2024 год — время экранизаций Кира Булычёва! В конце января стартовал новый сериал «Очевидное невероятное» Александра Войтинского («По щучьему велению») — непритязательная история об аномалиях в вымышленном городе Великий Гусляр. Тут и пришельцы, и золотые рыбки, исполняющие желания, и очередные перемещения во времени, которыми киноделы не устают заигрывать со зрителем. Рассказываем, каким получился проект и стоит ли тратить на него священные часы отдыха.
Великий Гусляр символично просыпается под «Этот мир придуман не нами» и живо информирует граждан, что ныне никаких инопланетных аномалий не намечается. Но что считать аномалиями в ситуации, когда пришельцы из соседнего двора спозаранку играют в шахматы прямо под окнами пятиэтажки, космические корабли совершают посадку возле мэрии, а на Трёхорбитной вообще обнаружен пространственный разлом. Вы скажете: «Ну, разлом и разлом. Одним меньше, одним больше. В чём проблема-то?» А в том, что горожане повадились продавать там несвежий творог соседям по мультивселенным. Только и всего!
Однако вы частично будете правы, ведь на Великий Гусляр свалилась беда посерьёзнее, от которой зависит его будущее, — новый мэр. Уже долгое время город живёт в изоляции, скрывая свою аномальную природу от лишних глаз, тем более московских. Собственно, именно эти глаза вот-вот и прибудут в густонаселённую зелёными человечками местность. А что новый глава города сделает дальше — одной Москве известно. Расскажет всему миру об аномалиях? Прикроет лавочку? Или придумает что похуже?
Александр Войтинский сразу же помещает зрителя в центр событий — собрание членов администрации, где с одного звонка пожилой мэр собирает вещички на пенсию, а шокированный известием Тимофей Молодцов (Артём Быстров), его заместитель и глава ЖКХ, который в действительности и управляет Гусляром, впопыхах пытается остановить катастрофу. По иронии судьбы новым главой города оказывается никто иной, как уроженец фантастического места Эдуард Белинский (Максим Лагашкин), товарищ уже знакомого нам Молодцова. Герой приехал с чётко сформулированной задачей — реконструировать город и сделать его аномалии общественным достоянием.
Члены администрации продолжают уверять будущего начальника, что никаких инопланетян в Гусляре больше не водится. Однако в это же время случается первое недоразумение, которое запустит целую приключенческую цепочку. Собственно, драматургическая схема сериала проста: каждую серию по неосторожности или случайности провоцируется аномалия, которую нужно устранить до того, как её обнаружит мэр. Естественно, с последующими эпизодами герой Максима Лагашкина будет замечать всё больше и больше, но к чему это всё приведёт, зритель узнает лишь в конце.
Одними из виновников нескольких инопланетных неосторожностей станут учёные Кац (Павел Любимцев) и Губин (Илья Виногорский). Так, в первой же серии город одолевают осадки чёрных шариков, по размеру похожих на теннисные. Объекты оказываются элементами трансформации, из-за которых в Гусляре происходит массовый обмен телами. Всему виной — Губин, который пульнул зондовой пушкой в небо. Собственно, по такому принципу в дальнейшем и строится сюжет.
Параллельно с попытками скрыть аномалии в линии Тимофея Молодцова будет разворачиваться любовная драма, которая объяснит многие поступки героя. В школьные годы его супруга Юлия (Светлана Ходченкова) встречалась с Белинским, пока тот не отправился покорять столицу. Благодаря этому история приобретает не только фэнтези-контекст, но и человечность. В этой связи хочется отметить актёрскую игру Артёма Быстрова, который привычен зрителю в образе сурового дяди из «Замёрзших» или недавних «Цикад». В «Очевидном невероятном» артист полностью меняет обличье, становясь местами нелепым, но очень правдивым героем.
Александр Войтинский и сценарист Максим Кудымов работают сразу с двумя сеттингами — миром Кира Булычёва и действительностью 2020-х. За первый, как и положено, отвечает Великий Гусляр, где нет аэропорта, торговых центров и современных линий связи. Где царствуют «дикие» парики и не уступающие им наряды 1970-х. В этом контексте сложно не заметить контраст между визуальной древностью города и его технологическими возможностями с кучей оборудования для исследований.
Эдуард Белинский врывается в сюжет как представитель современности. Он рассекает улицы Гусляра на электрическом самокате в окружении «москвичей», носит деловой брючный костюм с галстуком, а не вельветовый комплект, как Тимофей. Да и парика у него нет. Однако советскую атмосферу режиссёр выстраивает не только визуально. Из каждого угла то и дело звучат хиты вроде «Землян», а герои ни на шаг не отходят от гендерных стереотипов — например, мужской рыбалки и женского стояния у плиты.
Очевидно, что в сериале всё же больше абсурдного, чем невероятного. Войтинский работает в привычной среде обитания, ведь за его плечами «Чёрная молния» с «Призраком». Сюжет не пестрит какими-то драматургическими откровениями. Кац и Губин, может, и пытаются быть похожими на Рика и Морти, но очевидно не дотягивают, хоть и отправляются в большое путешествие по мультивселенным. Правда, ни разу не выходя из космического корабля. Авторская группа не уходит в сценарный отрыв, но при этом и текст книги не пытается сохранить. «Очевидное невероятное» — проект «по мотивам», поэтому не стоит искать здесь большой связи с первоисточником и хейтить авторов за любые несоответствия, как с недавней экранизацией «Мастера и Маргариты».
Более-менее внимательный читатель во время просмотра сериала наверняка вспомнит рассказ «Поступили в продажу золотые рыбки», основа которого сформирует в проекте целый эпизод. Там будут и продавщица Зина с неизменным поклонником Эриком, и водка, льющаяся из крана, и сами хвостатые, сбивающие с ног фразами вроде «ништяк, бро», что, конечно же, уже не по Булычёву.
Войтинский играет абсурдом — на экране всё намеренно театрализованно и вычурно. И это специфика жанра, отсылающая нас к советским фантастическим телефильмам с аляповатым гримом и странными декорациями. «Очевидное невероятное» — комедия, над которой не стоит задумываться. Она создана для разгрузки мозга. Смело знакомьтесь с проектом без лишних ожиданий и перечитывайте Булычёва, ведь скоро нас ждёт «Сто лет тому вперёд» — новая версия истории об Алисе Селезнёвой.