На сервисе Crunchyroll 27 января вышла аниме-адаптация постапокалиптического комикса Уоррена Эллиса и Пола Даффилда FreakAngels («ФрикАнгелы»). Девять серий охватили события первого тома, где герои — 11 телепатов, охраняющих разрушенный Лондон, — сталкиваются с угрозой в виде бывшего товарища и его сообщников. Это стало испытанием не только их силы, но и способности взаимодействовать друг с другом даже в самых нестандартных ситуациях. Популярный американский комикс стал настоящим хитом по всему миру, чего, увы, нельзя сказать о его адаптации. Разбираемся, что же пошло не так.
Кто такие «Фрикангелы»
Персонажи оригинального комикса живут в затопленном Лондоне. После катастрофы, которую в народе справедливо называют Концом света, уровень мирового океана поднялся настолько, что множество городов и других поселений оказалось под водой. Из-за разрушения общественного строя в городе появилось много бандитов и мародёров. Защищать простых людей вызвались 11 друзей со способностями к телепатии — «Фрикангелы». Именно благодаря им в городе возродилось небольшое поселение со своими рынками, домашним хозяйством и медицинскими клиниками. Несмотря на конфликты внутри «Фрикангелов», кажется, жизнь стала постепенно налаживаться. Всё изменилось в один день, когда город атаковала вооружённая группа людей во главе с их бывшим товарищем-телепатом.
Когда Уоррен Эллис анонсировал проект на Comic-Con в 2007 году, он описал его так: «Я написал двести страниц, но до сих пор понятия не имею, о чём он… это ретро-панк, стимпанк ближайшего будущего». В основе концепта FreakAngels лежит вопрос, однажды озадачивший Эллиса: что произошло бы, если бы герои «Кукушек Мидвича» выжили и превратились в «разочарованных в мире и сбитых с толку двадцатиоднолетних парней и девушек».
Адаптация
Для адаптации действительно популярного комикса Crunchyroll нанял не менее популярных Хироши Симидзу («Мегалобокс» (2018), «Синий экзорцист» (2011)) на роль дизайнера персонажей и Осаму Масуяма («Девочка-волшебница Мадока» (2011), проекты Studio Ghibli) — на роль арт-директора. Многообещающий проект привлёк внимание фанатов аниме, но провалился в прокате. Спустя две с лишним недели после выхода на Crunchyroll, FreakAngels так и не появился в базах других популярнейших сервисов по просмотру аниме и кино/сериалов.
Проблемы адаптации начинаются с его графического исполнения. Стоит признать, художник Пол Даффилд хорош в рисовании, но плох в раскадровке. Фанаты оригинального комикса много говорят об уникальном, задающем атмосферу постапокалиптической Британии стиле рисунка вкупе с мрачной цветовой гаммой. Но устаревшая с точки зрения современного читателя, привыкшего к динамичным и ярким сценам, раскадровка делает процесс чтения медленным и временами нудным.
Аниме-адаптация могла бы исправить этот недочёт, однако режиссёр решил экранизировать комикс фактически покадрово. В итоге сериал с большим количеством экшен-сцен стал медленным и почти медитативным. Похожий эффект от просмотра вызывает большинство аниме в жанре «повседневность».
Та же проблема коснулась и дизайна самих персонажей. Они были одним из главных плюсов оригинального комикса, но из-за «ленивой» анимации с плохой прорисовки деталей превратились в картонных жителей постапокалиптического города. Это касается и их сверхспособностей. К тому же, аниматоры упустили ряд важных деталей, напрямую влияющих на сюжет. Например, в оригинале у всех телепатов бледная кожа — даже у темнокожих героев. Из-за этой особенности они чувствовали себя лишними в мире, в котором живут. В аниме от этой детали решили отказаться.
Дизайны персонажей можно сравнить по обложке комикса и постеру сериала.
Герои оригинального комикса не могут похвастаться глубиной и проработкой. Эллис сделал их по набору стандартных архетипов, выполняющих чёткие функции и двигающих сюжет вперёд. Аниме могло привнести новые черты в их характеры, сделать более живыми и близкими зрителю. Тем не менее, авторы адаптации и здесь решили чётко последовать оригиналу. Из-за упрощённого дизайна герои кажутся ещё более шаблонными, а происходящее на экране — фанатским творчеством по мотивам любимого комикса.
Заключение
Неудачная адаптация не умаляет достоинств оригинального комикса. Мы всё ещё советуем его к прочтению. И новое аниме от популярного стримингового сервиса популяризирует «Фрикангелов» среди любителей японской анимации. Тем не менее, сам сериал не перенял ключевых плюсов комикса и лишь усилил его минусы. В индустрии работа Уоррена Эллиса ценится за индивидуальность и неповторимый визуальный стиль. А вот сериал, в свою очередь, теряется на фоне других сезонных проектов-однодневок.