Ровно после серии про инцест, которая многих заставила кринжевать, как не в себя, выходит эпизод про демонов, которые питаются кринжем. Ну, каково быть переигранными и уничтоженными? Чтобы во второй раз не попасть на удочку мультсериальных маэстро, ловите рекап новой, самой искренней серии «Рика и Морти».
Начнём сразу с темы эпизода: он про поиск/сохранение себя и искренность. И как раз в духе тематики, «Амортиканское Грикффити» в лоб проговаривает свои морали (что уже не совсем в духе «Рика и Морти»). Завёрнуто всё в банальные ситкомные тропы: дети остаются одни дома, мужики идут развлекаться, в школе появляется новый ученик Брюс Четбэк. А название эпизода отсылает к фильму «Американское граффити» — классический пример жанра истории взросления.
В случае «Рика и Морти» очевидно, что речь не о физическом взрослении, а о ментальном. В «Амортиканском Грикффити» все персонажи (кроме Бет, она просто сразу великая) проходят через какие-то изменения/откровения, так что мы последовательно пройдёмся по их аркам, а начнём с главной «повзрослевшей» — Машины Рика. Только сразу буду описывать всё, как было на самом деле, у нас же тут искренность.
Мы видели намёки на превращение летающей тарелки в полноценного персонажа в шестой серии второго сезона (её даже упоминают, а это, кстати, разрушает расхожую теорию о том, что в пятом сезоне нам показывают не наших Смитов). В новой серии она начинает свой путь с того, что отказывается тусить с детьми, потому что подчиняется только Рику, но решает использовать их, чтобы потусить самой — даже притворяется, что Морти сломал её с помощью простейшего парадокса. Она даёт пассажирам время разгуляться под «БАУ БАУ» Джерри, чтобы собрать компромата, но потом берет руль в свои руки и едет валить а-ля Галактуса.
Они летят перекусить, но сталкиваются со Сменоформером (в сценарии его буквально зовут «Симпатичная машина»), который ловит искру с Машины. Четбэк видит повод оказаться шарящим и убеждает её, что ей понравился тот чувак, что она тоже крута как Четбэк и что она не знает себя. Машина купилась на его бред, попросила детей помочь ей лишиться девственности и притворилась роботом, который притворяется машиной (двойная неискренность!). Заканчивается всё плохо: Сменоформеры узнают, кто она, после чего Машина решает показать им настоящую себя — маниакальную психопатку с жаждой крови (или масла?).
Дальше идёт погоня по горным склонам (на фоне играет песня, в которой монахи буквально поют «Происходят злодейские штуки»), детей задерживают, но Машина решает их спасти, причём даже пробует сделать это без насилия, притворившись человеком. Она предлагает Саммер и Морти сдать полиции Четбэка, потому что он виноват во всей вакханалии, но те отказываются. Машина снова перестаёт притворяться и снова всех убивает. В итоге они возвращаются домой, успешно скрыв своё приключение от Рика и родителей.
Получается, что Машина изначально была собой — стервозной машиной смерти, но Четбэк убедил её, что она не знает себя. Её пришлось притворяться аж трижды за эпизод, но в итоге это только больше устаканило её истинный образ — она даже начала им гордится. Плюс, Машинке удалось потерять образную девственность, потому что она впервые (насколько мы знаем) действовала самостоятельно, а не по указке Рика. Вот вам и история взросления.
А что там у Саммер и Морти? Примерно то же самое, но им пришлось притворяться дольше. Причина понятна: им хочется затусить с популярным чуваком из школы. Они настолько подвержены влиянию Четбэка, что их колбасит — Саммер носится по дому, а Морти еле формулирует предложения (с девушками уже научился говорить, а с крутыми парнями — нет). Их цель — показаться интересными, то есть, опять же, притвориться.
Они творят всякую сай-файную дичь, чтобы развеселить Четбэка, но потом попадают в заложники машины и ситуация выходит из-под контроля. Что произошло, они поняли лишь в полиции, когда Машина раскрыла силу Четбэка. Правда, Саммер и Морти уже давно научились искренности, поэтому понимали, что, хоть Брюс и был провокатором, ответственность за свои действия несут они сами — и отказались сдавать друга копам. После им уже как-то пофиг на Четбэка, он просто уходит, напоследок снова попытавшись показаться крутым, а они идут бухать диванное вино.
Ладно, Четбэк слишком часто упоминается, надо проговорить, что это за чел вообще. Прямо с первого появления нам в песне прямо говорят источник его власти — он просто новенький и ещё не прокололся. Это даёт ему силу вести себя, как крутой пацан, который типа на чилле, шарит за темы и определяет, клёвая получилась пати или нет. Саммер и Морти считают его крутым, потому что он притворяется крутым, поэтому им важно понравится ему, ведь если они понравятся крутому чуваку, значит они сами крутые, да? Но мы-то сразу понимаем, что он лох, потому что ему не нравится Межгалактическое телевидение!
Откровение для Четбэка наступает, когда Машина в лицо говорит ему, что он социопат, который меняет людей, которым не нужны изменения. Саммер подкидывает жару: «Знаешь, кто хуже самопризнанных крутых подростков? Люди, которые думают, что они лучше, чем есть на самом деле». Мы, как зрители, конечно, поймали момент искренности серии и просекли фишку Четбэка, но самому ему потребовалось упасть на самое дно, чтобы понять, что он пёс — а для этого, в нестабильной среде вроде школы, порой достаточно просто не переодеть штаны.
Погнали во вторую сюжетную линию, где Рик, как и в прошлой серии, не подозревает, что происходит на самом деле. Он продал Аду некачественные крюки, и отдаёт долг якобы зашкварностью Джерри. Забавно, что истина видна с самого начала (серия искренна сразу): демоны питаются не выходками бати Смитов, а реакцией Рика на них. Обратите внимание, когда демоны загораются фиолетовым (питаются) — именно в те моменты, когда учёный кринжует. Рик взволнован, у него дёргается рука, а ещё он впервые за пятый сезон воспользовался портальной пушкой — и то, чтобы просто сходить в караоке.
Правду он узнаёт, как и в прошлой серии, только когда злодей проговаривает всё вслух: «Кринж не существует в вакууме, его должны видеть». Учёный, как и Четбэк, считает себя лучше других, включая Джерри, но тот — член его семьи, поэтому Рик не может просто игнорировать его зашквар и испытывает стыд, которым и питаются демоны. Но что такое стыд? Это то чувство, которое возникает, когда мы слишком паримся по поводу чужого мнения. А стыд за другого человека возникает, когда мы знаем, какой он на самом деле, но видим, что окружающие воспринимают его плохо из-за какого-то прокола. И Рик в конце понимает, что раз ему стыдно за Джерри, то он его на самом деле любит (правда, потом снова начинает притворяться и скрывать свои чувства).
Такая трансформация негативной эмоции в позитивную — как раз образ жизни демонов, которые очевидно списаны с Сенобитов из «Восставшего из Ада» и питаются плохими эмоциями. Сначала они кажутся простыми чуваками, которые тусят с друзьями, жрут кринж Рика и очень хотят познакомиться с Бет, потому что отец назвал её крутой (aww). И даже концепция их питания кажется понятной: кому-то плохо, значит им хорошо. Но потом мы отправляемся в Ад (вдохновлённый творчеством Здзислава Бексиньского) и понимаем, что сенобиты застряли в постиронии. Все их диалоги строятся по простому принципу: я буду инвертировать происходящее, пока не приду к выводу, что мне приятно.
На деле они просто вовремя останавливают мысль, которая способна менять свою полярность до бесконечности: мне больно, значит мне хорошо, но хорошо — это плохо, значит мне больно, но значит мне хорошо и т.д. Поэтому и победить их удалось искренностью: боль — это боль. Так «Рик и Морти» нападают на уже уходящую эпоху постиронии, в неискренности которой любой может запутаться, и призывают нас быть честным друг с другом, прямо как в метамодерне. Но буду откровенен, плевать я хотел на все эти заумные названия, так что оставим рассуждения философам, а сами поищем ответ в неожиданном месте — у Джерри.
Смит-старший с каждой серией поднимается всё выше, и вот он оказался на вершине (возможно, временной). Почему? Потому что он нашёл друзей, которые принимают его таким, какой он есть. Если вы не заметили, на протяжении всей серии Джерри почти не притворялся, а просто наслаждался жизнью. Даже демоны питались не его зашкварами, а реакцией Рика, так что можно даже сказать, что они формально просто хотели быть рядом и были его бро. Немудрено, ведь Джерри на удивление похож на сенобитов: он также вызывает страдания и даже с их помощью манипулирует людьми (жалость — его оружие).
Из состояния кайфожорства его вывел подслушанный разговор демонов, в котором они признались, что наслаждаются его наивностью и потребностью любви. Джерри притворился крутым парнем, к которому не подступиться, и сенобиты сразу потеряли к нему интерес. Он немного побыл приманкой, а потом узнал, что Рик его любит и запомнил это навсегда — даже в конце серии, когда учёный делал вид, что ничего не произошло, Джерри с улыбкой на лице подыграл ему. Вот он ответ на вопрос о постиронии: надо просто быть собой и наслаждаться моментом, не задумываясь о мотивах других людей. Пусть они в своих головах превращают твой кайф во что-то зашкварное, главное — что ты сам получаешь удовольствие.
Вот такая серия про то, как Машина учится быть собой, Джерри наслаждается тем, кто он есть, Саммер и Морти понимают, что не стоит притворяться, сенобиты сталкиваются со своими реальными чувствами, Рик признаётся себе в том, что любит зятя, а Бет просто зависает. Все персонажи находят себя в искренности, даже сама серия на удивление искренна в донесении морали и не пытается скрыть её за слоями постиронии, как в эпизоде про инцест. Интересный контраст получился — неужели создатели мульта снова будут пытаться усидеть на двух стульях? Правда, эпизод закончился тем, что Морти и Саммер притворяются, будто никуда не ездили, так что...
P.S.
В защиту Бет: есть ощущение, что она от начала и до конца понимала, что происходит, просто не хотела влезать в это слишком глубоко. В том числе она понимала, что демонам искренне нравится Джерри, а используют они Рика. Поэтому формально она не насмехалась над мужем, а просто проводила время с теми, кому он действительно нравится. Как бонус она могла видеть то, как Джерри получает кайф от того, кто он на самом деле.