Фильмы Хаяо Миядзаки покорили мир не красивыми глазками (хотя и ими в определённом смысле тоже). Они бесконечно душевные, человечные, многогранные, каждый фильм студии Ghibli — это бездонный мир, из которого не хочется вылезать ни под каким предлогом. Мы пересмотрели все аниме этой студии и составили небольшой рейтинг самых удачных и цепляющих, чтобы каждый нашёл среди этих фильмов что-то для себя. Оно там обязательно есть.
«Мой сосед Тоторо»
Самый универсальный
Волшебный «Тоторо» — это мультфильм о том, как две сестры прыгают-бегают по лесу, натыкаются на местных пушистых существ и дальше уже вместе с ними продолжают прыгать и бегать. Истинный смысл глубже: в нём поднимается тема трагических событий и того, как дети справляются с ними. Тем не менее, история не тяжёлая, даже местами смешная и воспринимается очень тепло и искренне. Она не делает вам больно, как «Хатико» или «Король Лев», зато развивает фантазию и воображение.
«Унесённые призраками»
Самый глубокий
Здесь очень много японской мифологии, но это совсем не похоже на учебник истории. Создатели облекли сложнейшую культуру в захватывающую форму, которая понравится если не всем, то почти всем. В «Призраках» спрятан достаточно сложный подтекст об адаптации детей к миру взрослых, и чтобы понять смысл фильма, зрителю придётся серьёзно в него погрузиться. Здесь нет чёткого деления на «хороших» и «плохих», а потому и мораль не такая очевидная. Обязательно к просмотру и множественным пересмотрам всем, кто любит вдумчивое кино.
«Могила светлячков»
Самый душераздирающий
А вот этот фильм режиссёра Исао Такахаты сделает вам по-настоящему больно — как будто тысячи свёрл проткнули ваше сердце и планируют сидеть в нём до тех пор, пока вы не выплачете из организма всю воду. Его главная тема, как и в «Тоторо», — трагедия в детском возрасте. Но тут нет тепла, уюта и плюшевых зверей, которые могли бы сгладить всепоглощающую печаль. «Могила светлячков» давит на чувства всей мощью, присущей анимации студии Ghibli. Убедитесь, что у вас нет и намёка на игривое настроение — иначе вообще не зайдёт.
«Возвращение кота»
Самый неожиданный
Девушка спасает очаровательного кота из-под колёс грузовика, тот встаёт на задние лапы и благодарит девушку на человеческом языке, а затем оказывается, что он вообще кошачий принц. То, что закручивается дальше, не просто неожиданно, а сверхнеожиданно, так что не будем спойлерить. Понятно, почему фильм Хироюки Мориты не так популярен, как остальные аниме студии Ghibli: «Возвращение кота» достаточно абсурдно, но мы это дело любим — тем более, что юмора тут много, и он приятный. Фильм будет для вас неожиданно крутым открытием, если всю «классику» Миядзаки вы уже затёрли до дыр.
«Ведьмина служба доставки»
Самый мимимишный
Пункт для девочек, а также парней, которые хотят склеить хороших девочек, но понятия не имеют, как. Покажите ей «Ведьмину службу доставки». С одной стороны, это самая банальная сказка Миядзаки, с другой — это нестареющая, буквально бурлящая добротой история, которая, в отличие от себе подобных, не даёт однозначных ответов на «героические» вопросы. Кстати, ещё очень понравится детям, если вы, конечно, не против того, чтобы ставить им в пример легкомысленную ведьму.
«Навсикая из Долины ветров»
Самый хипстерский
Если хотите произвести впечатление на фанатов клетчатых рубашек и оленей, говорите, что смотрели «Навсикаю» ещё до того, как это стало мейнстримом (даже если вас тогда и на свете ещё не было). Технически, это даже не фильм Ghibli: он был выпущен за год до основания студии, в 1984, но над ним работали всё те же монстры анимации, которые потом стали частью команды Ghibli. То есть именно с этого фильма всё и начиналось.
Здесь речь о том, что в свои убеждения надо верить, несмотря ни на что, бороться за них бесстрашно и с высоко поднятой головой (можно даже немного пафосно). Важно: у «Навсикаи» и «Принцессы Мононоке» очень много общих тем, и некоторые из них гораздо лучше развиты в «Принцессе». Так что советуем сначала смотреть именно аниме 1984 года.
«Ходячий замок»
Самый противоречивый
Десятилетиями человечество превозносило Миядзаки и его творчество, а тут вышел «Замок» — и понеслась критика и ругань. Мол, картинка превосходная, вызывает любовь с первого взгляда, но событийно фильм стоит на месте, в нём ничего не происходит. По сути, это действительно так: Миядзаки работает без сценария, так что произойти в его картинах может что угодно.
«Ходячий замок» — это фильм про женщину со шваброй в руках, которая пытается вычистить грязь и проблемы, которыми окружил себя инфантильный задохлик. В этом аниме всё обманчиво: уют не расслабляет, красота тревожна, а герои говорят вещи типа «Нет смысла жить, если ты некрасив». Но оно всё равно восхитительное и оставляет после себя хорошие чувства.
«Сказание о принцессе Кагуя»
Самый недооценённый
Со времён ухода Хаяо Миядзаки из Ghibli студия выпустила несколько фильмов, из которых реально выстрелили только «Воспоминания Марни». Их мы, конечно, тоже любим и ценим, но «Сказание о принцессе Кагуя» от Исао Такахаты («Могила светлячков») — это настоящая жемчужина анимации, по абсолютно непонятным нам причинам не ставшая массовым достоянием (хотя, возможно, оно и к лучшему).
Картина полностью нарисована акварелью, что особо ценно в эпоху бездушного 3D, а на сайте с оценками критиков RottenTomatoes «Сказание» получило рейтинг 100 из 100 — недостижимые высоты. Сюжет не особо замысловатый (старик находит в стволе бамбука крошечную «принцессу» и удочеряет её), но восхищения от красоты происходящего вы получите немерено.
Обложка: «Мой сосед Тоторо» / Источник: Ghibli