Дождались! «Рик и Морти» вернулись спустя полгода с одним из лучших эпизодов мультсериала — «Риконечной Мортисторией». После просмотра в голове носится мысль «что я только что увидел?», поэтому без рекапа не обойтись.
Так что же мы увидели? Серию, в которой Дэн Хармон и Джастин Ройланд решили пройтись практически по всем, включая самого Дэна Хармона. Эпизод строится вокруг его знаменитого сценарного метода, который называют «круг Хармона». Знание этой концепции просто необходимо для понимания прикола всей серии, поэтому давайте быстренько проговорим.
Круг Хармона — это цикл, по которому персонаж проходит за время сюжета фильма/эпизода. Дэн взял за основу мономиф Джозефа Кэмпбелла и немного его усовершенствовал. Круг состоит из восьми стадий развития истории: существует персонаж, у него появляется какая-то потребность, в попытках её удовлетворить он попадает в незнакомую ситуацию, адаптируется к ней, получает то, что искал, платит за это определенную цену, возвращается домой, но уже изменившимся. Всё это просто и понятно видно на самом круге.
Шестой эпизод по сути строится на играх с этим кругом — так Хармон решил сделать самую металомательную серию за весь сериал. Мы уже писали теорию, что Рик Санчез оперирует не только законами физики и магии, но ещё и сценарными принципами. Теперь же внезапно вышла серия, посвящённая тому, как устроен сценарий и как Рик этим пользуется. Но давайте по порядку, чтобы не запутаться.
- Зона комфорта: С первых минут мы оказываемся в несущемся на всех парах поезде историй, наполненном персонажами, которые так или иначе взаимодействовали с Риком (и, возможно, с Морти).
- Потребность: Вскоре появляются главные герои, которые заперты в антологии историй, и Рик решает устроить побег.
- Незнакомая ситуация: герои пытаются разобраться в устройстве поезда и попасть в вагон с двигателем.
- Адаптация: Рик использует сценарные законы (запомните этот момент) для взлома «тематического замка».
- Получение искомого: попадают в первый вагон.
- Расплата: сталкиваются с Повелителем Историй (он, кстати, сильно напоминает Дэна Хармона), который даёт им трепку.
- Возвращение в комфорт: запирают Повелителя Историй внутри истории и берут поезд под свой контроль.
- Изменение: понимают, что находятся в игрушечном поезде.
В конце выясняется, что весь этот сюжет был построен вокруг игрушечных Рика и Морти, а не наших. Поэтому нахождение в поезде для них — зона комфорта, а не что-то из ряда вон. Поэтому нам не показали завязку истории, как герои попали в поезд — мало того, что они не попали, так ещё и сюжет не про них. Фишка в том, что наши Рик и Морти тоже проходят миникруг Хармона.
- Зона комфорта: всё как обычно.
- Потребность: Морти хочет купить Рику поезд.
- Незнакомая ситуация: Морти покупает поезд, а Рик его за это хвалит и благодарит.
- Адаптация: Морти всё ещё немного в шоке.
- Получение искомого: всё устаканивается, герои садятся смотреть Межгалактическое телевидение.
- Расплата: поезд ломается.
- Возвращение в комфорт: Рик снова ругает Морти.
- Изменение: Морти больше никогда в жизни не будет ничего покупать.
Так как у нас двое Риков и Морти, наличие двух кругов Хармона обосновано, но есть и третий, особенный. Это микрокруг, который игрушечный Рик создал, чтобы попасть в первый вагон. Начался он тогда, когда ученый нашёл схему устройства поезда, которая до боли напоминает сценарный метод создателя сериала. До этого момента сюжет идет по макрокругу — до стадии незнакомой ситуации. Но игрушечный Рик искусственно создает ситуацию, чтобы герои заплатили цену и вернулись в комфорт поезда. Выглядит это так:
- Зона комфорта: с первых минут мы оказываемся в несущемся на всех парах поезде историй, наполненном персонажами, которые так или иначе взаимодействовали с Риком (и, возможно, Морти).
- Потребность: вскоре появляются главные герои, которые оказались заперты в антологии, и Рик решает устроить побег.
- Незнакомая ситуация: герои пытаются разобраться в устройстве поезда и попасть в вагон с двигателем.
- Адаптация: Рик использует сценарные законы, чтобы создать новый микрокруг Хармона.
- Получение искомого: герои добираются до первого вагона, но он закрыт тематическим замком.
- Расплата: у Морти заканчивается кислород, поэтому Рику приходится «жертвовать собой».
- Возвращение в комфорт: Морти взламывает замок, и герои возвращаются в поезд.
- Изменение: они понимают, что это не конец сюжета.
Попутно Рик решает сломать ещё один закон кинематографа, а точнее параметр — тест Бекдел. Его придумала американская карикатуристка Элисон Бекдел, и по сути он нужен, чтобы проверить, не ущемляет ли фильм чувства женщин. Для этого необходимо, чтобы в сюжете были хотя бы два женских персонажа с именами, которые разговаривают о чём угодно, кроме мужчин. Рику было необходимо создать историю, которая ни за что не могла бы появиться в сериале про него. И отдельная сцена, созданная для удовлетворения чувств феминисток, — идеальный кандидат, особенно с учётом того, что Морти сделал её максимально «по методичке».
Игрушечный Рик использовал прием «создания невозможной истории», чтобы перейти из шестого в седьмой отсек микрокруга Хармона. Тот же приём (появление Иисуса в сериале) он использовал, чтобы перейти из шестого в седьмой отсек макрокруга. Сейчас будет сложно: этот же прием использует Дэн Хармон, чтобы вместе со зрителями перейти в седьмой отсек ещё одного круга, реального, который про нас с вами.
- Зона комфорта: мы возвращаемся к просмотру «Рика и Морти».
- Потребность: не видим самих Рика и Морти.
- Незнакомая ситуация: герои оказываются заперты в антологии и ведут себя гораздо более «мета», чем обычно.
- Адаптация: мы понимаем, что заварушка посвящена кругу Хармона.
- Получение искомого: видим, как Рик использует сценарные законы в своих целях.
- Расплата: видим кучу кадров из трейлера со старыми персонажами и осознаём, что это была обманка.
- Возвращение в комфорт: видим наших Рика и Морти, история с игрушечными закончена.
- Изменение: мы понимаем, что нас крайне легко обыграть.
То есть нам показали сцену столкновения армии Злого Морти с главными героями, которой по сути в сериале быть не может (иначе это был бы фильм Marvel, а не «Рик и Морти»). С помощью этой «невозможной истории» мы постепенно понимаем, что происходит что-то не то, и возвращаемся к настоящим героям.
А теперь внимание, теория 2x2 по шестой серии четвертого сезона: Рик использовал тот же прием «создания невозможной истории», чтобы отвадить Морти покупать мерчендайз. В её защиту скажем, что она отлично ложится на нашу концепцию четырех кругов Хармона, и Рик никогда в жизни не стал бы хвалить капитализм. Он, зная законы сценария, специально начал превозносить внука за покупку поезда, чтобы создать круг Хармона, в результате которого поезд ломается и Рик может наорать на Морти, чтобы отбить его желание скупать мерч. Но это лишь теория.
Получилось уже довольно объемно и запутанно, а разобрать можно ещё много что. Например: что за баллон с continuity взорвался в руках Рика? В отношении сценария это слово переводится как «последовательность» — показатель логических причинно-следственных связей и общего темпа сюжета. Герои по сути умерли, когда баллон взорвался, но тогда сюжет прерывается, поэтому из ниоткуда возникает сцена, в которой поездные копы обсуждают взрыв баллона и убийство героев, через которую Рик и Морти смогли спастись от преследования.
Но мы опустим такие мелкие моменты, чтобы еще поговорить про Хармона, а точнее про его машину, а точнее про машину Повелителя Историй. Он хотел использовать её, чтобы сломать «пятую стену» — относительно новое понятие, поэтому еще не устаканившееся по определению. Мы нашли три:
- когда герой отсылается к другим фильмам, в которых играл исполняющий его актер;
- когда стирается граница между сценаристом и зрителем;
- когда зритель становится героем, за которым наблюдают сущности из высшей, более «реальной» вселенной.
Первое тут вообще ни к чему (но это не точно), второе чётко описывает первую часть рекапа про круги Хармона, но сомневаемся, что именно эта пятая стена интересовала Повелителя Историй. Скорее всего, он знал, что сам — игрушка, поэтому стремился вырваться в «более реальную» реальность. В каком-то смысле это ему удалось, потому что поезд сломался, но давайте вернёмся к машине.
Она состоит из рычагов регулирования параметров истории, которые постепенно выводились на максимум:
- Повысить нарративную составляющую: Саммер уезжает в колледж.
- Повысить потенциал для хорошего сюжета: возвращение Абрадольфа Линклера с каким-то важным квестом.
- Повысить продавабельность: возвращение старых персонажей, которые привлекут публику (эту же повышенную продавабельность использовали, чтобы обмануть нас в трейлере, кстати).
- Подогнать для широкой публики: большая битва добра со злом, световые мечи, отсылки к «Звездным войнам».
- Повысить релейтабилити или схожесть со зрителем: битва кошек и собак, противостояние старых друзей, подорванное доверие зрителя к Тэмми.
Прикол в том, что эта машина настроена на нас с вами! Это тоже такое разрушение пятой стены, явно показывающее, как создателям сериала приходится изворачиваться, чтобы угодить всем, и что могло бы быть (фильм Marvel), если бы Хармон и Ройланд оперировали на общепринятом уровне. Но слава богам, мир подарил нам гениев, которые вернут веру в «Рика и Морти» любому.