По традиции 31 октября, на кануне Дня всех святых, во всем мире, в том числе в России, отмечается праздник Хэллоуин. У нас он, возможно, прижился не так сильно, но это не повод не собраться в эту дату с друзьями за лучшими киношками, от которых зубы со страху стучат. Кинокритик Иван Афанасьев наелся тыквы и выбрал 10 винрарных и улетных хорроров из прошлого века, которые и сейчас снесут вам крышу.
«УРОДЦЫ» (1932)
Фильм, за который режиссера Тодда Броунинга хотели едва ли не четвертовать, был запрещен в ряде стран и с треском провалился в прокате, после чего отправился в архив на целых тридцать лет. В нем рассказывается о труппе «цирка уродов», которые решают отомстить коварной акробатке, что решила «прокатить» их друга-карлика, заключив фиктивный брак по расчету. Фишка фильма в том, что в нем играют реальные люди с физическими отклонениями под настоящими именами — готовьтесь к по-настоящему шокирующему зрелищу!
«НОЧЬ ДЕМОНА» (1957)
Экранизация одноименного рассказа Монтегю Родса Джеймса — писателя, которым вдохновлялись не абы кто, а Говард Филлипс Лавкрафт и Стивен Кинг. Сюжет по нынешним меркам более чем простой: американский психолог берется за расследование убийств, совершенных культом, отдаленно напоминающим последователей Алистера Кроули. Возглавляет их черный маг, в подчинении которого ну очень вредный демон. Он, кстати, по нынешним меркам выглядит одновременно крипово и очень смешно — самое то для Хэллоуина!
«УЖАС ТРОЛЛЕНБЕРГА» (1958)
Еще один угарный по нынешним меркам, а потому очень подходящий для такого праздника хоррор, который в свое время так сильно напугал 10-летнего Джона Карпентера, что тот взял да снял свой культовый «Туман». По сюжету, на городок в Швейцарии со смешным названием Тролленберг нападают жуткие инопланетяне, представляющие собой органическую хтонь с огромным глазом, живущую в облаках. Они умеют отрывать бошки людям, но боятся огня. Миролюбивые швейцарцы с удовольствием начинают жечь алиенов синим пламенем.
«А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ» (1973)
А вот это уже serious shit! Экранизацию Дафны Дю Морье некоторые считают редким примером по-настоящему «высокого», серьезного ужастика, который не только несет ценность как художественное произведение, но и пугает не на шутку. Рассказывает он о супружеской паре, которые после потери дочери переезжают в Венецию, чтобы слегка забыться. Не получается: знакомая ясновидящая говорит, что им угрожает опасность, в каналах вылавливают трупы, а муж все время видит то там, то сям странную фигуру в красном. Если хотите спокойно спать после просмотра, то концовку правда лучше не смотреть.
«ДОМ» (1977)
Японская наркомания, которую иначе, кроме как на Хэллоуин да под пиво, и не осилишь. Завязка такая: семь школьниц отправляются в гости к тете одной из них и остаются на ночь, но бабулька пропадает, а дом, где они остановились, оказывается демоном. Что начинается дальше — лучше просто видеть глазами. В фильме есть кот Снежок, лупящий лазерами из глаз, летающие головы, зубастое пианино и даже агрессивные матрацы. Где-то там еще упрятаны аллюзии на трагедию в Хиросиме и Нагасаки, но разве это важно, когда в фильме есть котейка-Супермен?
«ВЫВОДОК» (1979)
Лютейшая дичь от спеца по части отвратительных (в лучшем смысле слова) фильмов Дэвида Кроненберга. Начинается все вполне себе по-кинговски: мужчина Фрэнк забирает свою дочь к бабушке, после чего женщину убивает жуткое существо в красном детском комбинезоне. Загадочный киллер похож на ребенка, но выглядит так, что… в общем, после него Самара из «Звонка» покажется вам кавайной няшкой. А уж когда узнаете, откуда он (точнее, они) берутся… Один мой знакомый после этого фильма до сих пор дергается при виде красных капюшонов.
«ПЕРЕБЕЖЧИК» (1979)
Малоизвестный шедевр хорроростроения, которым вдохновлялся Алехандро Аменабар, когда снимал «Других» с Николь Кидман. Немолодой композитор теряет дочь и жену в автокатастрофе и, чтобы справиться с горем и сменить обстановку, перебирается в огромный особняк, где давно никто не жил. Там его ждут призраки, детская инвалидная коляска, катающаяся сама по себе, и много чего еще. А что самое главное — вся эта чертовщина будто пытается предупредить его о чем-то еще более жутком, мечтающем убить музыканта. Или сделать нечто похуже.
«СУЩЕСТВО В КОРЗИНЕ» (1981)
Криповый малобюджетный ужастик, снятый режиссером, в резюме которого есть фильмы о зомби, сшитом из кусков проституток, и пенисе, бегающем отдельно от своего хозяина. Этот же треш рассказывает о молодом парне, который всюду ходит с корзинкой, в которой носит отсоединенного в детстве сиамского близнеца — мерзейшего уродца, обожающего убивать людей. Идея оказалась настолько живучей (как и заглавный монстр), что разродилась еще двумя, куда менее удачными сиквелами.
«ОБЩЕСТВО» (1989)
Еще один подзабытый шедевр хоррор-индустрии, идеальный для просмотра в компании. В нем богатый лоботряс Билли, живущий в идеалистическом американском пригороде, обнаруживает, что окружающие его люди — не те (или, точнее, не то), чем кажутся: например, его сестра способна… проворачиваться вокруг своей оси, как сова, только всем телом. Оказывается, существует некое Общество, которое, узнав, что его рассекретили, тут же возжелает смерти парня. Чтобы докопаться до правды и остаться в живых, герою предстоит вывернуть все наизнанку. Кое-где — буквально.
«ИЗВНЕ» (1989)
Ну и куда в таком топе без экранизации старины Лавкрафта? Созданный режиссером знаменитого «Реаниматора», этот безумный психодел рассказывает историю ученого, создавшего прибор, способный стимулировать находящийся в человеке «третий глаз», орган, позволяющий увидеть тварей из параллельных миров. И все бы ничего, но невидимые ранее монстры, узнав, что их секреты открылись участникам эксперимента безумца, решили перекусить смельчаками. Ну или, на крайний случай, просто порвать в клочья.