24 декабря в прокат выходит «Семейка Крудс: Новоселье», продолжение анимационного хита 2013 года. На этот раз дружному семейству пещерных людей предстоит познакомиться с плюсами и минусами цивилизованного общества, научиться буквально «говорить на кулаках» и даже попробовать капельку первобытного феминизма. Кинокритик Иван Афанасьев ради этого мультика выбрался из своей тёмной уютной пещеры, и ни разу об этом не пожалел.
Первая «Семейка Крудс» совершенно неожиданно оказалась мультфильмом про столкновение консервативного патриархального уклада в лице главы семейства Груга с либерально-анархистским мировоззрением — за него отвечал возникший, как гром среди ясного неба, свободолюбивый парень Малой. Поиск нового дома накануне предполагаемого конца света (в данном случае «старого», архаического) совпадал с платоновским «мифом о пещере», когда группа людей, до этого видевшие лишь тени реального мира, покидают свою тёмную берлогу. Огонь — свет на их пути, который им, как Прометей, приносит Малой...
Ой, простите, увлёкся. Короче, «Семейка Крудс» — кайф. Так вот, «Новоселье» — кайф, помноженный на двое.
В стане Крудсов небольшой раскол: Малой подбивает Гипу покинуть родных вместе с ним ради светлого завтра. Конечно, это не нравится Гругу, но он пока молчит. В поисках еды они наталкиваются на шикарную резиденцию Беттерманов — семейства из мужа, жены и их дочери, облагородивших местные земли и выстроивших вокруг владений огромную деревяную стену. Они предлагают Крудсам провести пару дней у них, когда узнают, что Малой — друг детства их дочурки Зари. Всё бы здорово, каждый находит занятие по вкусу, но Груга цивильная жизнь не очень-то устраивает. Вдобавок ко всему, Беттерманы задумали женить Малого на Заре, «опрокинув» Гипу, и выгнать после этого диких Крудсов из своего рукотворного рая.
Сиквелы успешных мультфильмов чаще всего выходят «ни бэ, ни мэ». Из удачных примеров с ходу вспоминаются разве что «Шрек 2» и все части «Истории игрушек» (кроме финальной). Просто потому, что, как это часто бывает с продолжениями, их делают по принципу «всё то же самое, только побольше». Штамповка, увы, чаще всего разочаровывает даже самых преданных фанатов. И тут примеров как раз завались: от «Короля Льва 2» до современных адаптаций советских мультфильмов. Удивительно, но «Семейка Крудс 2» (для краткости пусть будет так) — это как раз тот самый случай, когда на бумаге создатели просто взяли плюсы и обвели их жирным маркером ещё разок. Но на практике получился совсем другой (в хорошем смысле) мультфильм.
Мульт 2013 года не предлагал зрителю задаваться какими-то глубокомысленными вопросами. Предисловие с разбором идеологических полётов как раз нужно было, чтобы показать, что на самом деле первая часть была милым, но вполне обыкновенным мультиком с обязательной для подобного дела воспитательной идеей. Сиквел же, помимо стандартных «больше юмора, больше классных персонажей», действительно работает на двух фронтах: помимо развлечения он закладывает фундамент для размышлений о том, насколько изменилось человеческое общество за последние годы.
Здесь уже не просто столкновение ревнивого отца и весёлого ухажёра его дочери, а настоящий конфликт сословий. Беттерманы (better mans — «лучшие люди») ощущают своё превосходство над Крудсами (croods — искажённое crudes, «грубияны», иначе говоря, деревенщины) и, благодаря интеллектуальному превосходству, позволяют себе использовать добродушных простофиль в своих целях. Те же, в свою очередь, будучи негативным слепком оппонентов, обнажают недостатки их, на первый взгляд, идеальной семьи: неготовность к глобальным переменам, расчётливость и неискренность. «Цивилизованное» общество прогрессивных Беттерманов оказывается ещё более архаичным, не готовым к угрозам извне (одна из которых кроется в разложенных повсюду бананах, которые категорически нельзя трогать), в отличие от «пещерных» реднеков, а значит обречённым на вымирание. Есть даже экологический подтекст: изобретение Беттерманов со сменой русла реки, которая позволила им завести хозяйство, принесёт свои плоды, далеко не очень приятные.
Но в итоге, конечно же, всё будет хорошо, ведь «Семейка Крудс 2», как и должно быть, — мультфильм про дружбу и единение. Через конфликты Беттерманы и Крудсы сплотятся против общей угрозы и сделают шажок на пути к настоящей цивилизации, той, в которой интеллект и сила не состязаются в гонке за властью, а идут рука об руку. Но если отставить СПГС и просто взглянуть на мультфильм, как на мультфильм, а не на учебник философии, то «Семейка Крудс 2» — просто идеальный сиквел. Полюбившиеся персонажи раскрываются с новых сторон, особенно Гипа, которая из смешной дурашливой девчонки превращается в мудрую и (кхм) привлекательную девушку. Свои тайны также откроет обожаемая мной Бабуля — несколько раз предстоит уронить челюсть на пол от удивления. Ну и, разумеется, всё это очень смешно, красочно и ярко. Даже скучный кинокритик, взращённый на высоколобом фестивальном кино, пришёл в восторг.
Короче говоря, «Семейка Крудс 2» — идеальный сиквел к отличному мультфильму. И на этом всё сказано. Копья в руки и вперёд, на охоту за билетами. Ну или ждите VOD-релиза, иногда побыть затворником-Беттерманом бывает очень полезно, особенно в условиях буйства дикого злого коронавируса.