20 ноября в российский прокат вышел мультфильм «На выброс» (Tied Up) от режиссёра Константина Бронзита («На краю Земли») и студии «Метрафильмс». Проект рассказывает историю оживших предметов, оказавшихся на свалке. Темы защиты экологии и грамотного потребления не раз поднимались различными авторами анимации на большом экране: от «Принцессы Мононоке» до «Валл-и». И всё-таки Бронзит берётся рассуждать о захламлении планеты и необходимости правильной сортировки порванных ботинок, неработающих ламп и броских галстуков. А заодно и говорит о тех, кто оказался на обочине жизни. Так стоит ли смотреть полный метр от режиссёра, некогда дважды номинированного на «Оскар»?
Рыжий галстук по имени Мак был бесцеремонно выброшен из дорогой машины не особо бережливым хозяином. Всё ради того, чтобы покрасоваться перед девушкой, сидящей на переднем сидении автомобиля. Из-за этого предмету одежды, а ныне мусору, приходится познакомиться с обитателями ближайшей свалки: старыми телефонами, протёртыми сковородками, глянцевыми журналами и даже матрасом. И после неудачной попытки вернуться к прежней жизни Мак неохотно присоединяется к другим вещам, чтобы найти «Великого Разделителя» — некий аппарат, способный дать мусору новую жизнь.

В компании оказываются вазочка Лили, рабочий ботинок Бут, катушка ниток Кати, прилипшая к ботинку жвачка Чуи, старый мобильник Лестер и освежитель воздуха Бриз. Во время классического путешествия навстречу «лучшей жизни» персонажи сталкиваются с различными препятствиями, изучают окружающий мир и учатся работать в команде. Конечно, не без драмы с множеством попыток притереться друг к другу. Однако в отличие от других мультфильмов об оживших вещах, здесь предметы ещё и физически повреждаются, пачкаются, ломаются, что добавляет реалистичности и трагичности, ведь героям легко сопереживать. Невозможно без слёз смотреть на то, как ваза Лили неаккуратно разбивается, а катушка Кати изо всех сил старается её починить, обернув оставшимися ниточками. Константин Бронзит показывает хрупкость существования и необходимость беззащитных адаптироваться к новым тяжёлым условиям. Весь путь героев направлен не на возвращение к прежней жизни, а на принятие изменений и поиск нового смысла.
Тематика мультфильма многослойна. На первом уровне — история о переработке мусора, на втором — попытка добиться шанса на новую жизнь и преодолеть трудности на пути, на третьем — стремление к принятию изменений. При этом проект не преподаёт уроков, лишь наглядно показывает процесс адаптации и трансформации вещей. Баланс комедии и драмы выдержан великолепно: лента не становится излишне мрачной, но и не превращается в поверхностную комедию. Место находится и небанальным отсылкам на современные реалии. Так, пакет из магазина эзотерики становится своего рода мессией, который указывает героям на «Великого Разделителя».


Визуально анимационный фильм отличается минимализмом и особым авторским стилем Бронзита. Город и окружающая среда нарисованы схематично, используются простые формы и ограниченная цветовая палитра. Несмотря на то, что главные герои — обычные предметы, авторам удалось придать им запоминающуюся яркую мимику и эмоциональность. Важно, что проект не создаёт ощущения грязи или ужаса от постоянного присутствия мусора в кадре: визуальный тон остается лёгким и привлекательным.
«На выброс» работает на любую аудиторию. Для детей он предлагает приключение, ярких персонажей и вполне понятные и простые конфликты. Для взрослых — философскую основу: размышления о смерти, ценности жизни, социальных ролях и запутанных отношениях между людьми. Проект также показывает интересный подход к теме вторых шансов и переработки. Морализаторства нет, акцент смещён в сторону личной трансформации: выброшенные предметы становятся метафорой изменений, необходимости адаптироваться под новые реалии. В то же время довольно очевидно продемонстрировано, что сортировать мусор — занятие полезное и нужное, да и не занимает огромного количества времени.

Новый мультфильм Бронзита — отличный пример того, что можно сделать сильную авторскую полнометражную анимацию, не полагаясь на коммерческую формулу. Даже простые визуальные решения могут работать, если они поддерживают внутреннюю логику мира и раскрывают характер персонажей.

