В издательстве «Азбука» вышла дебютная книга писательницы Юли Тихой «Долгая ночь». Это история девушки по имени Кесса, которой в юности пришлось столкнуться с большой потерей, и теперь она бежит от судьбы, на которую её благословила сама богиня Полуночи. В поисках ответов Кессе предстоит открыть дверь в прошлое и узнать силу своего предназначения. Мы решили расспросить Юлю о том, что она любит, помимо литературы, и выбор пал на незаслуженно обделённые вниманием мультфильмы Disney.
Диснеевские мультики — для маленьких, романтика — для девочек, приключения — для дураков, и вообще читать надо нон-фикшн, а смотреть только арт-хаус? Ха! Я обожаю мультфильмы, — не в последнюю очередь потому, что это способ комфортно говорить на сложные темы. Обычный мультфильм вряд ли сделает тебе больно, но может затронуть вещи, которые иначе были бы невыносимыми. В анимации есть место чистым эмоциям и прямым словам, а ещё мультипликация часто дарит нам удивительные богатые миры, и даже простые истории бывают показаны в неожиданных деталях. Тем обиднее, что даже среди диснеевских мультфильмов есть незаслуженно позабытые жемчужины.
Атлантида: затерянный мир
Молодой учёный Майло грезит Атлантидой, и ему наконец улыбается удача: Майло приглашают присоединиться к команде субмарины, отправляющейся в поисковую экспедицию. Атлантида оказывается таинственным и чарующим миром, совсем не похожим на человеческий, — но не все члены команды пришли сюда с благими намерениями…
В мультфильме очень яркое столкновение культур, особенно чудесное благодаря потрясающей картинке. Есть «мы», люди — на огромных чёрных машинах, среди механизмов и выпачканные маслом. Есть «они», атланты — в белом и синем, среди сияющих кристаллов и лиан. И отдельно интересно то, что «мы» здесь в каком-то смысле оказываемся на стороне «зла».
Ещё в анимации много удивительно характерных персонажей. Закатывающая глаза Одри — практически готовый мем; принцесса Атлантиды Кида — вообще-то настоящая диснеевская принцесса, сильная и непримиримая, а их романтическая линия с Майло — это история о деве-воительнице и ботанике, и она показана очень живо.
Ну и финал, конечно. Очень эмоциональный, до мурашечек!
Планета сокровищ
Ещё один нестерпимо эстетичный мультфильм. Основан на «Острове сокровищ», но перенесён в фантастический антураж: в руках мальчика Джима случайно оказывается карта к Планете сокровищ, и поиски приводят на корабль, оказавшийся пиратским.
У этого космического судна, к слову, есть паруса. И деревянная палуба, которую нужно мыть шваброй. А вокруг космос, и капитан корабля немного кошка. И это удивительным образом не странно, а стильно, и весь этот стим? аэро? кибер?... в общем, какой-то панк очень подходит истории.
В фантастике вообще очень много пространства для игры, и многие вещи в ней создатели меняют по своему разумению. Но что-то обязательно остаётся настоящим, а люди чаще всего остаются людьми, и декорации — всего лишь способ по-новому показать человеческую природу.
Меч в камне
Эту историю знают все: были в Англии тёмные времена без короля, и свыше людям был послан меч в камне. Кто сможет его вынуть, тот достоин стать королём; и меч тянули, тянули, да и забыли, пока не появился мальчишка по имени Артур.
Это очень простая история, сюжет мультфильма можно пересказать буквально в двух предложениях, а финал понятен после первых трёх минут просмотра. Но смотреть его всё равно интересно (так же, как людям интересно читать любовные романы, хотя часто с первой главы понятно, что герои в конце поженятся). Потому что смысл не в развязке, а в пути к ней.
А ещё «Меч в камне» — это просто очень уютный мультфильм с массой милых деталей внутри.
Чёрный котёл
Это тоже довольно классический по сюжету, но при этом непривычно мрачный мультфильм с по-настоящему пугающим злом. Честное героическое фэнтези: мальчик-свинопас теряет волшебную свинку, и теперь ему придётся спасти свинку, принцессу, ну и мир заодно.
Это очень атмосферная картина, а здешний «мир меча и магии» можно сдавать в палату мер и весов. Тем интереснее наблюдать за внутренней логикой волшебства.
Фантазия
Откровенно говоря, это очень странный мультфильм. Если бы не Микки Маус, наверное, мы бы вообще не поверили, что это «Дисней». Здесь нет прекрасных принцесс, ужасных драконов, песен, приключений, да и вообще как такового сюжета, — вместо этого классическая музыка и весьма абстрактный визуальный ряд.
Зато это очень красиво. И удивительно интересно, и можно сравнивать свои ассоциации с ассоциациями мультипликаторов и наблюдать, как звук превращается в цвет и движение.