрезал пути отступления к семье, присвоил внука и дочь. Они были его последней надеждой на человеческие отношения, где герой не бог мультивселенной, а обычный мужик. Но Рик лишил того любой надежды на нормальную жизнь, превратив во всесильную, но бесконечно одинокую сущность.
— Кто ты без меня?
— Давай выясним.
Это — план на вторую половину сезона, или, по крайней мере, на следующий эпизод. Его жизнь больше не будет прежней, потому что он остался без цели, а точнее — без отвлечения. Теперь герою остаётся только одно: принять смерть жены и жить дальше. Готов ли он к этому? Вот и узнаем. Прикольно, что авторы сериала показали слом в жизни Рика с помощью той же песни, под которую Морти переживал знакомство с бесконечностью в «Напитке Рика №9». Во всём этом фрагменте больше всего беспокоит то, что Санчеза не вдохновляет даже его связь со Смитами. В последние моменты он испытывает эмоции, но они быстро проходят: улыбка на его лице появляется и тут же исчезает. Примерно как и у зрителей: сначала мы радуемся резкому развитию основного сюжета, а после смерти Прайма сидим и думаем — а что дальше?
Сцена после титров тоже получилась сильнее некуда, потому что наглядно показала, насколько поломан Рик. На примере Тёти Сло видно, что нормальные люди в мстительных поисках могут найти отдушину в виде новой любви и вернуться к обычной жизни. А вот Рик настолько верен Дайен, что обречён вечно страдать по ней.
Осталось только попытаться разгадать всю историю Прайма. Сначала мы соберём данные, а потом сделаем вывод. Но рекомендуем попытаться придумать свою теорию, потому что пока нет никаких подтверждений, все версии имеют равное право на существование. Итак…
Что мы узнали за эпизод: Прайм и Рик С-137 — единственные, кто изобрёл межпланетные путешествия своими руками; Прайм недолюбливает других Риков, потому что «те считают себя лучше него»; в голове Прайма все Рики несут коллективную ответственность за его решение стереть Дайен из реальности; Прайм называет Рика С-137 «Риком с Мёртвой женой», будто это его отличительная черта; Прайм тоже скучает по жене, потому что собирает роботов по её подобию.
Что мы знали до этого: Рик С-137 изобрёл портальную пушку из-за смерти Дайен; Прайм появился незадолго до того, как Рик изобрёл межвселенские путешествия без гибели Дайен (по его словам); питч Прайма заключался в становлении богом мультивселенной, «бесконечным Риком».
Складывается такая картина: Прайм — первый Рик, потерявший Дайен. Её смерть побудила того создать портальную пушку, он отправился по вселенным в поисках других версий себя и жены. Возможно, герой захотел занять место какого-нибудь Рика и начать жить с его Дайен. Он предлагал им технологию межвселенских путешествий в надежде, что те отправятся в бесконечное путешествие, оставив семью позади. Но его план, судя по всему, не сработал: Рики не бросали своих Дайен. Это разозлило Прайма, потому что напомнило о том, как сильно он её любил. Персонаж решил раз и навсегда заглушить своё горе: если Дайен будет мертва во всех вселенных, то можно будет оставить её поиски. Заодно он уничтожит жизни всех Риков, которые решили, что они лучше него и достойны счастливого конца.
Главная нестыковка кроется в отсылке на «Джетсонов»: если Прайм изобрёл портальную пушку, это же должны были одновременно сделать и другие Рики. Вполне возможно, что так и произошло, но это не понравилось Прайму, потому что он был лишь одним из бесконечного числа. Поэтому он сделал то, чего не делают остальные Рики: отправился назад во времени, чтобы перехватить других до изобретения межвселенских путешествий и оказаться единственным, кто сделал это своими руками. Так он стал богом среди богов, грубо говоря — подчинил их себе через вечную благодарность.
Прикол в том, что у создателей сериала нет выбора — им придётся вернуться к Прайму и раскрыть все нюансы его истории. Вряд ли они его воскресят, потому что это обесценило бы весь эпизод. Так что будем сидеть и ждать, как авторы ответят на огромное количество вопросов, которые появились после пятой серии седьмого сезона.