Завершилось одно из самых громких и неожиданных аниме летнего сезона — «Первородный грех Такопи» (Takopii no Genzai). История от авторов «Доктора Стоуна» и «Кайдзю № 8» с первых эпизодов поражает жестокостью и экзистенциальностью, оказываясь многослойным пирогом с горькой начинкой. Разбираемся, как тайтл подкупает честностью, ломает жанр и говорит о боли.
Младшеклассница Сидзука — изгой. Покинутая всеми, она ежедневно проживает буллинг и пытается смириться с одиночеством. Её поддержка и опора — верный пёс Чаппи. Пока животное рядом, девчонка вытерпит любую боль, даже самую непереносимую. Неожиданно ей на глаза попадается необычное существо — маленький розовый осьминог из разряда «ми-ми-ми», называющий себя хэппианином, жителем планеты Хэппи. Его цель — нести счастье во Вселенную, а первым испытуемым на этом пути становится Сидзука, решившая завершить жизнь. Теперь Такопи вынужден отправиться в прошлое, чтобы узнать причину произошедшего и всё исправить.

Боль разная
Одиночество и буллинг
Все герои «Первородного греха» в той или иной степени страдают от одиночества. Сидзука не нужна ни одноклассникам, ни собственной матери, которая целыми днями пропадает на работе, приравнивая хостес к эскорту. Отец девочки давно ушёл из семьи и переехал в Токио, забыв о прошлом и начав жизнь с чистого листа. Такопи становится для неё вторым после пса близким существом, в котором она видит поддержку, пусть и не доверяет ему.
Марина, инициатор травли Сидзуки в школе, — главный мучитель героини. Она оскорбляет. Бьёт. Подставляет. Делает всё, чтобы максимально усложнить существование и без того несчастной однокласснице. Марина совершает подлости из-за травмы: она тоже оставленный ребёнок, который приходит домой и по кругу слушает ссоры родителей. По ходу сериала сценаристы отказываются от тактики выставить виноватым лишь одного — здесь каждый греховен, обижен и зол. Даже самый слабый.
Одобрение любой ценой
Каждый из персонажей пытается заслужить признание. Из-за шатких отношений в семье Марина должна играть роль сильной и заботливой дочери: приходить домой пораньше, готовить ужин и защищать мать от обидчиков, даже если это вредит всем вокруг. Такой же и Наоки — одноклассник воюющих девчонок, пытающийся встать на защиту одной из них. Каждый день он чувствует собственную неполноценность из-за успехов старшего брата Дзюнъи, которого в семье хвалят со всех сторон. Мать мальчика постоянно анализирует его, удивляясь, что, несмотря на одинаковое воспитание, идеальным вышел только один из сыновей. В качестве предмета манипуляции и стимула для получения одобрения женщина использует панкейки, которые каждый раз демонстративно убирает со стола. За всю жизнь мальчик ни разу не отведал заветный десерт. Впрочем, как и родительскую любовь.


Библейский сюжет
С каждым эпизодом проект о смерти подростка перерастает в масштабное рассуждение о грехе, о чём свидетельствует и его название. Однако история затрагивает не только человеческие персонажи, как может показаться на первый взгляд. Инопланетянин Такопи вмещает в себя гораздо больше, чем просто роль чего-то «мимимишного». Почти что в начале проекта он признаётся Сидзуке, что не может вернуться на родную планету, но не помнит причину запрета. Окутанный невинностью и внутренним счастьем он, словно ребёнок, постигает новый мир, первый раз сталкиваясь с болью. Розовый осьминог узнаёт о неполных семьях, изменах и насилии, испытывая последнее на себе. О том, что люди могут не только улыбаться, но и плакать. Что их эмоциональный спектр многограннее одного лишь понятия «радость».
Его первоначальная дружба с девчонкой-изгоем заканчивается ровно на седьмой день, когда та тихо умирает от удушья. Пытаясь следовать божественному началу и начать сотворение (не Земли, а счастья), Такопи испытывает неудачу. Он «помогает» Сидзуке уйти из жизни, дав в распоряжение одно из хэппи-устройств — ленточку примирения, которую героиня использует не по назначению. Таким образом, невинное существо совершает первый грех и, пытаясь исправить ситуацию, возвращается в прошлое, чтобы, подобно святому, избавить хотя бы одного человека от страданий.

Слом жанра
После просмотра первого эпизода хронометражем в 40 минут, что для аниме-сериала не такая уж частая практика, зритель уверен: перед ним история о добровольном прощании с жизнью и причинах этого решения. Сценаристы тайтла, среди которых Синъя Иино («Доктор Стоун») и Ко Нэкота («Мастера меча онлайн»), сразу же погружают в экзистенциальный кризис. «Чем дальше, тем больнее» становится девизом проекта вплоть до финала. Однако парадокс в том, что авторы не останавливаются на одной лишь драме, уходя в мультижанровость. Полёт на эмоциональных качелях достигает такой высоты, что соскочить с них равнозначно собственной смерти.
Стать тобой (собой)
История о решении уйти из жизни плавно перетекает в уже типичную для аниме фантастику, где существо вселяется в тело человека или поглощает его. В нескольких эпизодах Такопи с помощью хэппи-устройства в виде палетки преображения примеряет на себя несколько ролей: сначала Сидзуки, чтобы защитить её от главного агрессора в школе, а потом и Марины. Отличие в том, что для превращения осьминогу не нужно захватывать чужое тело и подчинять его. Достаточно лишь нажать на кнопку и, словно в Энчантиксе, перевоплотиться, приобретя какую-то силу.
Любовь во тьме
Далее «Первородный грех» перенимает черты романтики, вклинивающейся в нарочито жёсткий эксзистенциальный кризис младшеклассников. Тут появляются как решающие положение дел любовные треугольники, так и размышление о деструктивной любви с жертвенностью. По ходу сериала мы узнаём, что тихоня Наоки втайне влюблён в Сидзуку и готов сделать для неё что угодно, в том числе стать соучастником преступления. Чувства настолько застилают ему глаза, что он находится в шаге от полного слома жизни.

Найти виновного и ближнего
Неожиданно история о личном вредительстве превращается в детектив с полицейскими, жертвами и огромным расследованием. А главные герои — Сидзука, Наоки и Такопи — не в свидетелей, а обвиняемых. Персонажи вынуждены скрываться, заметать следы и мучиться чувством вины. Драматургический и жанровый ход оказывается проверкой на человечность, а не прочность. Кому-то преступления туманят разум, приводя к потере ориентиров, а кому-то дарят шанс осознать ошибки и покаяться.
Параллельно сценаристы вписывают в историю приключения: новообретённые друзья планируют отправиться в Токио на поиски пса Чаппи. Тут случается грандиозный побег от родителей, встреча один на один с новым городом и обилие впечатлений — не всегда положительных. Смешивая жанры, команда расставляет капканы, в которые то и дело попадается зритель.
Таким образом, из мини-сериала на шесть эпизодов вырастает многослойная история с претензией на один из лучших тайтлов летнего сезона. И знаете, хорошо, что проект не вышел осенью. Иначе от испытанной в момент просмотра грусти стало бы совсем тяжко. «Первородный грех Такопи» о том, как не стать жертвой собственного греха и не подчиниться желанию решать проблемы исключительно силой. О сумасшествии и невероятной боли, которую лучше испытать через катарсис, а не собственную жизнь.
