На стриминговом сервисе Paramount+ 15 декабря вышел мультфильм «Лига монстров» (Rumble). В предновогоднем хаосе премьера затерялась, поэтому возвращаемся к работе режиссёра Хэмиша Грива уже после праздников. Кинокритики осудили полнометражку за сценарий, проработку персонажей и темп, отправив Rumble в категорию необязательной к просмотру анимации. Мультфильм и вправду вряд ли станет классикой жанра, но и резкой критики он точно не заслуживает. Наконец-то посмотрев «Лигу монстров», рассказываем, в чём она действительно хороша.
Отправляемся в Стокер — небольшой выдуманный город, живущий соревнованиями по монстро-реслингу. Малый бизнес, гастроиндустрия и любое производство мерча — всё связано с боями, которые периодически проходят на местном стадионе. Но кроме коммерческой ценности соревнования сплачивают горожан: каждый бой превращается в настоящий праздник, а поражения любимчиков воспринимаются болезненно каждым из болельщиков.
Фаворитами публики долгое время были Рэйберн-старший и его тренер Джимбо. Монстр хочет вырастить из своего сына достойную замену на будущее, но Рэйберн-младший (Уилл Арнетт) не любит драться. Он целыми днями танцует и специально сливает матчи. У тренера Джимбо растёт дочь Винни (Джеральдин Вишванатан), которая, наоборот, очень тянется к отцу. Но судьба забирает у детей их родителей, а у города — своих героев. Стокер снова в поиске своего кумира.
Жители делают ставки на Щупостара — гигантского монстра с головой акулы и щупальцами осьминога. Но у рестлера другие планы: после очередной победы он решает уйти из Стокера за мировой славой. В одно мгновение горожане теряют своего героя, жизнь переворачивается с ног на голову. А раз больше в Стокере нет звёзд, то и соревнования не нужны. Как и стадион, который можно выгодно снести и сделать на его месте, конечно же, парковку.
В этой завязке мультфильма считывается знакомая многим социальная тема — крепкая связь маленьких городов и их «фишек». Реслинг — единственное, что может прокормить Стокер и одновременно развлечь его жителей. Поэтому автоматически на спортсменов ложится ответственность за своих фанатов: в руках у Щупостара оказался буквально весь город, причём не только ментально, но и финансово. Зрителям захочется осудить спортсмена за такое эгоистичное решение, но можно ли его обвинять? С одной стороны, «мы в ответе за тех, кого приручили». С другой — потолок в Стокере для Щупостара уже пробит, и оставаться там — значит, предавать собственные мечты. Минус «Лиги монстров» в том, что героя показывают однобоко: он точно предатель, заслуживающий наказания. Но если ситуацию переложить на реальность, то же самое можно сказать про каждого выдающегося человека, выбравшего маленькому городу жизнь в мегаполисе и новые возможности.
После отъезда Щупостара та самая Винни, дочь некогда известного тренера Джимбо, решает взять ситуацию под свой контроль. Она намерена вырастить новую звезду реслинга, и её выбор падает на Рэйберна-младшего. Значимый для аудитории монстр, который, возможно, как и его отец, поднимет индустрию с колен. Но Рэйберн-младший всё ещё любит плясать больше соревнований, сна и популярности. И тогда Винни решает адаптировать матчи под танцы, превратив боевые зрелища в нечто зажигательное. Публика не сразу проникается к новой технике, но со временем начинает поддерживать Рэйберна-младшего. Это может показаться неестественным: как любители традиционных соревнований так быстро перешли на сторону синкретизма из танца и реслинга? Но разве у людей, чья жизнь завязана на матчах, был выбор? Рэйберн становится новым любимчиком не благодаря инновационной методике своего тренера. Просто у него получается, вопреки всему абсурду, что творится на ринге, побеждать. Этому городу нужен новый герой — и он его получает.
Но зачем всё это надо Рэйберну? Кажется, его история прочно завязана на отце: он всю жизнь боялся не оправдать родительских надежд просто потому, что он другой. Если рассматривать мультфильм со стороны конфликта отцов и детей, проще согласиться с кинокритиками: проблему действительно не удалось раскрыть. Слишком мало хрона с воспоминаниями, который, к тому же, не очень толково размещён по сюжету. Да и история, как старшее поколение не понимает младшее, уже мелькала в анимации десятки, а то и сотни раз.
Но кажется, мультфильм специально не фокусируется на этой теме. Она упоминается вскользь для понимания мотивации героев. «Лига монстров» — про новое поколение. Про то, как свежо взглянуть на закостенелые традиции, как переиграть их на свой лад и сделать привлекательными для молодёжи. Пусть и триггером для нововведений часто становятся не самые приятные истории — готовность меняться приоритетна и необходима для общества. И кто знает, сколько ещё десятилетий Стокер не познал бы танцевального реслинга, останься Щупостар в городе.
«Лига монстров», действительно, вряд ли станет анимационной классикой: она не поражает проникновенным сюжетом, не приводит в восторг своей технической частью. Но она отлично напомнит всем законсервированным в своих взглядах людям о важности перемен. С песнями и плясками где бы то ни было: хоть дома за просмотром мультфильма, хоть на ринге.