За годы своего существования студия Sucker Punch выпустила несколько частей Sly Cooper и прогремела на весь мир франшизой Infamous. В 2020 году после шести лет затишья команда выпустила оригинальный проект — Ghost of Tsushima. Это дорогой ААА-блокбастер, рассказывающий о странствиях самурая Дзина Сакая по острову Цусима, который нужно освободить от монголов. За пять лет тираж игры превысил 13 млн. копий, а довольная продажами тайтла компания Sony дала Sucker Punch добро на разработку новой игры в серии. Так и родилась Ghost of Yotei.
Новую главу франшизы анонсировали в 2024 году. Вместо самурая Дзина — девушка-ронин Ацу, а Цусиму заменили окрестностями горы Йотей. По мнению некоторых игроков, решение сделать главным героем девушку оказалось неудачным: задолго до выхода проект попал в череду скандалов, да таких, что реагировать пришлось даже бывшему главе PlayStation Шону Лэйдену. Он, конечно, поспешил успокоить недовольных и вступился за Sucker Punch, отмечая, что авторское видение проекта из-за негатива никак не изменится.
Несмотря на негодование геймеров, Ghost of Yotei благополучно вышла, собрала лавры критиков (87/100 баллов на Open Critic и 86/100 на Metacritic) и покорила сердца первых пользователей. Справедливы ли оценки? После пары-тройки десятков часов, проведённых в игре, делимся впечатлениями.

Ещё одна история мести
События Ghost of Yotei разворачиваются через 300 лет после Ghost of Tsushima, а потому Дзином Сакаем тут и не пахнет. Разве что его дух витает где-то неподалёку и за всем наблюдает, но это не точно! В центре сюжета — девушка-ассасин Ацу, которая ещё будучи ребёнком потеряла родителей и родного брата от рук шайки, состоящей из шести человек. Злодеи напали на дом семьи, девочка чудом выжила. Она поклялась отомстить за смерть родных любой ценой, и это чувство питает её на протяжении всей истории. Героиня буквально готова умереть ради достижения цели (правда, признаётся она в этом во время второстепенного квеста, а не основного).
В отличие от Дзина, который защищал свой дом от вторжения врагов (хотя его мотивы тоже отчасти можно трактовать как месть), девушку интересует лишь личная вендетта людям, искалечившим её жизнь. На судьбу окрестностей Йотей ей, впрочем, глубоко плевать, что читается почти сразу. Обвинять Ацу в этом глупо, ведь история Ghost of Yotei сфокусирована на личных переживаниях и боли, которые терзают её душу, а не на высокой морали и чести, как было с Сакаем.


Вступление игры очень сильно напоминает Assassin’s Creed Shadows: в нём главная героиня тоже лишилась родных, а жизнь членов семьи отняли прямо у неё на глазах. Забавно, что и Наоэ, и Ацу остаются в живых, а вся их дальнейшая жизнь связана с отмщением. Такие параллели заседают в голове, несмотря на то, что проекты всё же отличаются друг от друга. Того и гляди две протагонистки, объединившись в альтернативной вселенной, могут покарать абсолютно каждого подлеца, нападающего на беззащитных.

Несмотря на банальную завязку и очередной посыл о том, что мстить — плохо, следить за сюжетом Ghost of Yotei (по крайней мере на 30-м часу) интересно. Ацу подкупает своей искренностью и отношением к прошлому, а события перескакивают от масштабных (проникновение в замок врага) до мелких (душевные посиделки у костра с героями, которые рассказывают истории из жизни). В игре полно фрагментов, когда по нажатию кнопки игрока перемещают в детство Ацу. Так, в одном из флешбеков юная леди по указанию матери срывает бамбук в поместье друга семьи (его мы потом встречаем, когда Ацу взрослеет), а в другом — весело проводит спарринг с братом Дзюбэем на палках, задирая его. Всё это укрепляет связь с героиней.




Маленькие сюжеты
Хочется отметить и проработку дополнительных заданий. Многие ругали второстепенные миссии в Ghost of Tsushima за их однообразность и отсутствие глубины, но в Ghost of Yotei ситуация иная. Сложилось ощущение, будто сценаристы Sucker Punch постарались именно над сюжетной частью сайд-квестов, благодаря чему они не выветриваются из головы сразу после выхода из игры.
Приведём пример. В игре есть заказ на устранение опасного вора. Когда игрок прибывает в его лагерь, то видит много тел, а после недолгого расследования натыкается на след беглеца и обнаруживает его со смертельной раной. А дальше… нет, игра не позволяет его убить, потому что у вора в запасе есть жизненная история. Он делится с Ацу своей философией, а она признаётся, что ею движет только месть. В итоге незнакомец пытается отговорить девушку и оставляет маску (она нужна, чтобы доказать выполнение задания) — можно смело идти за деньгами. Однако после рассказа вора как-то не по себе сдавать заказ.

Подобными моментами пестрят почти все второстепенные квесты. За ними скрываются персонажи со своими историями и болью. Одно из заданий рассказывало о таинственном убийце в синей маске, который не жалел ни бандитов, ни невинных. Позже Ацу выяснит, что этот ассасин потерял детей в пожаре, устроенном другими людьми, а потому и вымещает свою ненависть на всех подряд. В Ghost of Tsushima не хватало чего-то подобного, поэтому радует, что авторы прислушались к просьбам фанатов.
В бой… не только с катаной
Тот самый элемент, который практически не изменился со времен первой игры — геймплей. Ацу, как и Дзин, носится по карте, собирает ресурсы для улучшения снаряжения, борется с местными бандитами, слушает мольбы людей о помощи. Ролевые элементы вроде сбора определённого количества тканей для прокачки брони или поиска куска железа, чтобы увеличить урон катаны, никуда не делись и работают как прежде.


Не изменились и активности: чтобы увеличить максимальный запас здоровья в Ghost of Tsushima, нужно было искать горячие источники и позволить Дзину немного посидеть в них, размышляя о глубоком. Ацу занимается тем же — отдыхает и становится крепче телом. Аналогичное происходит и с лисьими норами: нужно недолго бежать за животным, которое в итоге приведёт к святилищу с амулетом, улучшающим характеристики.
А вот что действительно сделали иначе, так это бои. В первой игре была лишь одна катана на всё прохождение, но чтобы не было совсем уж скучно драться, разработчики предложили на выбор несколько стилей, которые меняли стойку героя, его удары и их скорость. Во второй же стили отбрасываются назад, потому что появились полноценные виды оружия: парные катаны, яри, кусаригама. Разные варианты эффективнее против определённых типов врагов, которых в экшене достаточно: от обычных мечников и крепких воинов с дубиной до ловкачей с серпами и лучников.
Парные катаны лучше действуют на бандитов с древковым оружием, а яри помогает быстрее сладить с серпами. Конечно, никаких ограничений нет: можно бороться с врагами чем угодно, но неподходящим снаряжением это становится труднее и дольше. Парочка катан, аналог копья и другое делают сражения динамичнее, особенно это ощущается во время битв с местными боссами. Один из них использовал в сражении катану, лук и посох, поэтому пришлось следить за тем, чем машет противник, чтобы эффективно дать отпор.




Важно, что для использования нового оружия нужно сперва научиться им владеть. На игровой карте помечаются сэнсэи, которые охотно (хоть и не все) делятся опытом с Ацу. Правда, протекает всё по одному сценарию: нужно посмотреть пару катсцен, выполнить несколько действий, а в конце одолеть толпу врагов новым оружием. Но всё же пара новых катан со своими комбинациями радует больше и перевешивает осадок от однотипности.
Визуальный шедевр
К технической части совсем не получится придраться — проект потрясающе выглядит и работает как минимум на PS5 Pro. Ghost of Tsushima не зря до сих пор относят к одной из самых красивых игр, и это при том, что модели персонажей в ней совсем уж пластилиновые и далеки от реализма. В новой части Sucker Punch это исправили: Ацу и остальные выглядят как живые люди (что касается и мимики, которую заметно доработали). А уж как экшен цепляет своим визуальным стилем…
Как и игра про Дзина Сакая, Ghost of Yotei завораживает местными пейзажами, а глаза лезут на лоб как от вида с самой горы Йотей (да, на неё можно забраться), так и от простой лесной опушки. Всё дело в отменной работе художников и аниматоров, которые наделили локации жизнью: на экране постоянно что-то происходит. От дуновения ветра колышется трава и качаются деревья, в воздухе парит листва, а подожжённые поля оставляют после себя плотный дым.


Ghost of Yotei — это та же самая Ghost of Tsushima, но лучше во всём. Сражения стали динамичнее благодаря разнообразным видам оружия, второстепенные задания сделаны с акцентом на истории персонажей, а сама Ацу с первых часов кажется ближе, чем Дзин, потому что её цель не абстрактна, а вполне прозрачна.
Новинка Sucker Punch — пример безопасного сиквела, такого, в котором почти нет нововведений, но это не делает его хуже. За историей девушки следить интересно, мир буквально дышит, а атмосфера Японии тех лет ощущается как никогда хорошо. Нужно ли Ghost of Yotei больше? Едва ли.
