Пытаемся успеть подвести все итоги года, пока всем не надоели эти итоги года. Фильмы, мультфильмы, сериалы уже готовы. Теперь пришло время вспомнить, во что нового мы играли в 2021 году и что из этого заслуживает оказаться в списке лучших. Спойлер: мы уже вспомнили, хоть это и было сложно, и уже составили список, он ниже.
Варков (выпускающий редактор)
Marvel’s Guardians of the Galaxy
Мало кто представлял, что игра о Стражах Галактики от студии Eidos Montreal окажется столь хороша. Но практически все попробовавшие её сходятся во мнении, что сценаристам удалось не просто создать хорошую историю, но и во многом превзойти фильмы Джеймса Ганна для киновселенной. А это, согласитесь, уже неплохая заявка на успех. Игроку предстоит перевоплотиться в Звёздного лорда и попытаться превратить команду одиночек в цельный механизм, где каждый может положиться друг на друга. По мере прохождения все герои раскрываются и меняются, а то, какими они станут — зависит от решений Питера Квилла.
В основе сюжета «Стражей Галактики» идея принятия потери. Каждый член команды терял кого-то из близких, и это во многом следствие масштабной галактической войны, в которой погибли миллионы живых существ. И когда появляется Церковь вселенской Истины, даруя призрачную надежду снова увидеть всех погибших, целые цивилизации готовы принять новую веру — что угодно, лишь бы на мгновение воссоединиться с теми, кого они потеряли. Потому команде Стражей приходится взять на себя роль спасителей галактики поневоле — только они готовы принять суровую реальность и попытаться донести до остальных, что если жить прошлым, можно навсегда в нём остаться.
Сама игра построена в духе Uncharted с большими срежиссированными уровнями в различных уголках галактики. На каждом из них множество причудливых пришельцев и сотни мелочей, которые предстоит отыскать самым любопытным игрокам. Что может несколько покоробить, так это бои — они хаотичные и сумбурные, но если разобраться, то можно с удовольствием наслаждаться ролью командира, отдающего приказы команде. И всё это под непрекращающиеся споры и шутки товарищей.
Resident Evil Village
Серия Resident Evil часто экспериментирует как с сеттингом, так и с геймплеем. Новая часть с подзаголовком Village прервала ряд ремейков классических частей и представила совершенно новое приключение, продолжающее Resident Evil 7. Главный герой Итан Уинтерс спас свою жену Мию из заточения в Луизиане. Они попытались жить нормальной жизнью, у них родилась дочь Роуз, но однажды в дом ворвался Крис Редфилд и похитил ребёнка. У Итана не остаётся вариантов, кроме как отправиться на поиски дочери в Восточную Европу.
Как и Resident Evil 7, в Village игрок видит всё глазами Уинтерса (а не от третьего лица, как в ремейках). Попав в Румынию, Итан узнаёт, что в округе безымянной деревни происходит что-то страшное. Его врагами станут оборотни, вампиры, киборги (?) и ряд местных баронов, среди которых выделяется Леди Димитреску, ставшая маскотом игры. Во многом это всё тот же привычный Resident Evil — нужно изучать мрачные закоулки, сражаться с монстрами, собирать хлам и решать несложные головоломки.
Разница с предыдущими играми лишь в том, что Village всё же не хоррор. Многие элементы, которыми Capcom пугает в румынской деревушке, уже были во франшизе. Так что восьмой Resident Evil — это скорее блокбастер. Игре редко удаётся по-настоящему напугать (фанаты уже видели все приёмчики), зато игра хорошо справляется с тем, чтобы подбросить игроку нестандартных ситуаций и позволить почувствовать себя героем фильма ужасов, где смекалка и оружие спасут в любой, даже самой отчаянной ситуации.
Лёша Абанин (диджитал продюсер)
Skatebird
Инди-скейт-чирик-симулятор с птичками на маленьких скейтах среди больших комнат, улиц и офисов, основанный на каламбуре skatebird-skateboard, от студии Glass Bottom Games. Играя за маленькую птичку (на которую можно надеть шарф, шапку и очки, например), вы катаетесь по журналам, степлерам и коробкам от пиццы, делая разные трюки, выполняя задания и набирая очки.
Если вы играли в любую часть легендарной серии Tony Hawk’s Pro Skater, то вам мало того, что будет максимально весело, так ещё и не нужно будет учить новые трюки и управление: в Skatebird всё делается точно так же, только вот олли можно сделать двойным, взмахнув крыльями.
Идеальный тайм-киллер в обеденный перерыв с качовым саундтреком, приятным слуху чириканьем и массой забавных отсылок на скейт-культуру и игры Tony Hawk’s Pro Skater. На компьютере и больших экранах она смотрится немного странновато, но для Nintendo Switch — в самый раз. Тем более с релиза прошло три месяца, и некоторые баги с камерой и управлением уже пофиксили.
Kid A mnesia: Exhibition
Вообще это не совсем игра, но не включить этот релиз в подборку мы не могли. Kid A mnesia: Exhibition — это, скорее, виртуальный интерактивный музей от Epic Games и группы Radiohead, который был сделан к юбилею перевыпуска их главных альбомов Kid A и Amnesiac. В этой «игре» вы, начиная в нарисованном карандашом лесу, ходите по большому зданию с комнатами, которые отличаются масштабом, наполнением и даже графикой.
Это своего рода новый уровень погружения в творчество Radiohead. То есть в обычной жизни вы можете послушать трек, посмотреть клип или даже сходить на концерт (заплакал), а с помощью этого музея вы можете ещё глубже погрузиться с головой в музыку британцев. По всем комнатам разбросаны арты, обложки, отрывки выступлений, какие-то демо-записи, отголоски песен и прочее-прочее. Сложно сказать, насколько Kid A mnesia: Exhibition может быть интересна людям, которые не слышали ни одной песни Radiohead, но для настоящих фанатов их творчества это абсолютный изумруд, который описать словами очень сложно. Как видите, у меня не получается (меня заставили).
Дима Веснин (постоянный автор и ведущий шоу «Дискусь»)
Deathloop
Любимая крупная игра года. Mid-century стиль, головоломки, путешествия во времени и общий тон того, что сейчас происходит что-то весёлое и всегда в том темпе, в котором ты хочешь. Ещё очень нравится, что игра не заставляет проходить себя целиком стелсом и отыгрывать высокоморального зануду, а подыгрывает, если ты хочешь просто сорваться и побегать с ножом, и даже включает музыку повеселее. Красота!
Adios
Самый сильный нарратив года и игра, которая олицетворяет собой меланхолию. Вы играете за владельца свиной фермы, которому мафия иногда привозит тела на утилизацию. Он устал и хочет выйти из бизнеса, и отлично понимает, что выход из мафии только один — смерть. Вот мы и ходим, смотрим на всё в последний раз и выясняем, было ли в нашей жизни вообще хоть что-то стоящее. Игра чтобы плакать, много думать и снова плакать.
Артём Нечаев (редактор)
Чёрная книга
У меня нет никаких сомнений, какую игру называть игрой года — это «Чёрная книга». По крайней мере, для россиян она точна должна была стать лучшей из лучших. Ни один тайтл не продвигал русскую культуру в массы так сильно и бережно. Разработчики ездили по пермским деревням, чтобы тщательно воссоздать местные легенды и на их основе сделать сюжет. «Чёрная книга» напоминает, что такое настоящий патриотизм, а не вот это вот всё.
У неё настолько сильное воздействие, что я буквально несколько недель ходил и общался с друзьями древнерусским говором вроде «окоянные», «ты шо удумал» и т.д. У меня музыкальный вкус сильно сместился в сторону родного великого и могучего, просто потому что в «Чёрной книге» я наслушался русских песнопений. Я стал рассказывать всем о древних обычаях и поверьях, потому что они намного интереснее тех же супергероев. В общем, ни одному русскому человеку нельзя проходить мимо «Чёрной книги».
И это я только про национальный аспект рассказал, а там ещё интересная карточная боёвка с кучей разных стратегий; прекрасная по всем параметрам озвучка; захватывающая история с бесами, интригами, свадьбами и т.д.; проработанные персонажи, а демон-кот Прошка вообще лучший. В общем, по эмоциям и впечатлениям для меня не может быть другой игры года.
Narita Boy
Если бы существовала премия «Стиль года», в номинации ретро наверняка выиграла бы Narita Boy. Это просто взрыв ретро-футуризма, он чуть ли не вытекает из экрана (и это не проблемы с матрицей). Хоть игра и вышла в марте, я до сих пор чётко помню образы из неё — пейзажи, боссов, некоторые уровни. Если вы любите пиксель-арт, то наверняка наскриншотите себя там несколько обоев или фонов для зума. Короче, в плане визуала это лучшее, что я видел в этом году.
История там тоже важная — рассказывает о тяжелом прошлом человека, который создал игру внутри игры. И это масштабное размышление на тему того, должно ли искусство рождаться из боли. Трагизм там максимальный, всё облачено в понятные и простые метафоры, а дизайн мира очень тесно переплетён с историей. Это тот случай, когда исследование мира приравнивается к исследованию сюжета, от чего становится вдвойне интереснее.
Ну и напоследок пару слов о саундтреке, который тоже выше всех похвал. Смесь электроники, ретро и синтвейва мало того, что отлично ложится на геймплей и происходящее на экране, так и после прохождения не отпускает. Ещё под него отлично работается, так что советую зачекать, даже если вы не собираетесь играть в Narita Boy.