На российские экраны возвращается аниме «Летние войны» (Summer Wars) режиссёра Мамору Хосоды, который также создал «Девочку, покорившую время» и «Ученика чудовища». Стоит ли смотреть фильм о приключениях математического гения в виртуальном мире «Оз» в кино, рассказываем в материале.
Российскому зрителю Хосода в первую очередь известен как создатель самой знаменитой экранизации манги «Девочка, покорившая время». После успеха картины студия Madhouse предложила режиссёру взяться за новый проект. Совместно со сценаристкой Сатоко Окудэрой («Волчьи дети») он написал историю, в которой перемешались высокие технологии, социальные сети и традиционный японский клан, ведущий свою историю на протяжении веков.

Старшеклассник и по совместительству математический гений Кэндзи подрабатывает модератором социальной сети «Оз», которая пользуется невероятной популярностью не только в Японии, но и по всему миру. Однажды его знакомая Нацке приглашает парня «подработать», съездив с ней к родственникам на празднование 90-летия бабушки. Однако семейство оказывается непростым, а настоящим японским кланом Дзиноути. Кстати, создатели признавались, что в качестве прототипа использовали древний японский самурайский род Санада, основанный в 16 веке и имевший большое влияние в городе Нагано.

По приезде подруга уговаривает Кэндзи подыграть и ненадолго притвориться её парнем, чтобы не расстраивать бабушку, которой обещала показать жениха. Особенно героя смущает то, что придётся врать о том, что он тоже член одного из кланов, а не сын простых рабочих. Нехотя, под напором подруги, парень соглашается. С этого момента события закручиваются с головокружительной быстротой.
Сначала совершенно случайно при загадочных обстоятельствах Кендзи взламывает «Оз», даже не подозревая, что сделал это. На следующее утро выясняется, что парня уже показывают по всем телеканалам, как преступника. Якобы он виновен в нарушении работы сети, украл тысячи аккаунтов и через них парализовал работу различных служб от ЖКХ до пожарной охраны. В Японии коллапс: навигаторы сошли с ума, расписания транспорта сбились, на дорогах многокилометровые пробки. Мужчины решают, что надо что-то делать с ситуацией в «Оз», и разрабатывают план действий.

Оказывается, за всей этой историей стоит искусственный интеллект, а в составе большого семейства найдутся самые разнообразные личности, готовые бороться за справедливость и благополучие населения Японии даже в виртуальном мире соцсетей и метавселенных.
«Летние войны» были очень благосклонно приняты как критиками, так и зрителями по всему миру. В фильме уже прослеживается фирменный почерк Хосоды, при котором в обыденных пейзажах и обстоятельствах существует техногенная магия. Так и здесь, добавив в историю некую метавселенную «Оз», режиссёр визуально отделил её от всего остального мира графикой и художественными решениями. Цветовая палитра аватаров, как и их дизайн, явно были вдохновлены аниме «Паприка» легендарного Сатоси Кона, но для контраста помещены в стерильную белизну компьютерной вселенной.

Для режиссёра «Летние войны» получились очень личной историей, ведь сюжет был вдохновлен его женитьбой. Место действия — город Уэда, где родилась его супруга. На момент заключения брака у Хосоды из родственников осталась одна только мать, в то время как у его невесты было огромное количество родни, что и получило отражение в фильме. Режиссёр вывел в историю около 80 персонажей — членов клана, каждого из которых постарался показать в картине как главное действующее лицо. Это был первый проект, в котором Хосода выступил также и в роли сценариста
Мамору мечтал показать фильм своей матери, но по трагическому стечению обстоятельств она не дожила до премьеры два месяца, что стало своеобразной мистической параллелью с сюжетом фильма, ведь матриарха клана режиссёр списал со своих бабушки и матери.

«Летние войны» закрепили успех Хосоды как режиссёра, собрав множество наград, в том числе премию Японской киноакадемии, прекрасных отзывов критиков по всему миру и отличную кассу в кинотеатральном прокате. И даже спустя 16 лет тайтл не теряет актуальности и новизны: режиссёр предсказал и популярность метавселенных и ИИ, не забыл о важности семьи, друзей и взаимовыручки. Получилась история на все времена.
