На Hulu вышел «М.О.Д.О.К.», он же «Модок» (M.O.D.O.K.) — мультсериал об одноимённом суперзлодее с огромной головой и не менее большими планами по захвату мира. В то же время он пытается сохранить контроль над своей корпорацией по производству оружия A.I.M. и найти подход к семье, на которую времени совершенно не хватает. Стоит ли внимания этот мультсериал?
«M.O.D.O.K.» расшифровывается как «Mobile Organism Designed Only for Killing», а по-русски «Мобильный Организм Для Организации Катастроф». И почти наверняка вы об этом злодее либо не слышали вовсе (за исключением недавней Marvel’s Avengers), либо помните его из детства по мультсериалу «Железный человек» 1994 года или анимационным проектам о Мстителях, которые выходили в 2000-х.
На первый взгляд, это смелая идея для Marvel, которая редко решается издеваться над своими персонажами и в целом концепциями так сильно, как это делают в «Модоке». Например, здесь через образ невероятно непоследовательного злодея высмеивается все подряд клише из комиксов и их киноадаптаций — путешествия во времени, финансирование тайных организаций, влияние супергероев на общество. Автор идеи — сценарист «Американского папаши» Джордан Блум.
Помогает приятному впечатлению и отличная стоп-моушн анимация от Stoopid Buddy Stoodios Сета Грина. Они, например, делали анимацию для Crossing Swords от Hulu, «Робоцыпа» и других стоп-моушн проектов. Вот только если в Robot Chicken движения у всех героев дёрганные и резкие (что, впрочем, отлично вписывается в идею мульта), то у героев «Модока» анимация на высоте. Здесь множество экшен-сцен, спецэффектов с вкраплениями других видов анимации (например, пластилиновой или 3D-эффектов), так что в визуальном плане всё смотрится очень приятно.
Ещё один приятный момент мультсериала — каст: самого суперзлодея озвучил известный комик и актёр озвучания Пэттон Освальд (он, кстати, помогал писать сценарий), а компанию ему составили Айми Гарсия, Бен Шварц, Мелисса Фумеро, Джон Хэмм и многие другие. А для Нэйтана Филлиона наконец сошлись звёзды, и он озвучил Чудо-человека — фанаты годами просили этого.
Но проблемы «Модока» лежат в сюжете и продолжаются весь мульт. И, к сожалению, они сильно перевешивают его достижения. На протяжении всех десяти серий Модок в духе худших комедий о мужчинах среднего возраста создаёт себе проблемы и вынужден их расхлёбывать собственноручно. Казалось бы, во взрослой анимации не хватает хороших мультов о супергероях Marvel и DC, которые говорили бы на взрослые темы. Таким, например, был недавний «Харли Квинн», предложивший зрителю более глубокий взгляд на персонажа, её мировосприятие и окружение. «Модок» пытается делать то же самое, но он словно застрял в прошлом вместе со своими создателями.
Уровень сериала «МОДОК»: шутки про орущую козу. Мему 9 лет. Девять.
— I, Tanya 🎬 📚 (@zlobuster) May 21, 2021
Юмор в «Модоке» сложно оценить. Местами шутки действительно хороши, но большинство тем либо лежит в плоскости глубинных знаний о комиксах и персонажах, живущих в них (как весь эпизод с ограблением склада Щ.И.Т. в компании злодеев третьего эшелона, например), либо пересказывает на свой манер классические клише из семейных ситкомов о разводах и кризисе возрастных мужчин.
Временами это феерически смешно, иногда забавно, порой трогательно, но преимущественно это не вызывает никаких эмоций, кроме осознания, что мультсериал его создатели создали для очень узкой прослойки — фанатов комиксов за 30+, которые считали все отсылки и поняли все оммажи. Любителям киновселенной, например, вообще не стоит тратить время — тут их любимых героев не уважают и из всего списка супергероев показывают лишь Железного человека, да и то Тони так и не снимет маску ни разу за десять серий.
Модок реально вышел каким-то бумерским, но, сам модок -- бумер, так что вроде все логично сложилось?
— Гринберг (@ilgreenberg) May 24, 2021
Совсем недавно, кстати, Модок был главным антагонистом провалившейся игры Marvel’s Avengers. После несчастного случая правительство решило взять под контроль всех людей с суперсилами, а помог им учёный Джордж Тартлтон и его корпорация A.I.M. При этом мультсериал о Модоке ни связан ни с этой вселенной, ни с MCU, ни с какими-либо другими адаптациями комиксов Marvel.
Я упомянул ранее, что «Модок» иногда пытается в драму, но не думайте, что это будет рефлексия злодея, запертого в теле, которое он ненавидит — напротив, эту сторону Модока, которую активно исследовали в комиксах, мультсериал вообще игнорирует. Зато он много времени тратит на попытки Модока быть отцом и найти общий язык с детьми, которые такие же чудные, как и он сам.
По подаче «Модок» сильно напоминает динамику из «Братьев Вентура» от [adult swim] — это история о попытке неидеального отца примириться с детьми, а в случае суперзлодея — ещё и с их помощью найти способ наладить отношения с женой. Вот только он заигрывается с гэгами, из-за чего в получасовых сериях порой больше времени тратится на шутки, а не на развитие персонажей. Фактически Модок его так и не получает, оставаясь в финале сезона с тем же, что он имел в конце пилота. Такой подход оценят далеко не все.
Изначально «Модок» был частью анимационной вселенной, которую Hulu хотели создать, выпустив также мультсериалы про Говарда Утку, Тигру и Дэззлер и Хит-Манки, но от этой идеи отказались после сделки с Disney+. Правда, ходят слухи, что Hulu займётся анимационным «Дэдпулом» с рейтингом R, так что, возможно, мы ещё увидим мульты от стримингового сервиса по комиксам Marvel. А пока итог прост: если количество прочитанных вами комиксов Marvel исчисляется не сотнями, то подумайте несколько раз — в «Модоке» множество шуток «для своих», которые могут пролететь мимо вас.