Уууу ииии, какой финал сезона, а? Злой Морти вернулся, наши Рик и Морти наконец начали друг другу доверять, Цитадель канула в бездну, а мы узнали главную тайну всего сериала. Получилось очень насыщенно, поэтому готовьтесь к огроменному рекапу, много чего надо разобрать и проговорить, прежде чем «Рик и Морти» изменятся навсегда.
Поскольку информации ОЧЕНЬ много, попробуем не погружаться слишком глубоко, относительно быстро пробежимся по девятой серии, которая меркнет по сравнению с десятой, а потом уже разберёмся, что там наворотил главный антагонист мультсериала.
ДЕВЯТАЯ СЕРИЯ. ДВУВОРОНИЕ
Серия называется «Забывая Сарика Мортшала» — отсылка к фильму «В пролёте» («Забывая Сару Маршал» в оригинале). В нём по сюжету мужчина, только что переживший расставание, едет отмокать на курорт, где встречает свою бывшую с её новым парнем. Аналогия понятна: в роли нового парня Рика — Два Ворона, а у Морти — Ник, которого тот обнаружил в портале на своей руке. И серия как раз про то, как они окончательно рвут свои абьюзивные отношения.
Серия начинается с того, что Морти закрывает хвосты за Риком — исправляет последствия его приключений. С плотиной всё понятно, с огненным големом проговаривают (Рик украл алмаз из лба монстра и свалил, а этот начал громить всё вокруг со злости), а вот печенюшная сцена не так очевидна. Морти оправдал деда тем, что тот был голодный. Может быть, он съел предыдущего президента? Стоп-стоп, мы же обещали не погружаться туда, куда не надо.
Вдумайтесь лучше в то, что Морти добровольно бегал по куче вселенных, чтобы прибраться за Риком в тайне от Рика. Правда, Рик не доверяет Морти и пометил уровень жижи в портальной пушке, поэтому её надо было наполнить заново. В результате парень оказался с порталом на руке и без старого напарника. Странно, что жидкость не особо теряет свойства после разбавления: портал на руке Морти всё равно открылся и функционирует, как должно (разве что он стал «липким»).
По сути вся эта сцена раскрывает пагубный цикл в отношениях Рика и Морти: внук любит деда, но часто врёт (изначально для сохранения своей репутации, как, например, в серии со спермой), тот ему не доверяет и демонстративно показывает своё недоверие, чем вынуждает Морти врать ещё больше, и в итоге все доходит до разрыва. Причём дед тоже любит внука — и тот это знает, даже подкалывает Рика, что тот не стал бы делать колесо, если бы ему было всё равно.
В итоге появился Ник, который тут же считал абьюзивность отношений Рика и Морти — он как раз подловил мелкого на мысли: «Если дед делает всё так демонстративно, значит ему не всё равно» и призвал разорвать цикл. Но хоть Ник правильно всё понял, в корне действий Рика реально лежит «тыкнуть Морти носом в дерьмо», то есть он действительно любит внука. Оба героя сразу же ищут себе ребаунды — экспресс-заполнители пустого места после расставания, только один находит что-то хорошее, а другой — чуть не погибает.
За серию мы узнаём, что Ник — тот ещё псих, хотел украсть портальную пушку, чтобы стать великим, но в итоге пролил на себя жижу, а дед отправил его на катапульте в Австралию. А ещё мужик депрессует, потому что по сути его уделал «бог» и дальше падать некуда. Морти утешает его тем, что проблема в Рике, а они заслуживают свежего начала.
Два Ворона тем временем заменяют Рику психолога и учат эмпатии при помощи своих более развитых сородичей. Те пытаются объяснить учёному, что воронам не нужна тренировка, это Рику самому нужно натренироваться эмпатии и доверию (дед как раз пошел в сторону обрыва, доверился воронам, чтобы те его остановили). И как только Рик это делает, вороны начинают слушаться, а он в восторге. Правда, потом он вспоминает про внука, портя вообще всё откровение, потому что снова хочет тыкнуть того лицом в его новые хорошие отношения.
Ник буллит Морти и заставляет устроить погром в гараже Рика, даже Джерри присоединяется — ему просто не хочется всё распаковывать, проще потусить в потоке событий. Он, кстати, похоже, разбил тот самый кристалл, который дед украл у каменного голема из начала серии. Портальные бро находят прототип новой портальной пушки, которым они, к сожалению, так и не воспользуются (а такая же пушка, между прочим, была у Рика, который убил жену и дочь нашего Рика), и валят, потому что ИИ гаража (Машина) предупреждает их, что учёный едет домой (заметьте, что она на их стороне, потому что даже не пыталась остановить погром).
В гараже супер-вороны находят колесо из начала эпизода, с помощью которого дед искал себе нового бро, и понимают, что для Рика Два Ворона были просто шуткой над Морти и не больше. Им это очень не нравится, но тот оправдывается, что всё в прошлом, и теперь он действительно любит своих новых напарников. Но это не работает, и супер-вороны забирают своих сородичей. Параллельно в сцене с ящерицами-мафиози Морти убеждается, что Ник — поехавший. И пока внук пытается свалить куда подальше, Рик планирует спасти своих новых бро.
Супер-вороны пытаются убедить Двух Воронов отвернуться от Рика и присоединиться к их племени — по сути то же, что делает Ник с Морти (кстати, а вы заметили, что «Ник и Морти» сильно напоминает название какого-то мультсериала?). Внук очень не вовремя звонит деду помириться, и тот в разговоре признаёт, что Два Ворона были шуткой над Морти. Птицы это слышат, перестают колебаться и идут к трансформироваться к яйцу, которое породило супер-ворон.
Разговор прерывается, когда Ник находит Морти, и раскрывает, что видит в нём не партнера, а средство для достижения величия — тоже немного абьюзивно, не находите? Он даже слегка формулирует проблему Рика с внуком: «Мы — партнёры. так что слушайся, или я превращу твою жизнь в ад» (прямо как в эпизоде с чаном кислоты). Морти говорит, что у него уже есть напарник (простил деда), отрезает себе руку поездом, кидает её в портал Ника, и тот самовсасывается. Заметьте, насколько парень стал крепким орешком: отрезал себе конечность, прижёг рану на открытом огне и с каменным лицом полетел дальше.
Рик, тем временем, освобождается и отстреливается от супер-ворон, но бывшие напарники прижимают его к земле. Дед уже готов принять смерть от их рук, якобы он этого заслуживает, но те прощают его и убивают яйцо и супер-воронов. Они понимают, что шутка с Двумя Воронами на самом деле была сделана ради Морти, а Рик вроде как его уже перерос и теперь они его бро, поэтому прощают. А заодно помогают понять, что он страхом заставляет внука врать, из-за этого ещё меньше ему доверяет, поэтому ещё больше его запугивает.
Пришло время главного расставания сериала. Рик говорит внуку, что многому научился у Двух Воронов и больше никогда не будет прежним. Они научили его доверию, поэтому дед отдал портальную пушку Морти (тоже его простил). Он действительно изменился, а не как в серии с обманками. В итоге главные герои расстались на хорошей ноте, остались просто друзьями, прекратив весь абьюз. Чуть про речь Рика в конце серии — это очевидная отсылка к пилоту мульта. Только на этот раз дед шутит над тиктоком: якобы люди хотят смеяться, плакать и чувствовать, что угодно, кроме того, чем они занимаются в данный момент — даже если это просто надевание обуви.
Сцена после титров, кстати, тоже про абьюзивные отношения: жена Гарольда aka Мусорный Губер недовольна его работой, потому что хочет себе мужа-доктора, но тому нравится есть мусор (в сценарии буквально написано, что он это любит). Из-за жены Губер не может нормально заниматься своим делом и тоже решает разорвать отношения. А ещё тут можно найти мета-комментарий про фанатов сериала, некоторые их которых любят есть «мусор», но это уже додумывайте сами, пока переходить к самому сладкому.
ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ. ДОЦИТАДЕЛИЕ
С концепцией нового шоу «Рик и Два Ворона» авторы разобрались за пять минут. Они попробовали сделать что-то в духе «Самурая Джека» (не просто так серия называется «Рикмурай Джек») — тут и шутка с «Главой 13» в начале эпизода (покажите остальные 12!), и пародия на классические аниме-заставки с союзниками и противниками Воронорика, и в целом сильный азиатский вайб.
После очередной битвы деда навещает его внук: Морти пытается затянуть его обратно в семейную жизнь, но Рик игнорирует его и валит. Он продолжает искать своего заклятого врага Пугало, но снова встречает Морти — тот выпил сыворотку старения. Прикол в том, что раньше сольные приключения учёного заканчивались, потому что надоедали ему — внук как раз хотел намекнуть ему, что прошло много времени в надежде, что тогда Рик поймёт, как ему скучно. Мол, он уже кучу эпизодов ищет главного злодея, но никак его не убьёт.
Рик отвечает, что ожидание финальной битвы — залог успеха их франшизы (will they, kill they — это пародия на принцип will they, won't they, способ держать фанатов в напряжении, оттягивая важный сюжетный момент вроде первого свидания героев, у которых давно назрел роман). Но план Морти не сработал. Интересно, кстати, что дед назвал время «она».
Вскоре выясняется, что Два Ворона изменяют Рику с Пугалом по ночам, причём не только в плане приключений. Оказывается, они были знакомы со злодеем ещё до учёного. То есть если Два Ворона были его ребаундом после Морти, то Рик был их ребаундом после Пугала. Удивительно, что деду удалось рандомно поймать именно эти двух ворон, но, возможно, они сами нашли и выбрали его. Получается, что Рик не может доверять даже тем, кто научил его доверию.
И это главный урок Рика во всей этой пернатой истории: он может доверять только Морти. Если внук ему и врёт, то только ради себя, а не кого-то чужого. Получается, что лучшего партнёра для Рика просто не существует, потому что он знает Морти, как свои пять пальцев. Например, он понял, что внук искусствено себя состарил, чтобы манипулировать им, и уже действовал с этой информацией. Морти очень предсказуем, поэтому ему можно доверять. И поэтому главные герои быстро вернулись к старому партнёрству, только на этот раз настоящему.
Кстати, парень всё больше становится похож на Джерри. Он настолько хочет быть с Риком, что начал давить на него жалостью, прямо как батя с Бет, а потом отказался от всех привилегий, которые мог бы запросить, лишь бы вернуть всё, как было. А чтобы сделать это, придётся отправиться в Цитадель.
ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ. ПРЕДЫСТОРИЕ
Мы уже знаем, что в Цитадели теперь заправляет Злой Морти. Но не знаем, что он задумал. Поэтому не замечаем, что на всех кадрах Морти больше, чем Риков, причём несколько из них со своими портальными пушками. Не замечаем, как из канализации, пока герои разбираются с лишним возрастом парня, вылезаем Морти-Голум, чтобы натэгать на стене «КОНЕЦ СВЕТА». Не замечаем, что магазин, где омолаживали Морти, похож на «собери своего плюшевого медведя», будто внуки — это просто товар.
И тут героев приглашает на обед президент. Рик понимает, что Цитадель — это рассадник канона, который ему нафиг не сдался, и хочет отказаться, но внук его уговаривает. С учётом того, что произошло дальше, отметим, что во всём снова виноват Морти — прямо как в классических приключениях. Дальше наконец появляется главный антагонист сериала, возвращения которого так ждали все фанаты, и начинается «Время откровений». Информации нам выдают очень много — от предыстории Рика до плана Злого Морти, так что давайте восстановим хронологию.
Началось всё с того, что какой-то Рик предложил нашему Рику портальную пушку, но тот отказался — всё прямо как в первой серии третьего сезона, только история оказалась не выдумкой, как говорил дед. Рик Предложивший убивает Бет и Дайен, запустив цепь событий, которая привела к созданию Цитадели. Рик-С-137 пустился на тропу войны, чтобы найти убийцу жены и дочери. Он начал рандомно выслеживать Риков и убивать их, пока не наткнулся на Рикпублику — зачатки Цитадели, которую Рики вроде как основали, чтобы бороться с нашим Риком.
Он долго шёл по стопам главаря Рикпублики, пока не выследил его и не узнал, что это не Рик Предложивший. Он впал ещё глубже в депрессию, попутно убивая всех, кто приходил по его душу. Кстати, заметьте, что один из «гостей» — Рик в одежде Морти. Кажется, это просто шутка создателей над теми, кто думает, что дед и внук — один и тот же человек, хотя нам уже кучу раз это опровергли. Потом наш Рик убивает чуть ли не все копии себя, оставшихся в живых, а те, кому удалось пережить и это, преклоняют перед ним ноги.
Так зародилась Цитадель — зачем именно дед решил её построить, чётко не сказано. Как и то, откуда взялась Центральная Конечная Кривая (ЦКК) — система мультивселенных, в которых Рик — самый умный человек во Вселенной. Возможно, именно с созданием Цитадели ему удалось возвести стену между своим миром и остальными. Зачем? Он же самый риковый Рик из всех — отделив часть мироздания как собственную песочницу, он обеспечил себе высшую позицию в ней. Получается, Рик построил себе тюрьму, чтобы быть в ней богом, и попутно запер в ней Рика Предложившего.
Немного о ЦКК: когда-то давно создатели мультсериала говорили, что в нём есть скрытая сюжетная линия, которую вряд ли кто заметит. Но некоторые заметили и начали задаваться вопросом: если в мультивселенной существуют все варианты развития событий, почему во всех мирах, куда путешествовали герои, Рик был самым-самым? Почему мы видим только часть возможных вселенных, а не все? Вот и ответ: потому что сериал только говорил, что возможно всё, а на самом деле был ограничен ЦКК, созданной Риком.
То есть после того, как наш Рик не смог найти убийцу жены и дочери, он впал в депрессию настолько глубоко, что построил целый мир, в котором никто не может ему возразить, потому что боль сделала его настолько хрупким. Перед вами нарциссизм чистой воды, только вместе неприступного образа Рик создал неприступную ЦКК. Ну, не совсем неприступную.
Ремарка: на самом деле никто прямо не говорит, что ЦКК сделал именно наш Рик. Собственно, зелёные порталы, которые существуют как раз для путешествия по ней, существовали и до прихода самого рикового деда. Но зачем другому Рику создавать какую-то темницу для себя, если он не будет там лучше всех? И если Цитадель способна разрушить ЦКК, то она же её и поддерживает — а построил её наш Рик. Ну и информацию, как уничтожить Кривую, Злой Морти искал у Рика С-137, значит, он её и придумал. По сути, создание ЦКК вписывается только в историю нашего Рика, но тогда остаётся вопрос зелёных порталов.
После постройки Цитадели и ЦКК Рик отправился, как мы уже знаем из восьмой серии пятого сезона, к одной из Бет, брошенных их отцами. Ирония в том, что Рики этих Бет, скорее всего, не вернулись домой, как раз потому что их убил С-137 на своей тропе войны против Рика Предложившего, который убил Бет нашего Рика. Но зато у нас есть самый горький кадр серии и, возможно, всего сериала.
Позже началось разведение Морти, потому что всем Рикам нужны были напарники, которые попутно служили глушилкой сигнала их интеллекта. Сначала внуков получали путём тайного сватания Бет и Джерри. В серии даже прозвучала фраза «разведены для прощения» — получается, что слабовольный Джерри нужен Рикам как зять, чтобы было проще помыкать Морти, благодаря генам. После спрос на внуков так вырос, что в Цитадели начали тупо их клонировать, загружать инфой о деде и приключениях и тут же отправлять в бой. Морти стали товаром, как плюшевые мишки в качестве пушечного мяса.
ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ. ЗЛОЕМОРТИЕ
Тут в игру вступает Злой Морти, который как-то прознал про всю эту суматоху выше. Он понял, что Рик — бесконечно нарциссичная сволочь, которая никогда не изменится и всегда всё будет оправдывать тем, что ум — это бремя. И с этим надо было кончать. Сначала он создал Злого Рика, чтобы тот скачал содержимое мозга нашего Рика, но завершить миссию не удалось. После он сделал так, чтобы его избрали президентом Цитадели в надежде, что на этой позиции он сможет найти способ разрушить ЦКК, но всё-таки ему не хватало информации от нашего Рика. И когда он её добыл, смог запустить свой план в исполнение.
Сначала ему нужно было избавиться от лишних Риков и Морти — он взломал их портальные пушки, чтобы они вели в смертельные вселенные, а потом попросил «Не покидать Цитадель», зная, что все пойдут против указаний. Также он стащил у всех их «Операции Феникс», которые возрождали умерших Риков и Морти в новых телах. Только теперь они отправлялись в мясорубку, которая подпитывала орудие, разрушающее ЦКК. Получается, разрушить её можно было, убив как можно больше главных героев каждой вселенной этой Кривой — как именно это работает, непонятно, но способ очевиден по гигантским потокам крови.
Только вот ситуация получилась ироничная до предела. Злому Морти надоело, что Рики все свои выходки оправдывают просто тем, что это они просто такие растакие. А в итоге он пошёл на геноцид целых вселенных, оправдывая это… тем же, чем Рики оправдывают себя. Он себя злым не считает, якобы он просто делает то, что необходимо. Но цену за это платят все Рики и Морти, а плоды пожинает только он. И если Рик — нарциссичный серийный убийца, то Морти — вечно ноющий маньяк, готовый пойти на геноцид из-за плавающих моральных установок.
В итоге он, конечно, выбрался за ЦКК, но последствия его плана катастрофические. Во-первых, он сломал портальную технологию — Рик не просто так в конце поднимает дымящуюся пушку без жижи. Во-вторых, Злой Морти уничтожил все вселенные из ЦКК, потому что они лопнули на его голограмме, когда он чекнул её перед входом в золотой портал. В-третьих, он истребил чуть ли не всех Риков и Морти, оставив наших героев последними из Могикан. Доигрался, что тут скажешь.
Немного про капитализм: сначала Рик призвал блоб, который, как костюм Чёрной пантеры из Marvel поглощал входящие удары и преобразовывал их в ответные удары. Это была его метафора на капитализм — бедные принимают на себя удары богатых, если утрировать. Позже он увидел, во что Злой Морти превратил Цитадель, и признал своё поражение в битве метафор. Только есть третий слой: антагонист в итоге ведёт себя как классический зумер — винит во всех своих бедах предыдущие поколения, типа потому что они создали плохой мир (читай, придумали капитализм).
ЧТОДАЛЬШИЕ
Что же получается? В десятой серии авторы сериала решили просто взять и закрыть весь самый масштабный канон, который был у них в рукаве — устроили такой Канонопокалипсис. Что теперь требовать фанатам? Злой Морти раскрыт. Предысторию Рика рассказали. Эпизодов с Цитаделью больше не будет. Серия хоть и классная, но кажется сбросом балласта, чтобы дальше было веселее.
В ту же сторону работает разрушение ЦКК — если раньше мы думали, что смотрим приключения в мультивселенной, теперь они действительно будут безграничны. И что ещё важнее, Рик перестал быть богом, потому что его царство было разрушено. Вдобавок, их отношения с Морти вышли на новый уровень — Рик теперь ему доверяет, благодаря Двум Воронам, а внук явно показал свое доверие, когда выбрал Рика, а не спасение со Злым Морти.
Мы после восьмой серии попробовали предсказать финал, и, конечно же, не угадали его события, точнее угадали, но не совсем. Мы ожидали смерть Рика, но получили смерть «Рика и Морти» такими, какими мы их знаем. Больше ничего не будет прежним, сериал изменился навсегда. Теперь остаётся только ждать, как Хармон и Ройланд воспользуются полученной свободой.