Давненько в «Рике и Морти» не поднималась тема семьи, и новая серия исправляет эту ошибку в полной мере. А ещё эпизод служит напоминанием, на каком этапе развития находится каждый из Смитов, этакий чекпойнт в большом сюжете мульта. Ну-с, запускаем рекап, давайте разбираться!
Девятая серия родилась очень просто: кто-то из команды «Рика и Морти» решил пофантазировать, а что было бы, если бы Рик переспал с планетой? Естественным образом это вылилось в вопрос отцов и детей, который, мягко говоря, уже давно избит. Порой даже кажется, что на него нет ответа, особенно после просмотра нового эпизода. Он пытается погрузиться в тему, но в ней уже нет глубины, и полученные ответы не считаются чем-то новым. К счастью, в серии много других интересных деталей.
Всё началось в машине Смитов, когда они ехали кемпить: Рик получает сообщение, что одна из его пассий беременна, но не хочет ввязываться. Тут у Бет начинают играть чувства: она всё ещё зла на отца за то, что тот практически не проводил с ней время в детстве. Бет не хочет, чтобы её сводные сестры/браться/глиняные человечки прошли через то же самое, поэтому она «приказывает» Рику отправиться к ним. В машине, кстати, нам снова показывают, что Морти стал намного умнее и даже может узнать клетку Фарадея, просто посмотрев на неё.
В итоге выясняется, что Рик обрюхатил не кого-то, а целую планету! Не успевают Смиты приземлиться, как Гея (да-да, как древнегреческая богиня Земли) начинает гейзером извергать из себя глиняных детишек, которые просто разбиваются о землю. Бет не может спокойно смотреть на то, как мир жестоко крошит детей в труху, и понимает, что без её поддержки потомство Рика обречено на смерть. Материнские чувства разыгрались на всю катушку. Батя в свою очередь не может смотреть на тщетные попытки Бет спасти его потомство, по одной простой причине: он может сделать это лучше. И они объединяются, пока Джерри забирает Морти и Саммер на кемпинг.
Он как раз пытается быть отцом и хочет научить своих чад тому, что умеет лучше всего: жить на улице. Но есть загвоздка: Морти и Саммер уже настолько взрослые, что тупые советы отца для них ничего не значат, они сами знают, что для них лучше (у Рика научились). Более того, Саммер прекрасно понимает, что Джерри пытается стать для них важным, но её оскорбил его способ сделать это: он попробовал опустить гениальных детей до уровня их отца-чмошника. Джерри ожидаемо принял это близко к сердцу и уковылял в закат.
Тем временем Рик и Бет во всю строят «машину для свиней» — гигантское устройство, которое принимает роды у Гайи и тут же сортирует детей по их «ценности». Бет в детстве не хватило контроля со стороны отца (чёрт, он даже создал целую вселенную, где дочь могла делать ВСЁ, что захочет), поэтому она решила подойти к взращиванию нового поколения с максимальным контролем. Всё должно быть так, как видят они с Риком, — они решают, кем вырастут дети, что им будет нравится и какие травмы они получат. Получается, в воспитании все средства хороши: хочешь получить драматурга — пни его под зад несколько раз в детском возрасте; хочешь астронома — пусть его травят в школе; хочешь адвоката — даже не думай учить его этике.
Это не только визуализация тотального контроля и прагматичности родителей, но также критика нашего любимого общества. Оно зачем-то постоянно делит людей на группы, пытаясь определить их ценность или бесполезность для развития, абсолютно не думая, как это сказывается на подопытных. Общество ещё отделяет целую группу «ненужных», «непродуктивных», и почему-то только им в голову приходит усомниться в том, что деление на группы не самая хорошая практика. Но не будем отвлекаться.
Джерри в результате своей неловкости попадает в «машину для свиней», которая неожиданно определяет его в непродуктивную группу. А обладатели этого гордого звания буквально выплевываются из общества через заднюю трубу. Дальше нам под бодренькую песню про кемпинг показывают монтаж развития новой цивилизации. Город Рика и Бет разрастается на глазах, а Джерри тем временем спокойно воспитывает племя тех, кто оказался чмошнее его самого.
Пришла очередь критиковать воспитательные методы Джерри! Он учит своих собратьев по непродуктивности всему, что знает о кемпинге. В его голове царит желание, чтобы его дети были похожи на него самого (уфф). Он показывает им только то, что нравится ему самому, а как только видит что-то неугодное вроде дома, выходит из себя. Джерри боится, что если детишки научатся чему-то сами, он станет им не нужен, как это случилось с Саммер и Морти. Он выбирает специальную стратегию: показывать неотёсанным только то, что не ставит под угрозу его авторитет. Иначе зачем он прятал зажигалку и учил их разводить костёр трением палок? А что касается других родителей и их методов воспитания, то они — «плохие» и точка.
Тут-то мы вспоминаем, что пока Бет и Джерри гонялись за лучшим воспитанием детей Рика, они совсем забыли про своих детей. Немудрено, ведь признавать чужие ошибки намного проще, чем свои! Морти и Саммер оказались брошены на произвол судьбы и нашли упоение в двух универсальных способах эскапизма: видеоигры и расширяющие сознание вещества. В конце сцены с космическим кораблём Саммер говорит, что, по её мнению, у них все чики-пуки. Ну-с, посмотрим…
Возвращаемся к Рику и Бет, которые успешно построили целое общество и готовятся запустить его в первый космический полёт. Отец и дочь образовали прекрасную команду, у них вот-вот наступит прорывной момент в отношениях, которого давно не было, но… появляется еще одна модель родителя. Гайя внезапно понимает, что глиняные человечки — дети не Рика, а Зевса, который только вернулся откуда-то (наверно, ходил десять лет за сигаретами). И вот, из ниоткуда появившийся отец встречает своих детей и тут же требует, чтобы его боготворили.
Рика это ни разу не устраивает, потому что он уже душу вложил в этих детей, а тут какой-то бог пришёл и ещё чего-то требует. Зевс, кстати, точно критикует метод воспитания, который олицетворяли Бет и Рик: дети получились мягкими и пустыми, потому что за них решали буквально всё. Тут в игру вступает контрпример: Джерри и его банда. Мало того, что они не мягкие (у них оружие в руках), так ещё и не пустые. Из всех глиняных человечков имена и характеры получили всего несколько, и все они были воспитаны неудачливым отцом семейства Смитов. Правда, они оказались накачены ненужными знаниями о приготовлении зефирок и полностью подвластны Джерри, потому что от него зависят.
Начинается главное противостояние, наверное, всех четырех сезонов — Рик против бога, коим он всегда себя называет. Вообще, само появление Зевса в сериале косвенно подтверждает, что в мире «Рика и Морти» Бог существует, ведь по своей сущности он не сильно отличается от повелителя молний. Так вот, Рик долго дерётся с Зевсом, но их силы равны… лишь некоторое время. Вот-вот Бог грома и молний выбьет из ученого всё дерьмо, но Рик сдаётся.
Тем временем Морти и Саммер погружаются в пучину жизни без родителей: один думает, что видеоигры научили его управлять всеми видами техники, а вторая под действием веществ уверена, что знает всё на свете. Оба заблуждаются, и это приводит к резкому и неуправляемому старту космического корабля. Он на полных парах несётся в космос и попадает прямо в затылок Зевсу, когда тот собирался раздавить Рика. Вот он, ответ на извечный вопрос мульта: кто сильнее — бог или Рик? Ответ — Рик вместе со своей семьей.
На земле Бет ведет армию «пустых и мягких» человечков против армии Джерри. Сыпятся язвительные комментарии: жена обвиняет мужа в том, что он хотел почувствовать себя важным, а муж винит жену в том, что она променяла семью на одобрение отца. Оба совершенно упускают из вида то, что в погоне за хотелками совсем забыли про собственных детей.
Всем этим распрям приходит конец, когда гигантское тело Зевса падает на город Рика и Бет. Гея в гневе, ведь мёртв отец её детей, и планета палками гонит Смитов восвояси. По дороге домой Джерри признаётся, что Саммер была права, да и вообще, что подростки иногда бывают правы. Рик, кстати, всё-таки сдал своих внуков, попутно обвинив Бет и Джерри в плохом воспитании. Конец (если не считать самой смешной сцены после титров в истории сериала).
Так в чём же урок? Во-первых, если слегка оторваться от родительства, в серии мы видим противостоянии природы, религии и технологий/человечества. Чёткого результата этого боя мы не получили, если не считать разрушенных технологий, мертвого бога и разгневанную мать-природу.
Во-вторых, если приглядеться, то можно заметить, что ВСЕ члены семьи Смитов получили то, что хотели. Морти поиграл в видеоигры, Саммер накурилась, Бет получила одобрение отца, Рик сблизился с дочерью, а Джерри нашёл тех, кто хуже него самого, и возглавил их. Чем всё это кончилось, мы прекрасно знаем — полным трэшем.
И ответ всей серии, наверно, в том, что никто понятия не имеет, что он творит и что на самом деле важно. Бог забыл про своих последователей, чтобы выяснить отношения с каким-то дедом, природе было глубоко пофигу на своих детей, поскольку она спокойно отдала их Рику, технологии не смогли построить идеальное общество, потому что его граждане были пустыми. У Смитов тоже всё не радужно: родители в своих распрях совершенно забыли про детей, дети в свою очередь пустились во все тяжкие и не осилили тяжесть жестокого мира, а Рик… Рик же пал жертвой самоуверенности и чуть не поплатился жизнью.
От автора: в своё время на меня произвела сильное впечатление фраза, которую я нашёл на реддите: «everyone is bullshitting their way through life». Если переводить дословно, то получится «все булшитят себе дорогу через жизнь», а если пытаться адаптировать, то получился что-то вроде «все творят фигню, и другого способа жить нет». По-моему, эта фраза прекрасно подходит к девятой серии и суммирует весь тот ад, что мы увидели.