Вообще аниме - это просто язык передачи информации, и только от авторов зависит, что оно будет нести. Так что ненавидеть аниме - это как питать неприязнь к буквам, потому что ими можно написать банальность или плохое слово. Или как блочить какой-нибудь мессенджер, потому что в нем можно понаписать всяких гадостей.
Если размытых аргументов мало, мы принесли вам вполне конкретных примеров, когда аниме затрагивало такие серьезные темы, что кинематографу точно есть, чему поучиться.
БОСОНОГИЙ ГЭН
HADASHI NO GEN, 1983
Вообще мы уже писали про военные аниме отдельно, поэтому сейчас не будем касаться этой темы слишком подробно. Но про аниме "Босоногий Гэн" не можем молчать. Возможно, потому что рисовка, сейчас воспринимающаяся чистейшим ретро, настраивает на что-то легкое про дружбу, взаимопомощь и Кэнди-Кэнди. А совсем не на историю про Хиросиму, нарисованную в красочных анимешных подробностях.
Самое пугающее, что история Гэна - мальчика, выжившего после ядерного удара по городу, - это биография автора манги Кэйдзи Накадзавы. Он собирался написать продолжение, но, к сожалению, не успел.
КОМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ?
Людям с крепкой психикой, которых не мучают кошмары после "Чернобыля" от HBO. Наш личный возрастной ценз - строго 16+. Не показывайте детям.
ИДЕАЛЬНАЯ ГРУСТЬ
PERFECT BLUE, 1998
Одновременно драма, хоррор и триллер о расщеплении личности. История актрисы, давление общества на которую так велико, что она перестает видеть разницу между настоящей собой и идеальным образом, созданным фанатами. История получилось настолько глубокой, что права на нее купил Даррен Аранофски, и настолько зрелищной, что одну сцену он полностью копировал в своем "Реквиеме по мечте".
Интересно, что "Грусть", созданная 20 лет назад, с каждым годом развития соцсетей и глянцевых блогеров, заменяющих живых людей, становится только актуальнее.
КОМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ?
Всем, кто не перестает думать про свежий сериал с Джимом Керри "Шучу" и эпизод «Рэйчел, Джек и Эшли Два» из 5-го сезона "Черного зеркала".
ТОКИЙСКОЕ ВОСЬМИБАЛЛЬНОЕ
TOKYO MAGNITUDE 8.0, 2009
Тектоническая активность - больная тема для Японии, и создатели аниме с завидной осторожностью подошли к воссозданию его последствий в рисованном мире. Перед каждой серией появляется надпись, что все события являются моделированием ситуации масштабного землетрясения в столице. Падает телебашня, рушатся мосты, в бывших школах организованы точки сбора погибших...
Но на самом деле речь идет не о смещении литосферных плит и техногенных последствиях, конечно, а о взаимоотношениях людей на фоне локального конца света. В центре событий брат и сестра, пытающиеся вернуться к своей семье, и женщина, случайно оказавшаяся рядом. У "Токийского восьмибалльного", к слову, есть приз фестиваля Japan Media Arts 2009 года за реалистичное отображение страхов людей перед потерей близких.
КОМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ?
Тем, кто не может забыть фильм "Невозможное", точно понравится.
НОЧЬ НА ГАЛАКТИЧЕСКИЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
NIGHT ON THE GALACTIC RAILROAD, 1985
Межгалактические цапли с лапками-печеньками, грецкие орехи возрастом полтора миллиона лет, пляж, в каждой песчинке которого спрятана искра. Это сюр, основанный на рассказе Кэндзи Миядзавы, и наполненный философией до треска по швам.
Мальчик случайно попадает на галактический поезд, с чего и начинается его путешествие по Вселенной. Периодически в вагон заходят другие пассажиры, кто-то из них появляется из ниоткуда, кто-то рассказывает безумные истории, а кто-то явно уже не совсем жив. Вдобавок главный герой встречает в поезде своего друга, вместе они выходят на станциях и наблюдают за жизнью других миров. Можно сказать, что это одновременно роуд-муви, сон и кое-что еще [не будем рассказывать, а то эффект от просмотра будет не полным].
И еще, чуть не забыли: все персонажи заменены антропоморфными котиками.
КОМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ?
Всем, кто раз в три года перечитывает "Маленького принца" и в восторге от "Трассы 60". Но особенно тем, кому понравился финал сериала "Lost" (он же "Остаться в живых").
ВРЕМЯ ЕВЫ
TIME OF EVE, 2008
Будущее уже тут: людям по дому помогают андроиды, отличающиеся от людей только маячком над головой, как в Sims. Единственный неприятный момент в том, что домашние роботы обзавелись интеллектом и не очень довольны своим положением в обществе. Тем временем на улицах развешены агитки, призывающие не забывать, кто здесь настоящие люди, и не скатываться в дроидофилию. В общем, нестареющая история разделения разумного общества на более и менее достойных.
Фраза "Время Евы" - это название кафе, в котором стираются различия между людьми и дройдами. А еще здесь можно безнаказанно обсуждать три закона робототехники. И искать в них лазейки, которые позволили бы изменить расстановку сил.
КОМУ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ?
Всем, кто любит "Мир дикого Запада", "Люди", "Бегущего по лезвию" и Айзека Азимова.
Обложка: Madhouse