Несмотря на то, что финал «Вселенной Стивена» вышел уже достаточно давно, герои мультика вернулись, чтобы в коротких видеороликах объяснить проблемы системного расизма. Героев анимации часто использовали, чтобы освещать социальные проблемы. Рассказываем об инициативе Cartoon Network и немного копаемся в истории того, как персонажи учили детей в 90-х не курить и не принимать наркотики.
Cartoon Network впервые объявил о серии антирасистских видео с героями «Вселенной Стивена» в октябре. В каждом из эпизодов персонажи объясняют зрителям, почему решение проблемы расизма так важно. Разработала серию создательница «Вселенной Стивена» Ребекка Шугар. Все эпизоды выкладываются на сайте crystalgensspeakup.com вместе с дополнительными материалами. Например, совсем недавно во всех официальных аккаунтах вышел милый комикс о том, почему важно использовать местоимения, которые человек попросил тебя использовать.
В видеоролике, который по-настоящему взорвал TikTok и Twitter на прошлой неделе, Жемчуг (Пёрл) спрашивает у школьников, кто изобрёл лампочку. Когда все дружно отвечают, что это был Томас Эдисон, Пёрл замечает, что это не совсем так: «Изобретение лампочки можно полноправно приписать Льюису Латимеру, изобретателю-афроамериканцу, который создал нить, нужную для создания лампочки».
В первом эпизоде с Гранат (Гарнет) нам рассказывают, почему расизм часто можно не заметить — особенно если вы находитесь в привилегированной группе. Это не первый раз, когда мультяшных героев используют для социальных роликов. Например, ещё в 80-х несколько эпизодов «Джо-солдата» завершались уроками безопасности. Мишка Йоги советовал не курить, а Джеррика из мультсериала «Джем и Голограммы» спела о проблеме наркотиков. А во время карантина герои Cartoon Network объясняли, зачем и как правильно мыть руки.
В 1990 году даже вышел спешл «Герои мультфильмов приходят на помощь», в котором Альф, Винни-Пух, Гарфилд и куча других персонажей пытаются направить на верный путь подростка Майкла, у которого проблемы с наркотиками. В честь 25-летия с выхода мультфильма издание VICE даже посвятило материал тому, что инициатива скорее оказалась провальной. Эффективность социальных роликов, направленных на антинаркотическую политику, изучается уже давно — исследователи отмечают, что намного логичнее не представлять наркопотребителей в виде тупых обкуренных болванов (как это было в спешле «Героев мультфильмов»).
В русской анимации социально-значимые посылы тоже встречаются. Например в следующем году выйдет спецэпизод «Смешариков», в котором будет объясняться важность переписи населения. У мультсериала ещё до этого были целые серии, посвященные здоровью, безопасности и личным границам. Конечно, за такие «противоречивые» и смелые темы, вроде расизма, популярные русские мульты пока не берутся, хотя проблемы эти в нашем обществе есть.
Разумеется, реакция на ролики от Cartoon Network была очень разная (достаточно посмотреть на количество дизлайков к видео). Однако идея за инициативой стоит весьма достойная — повысить осведомленность детей и подростков через короткие и информативные эпизоды. По факту, в роликах рассказываются реальные факты, о которых важно знать. По определённым причинам в книгах по истории мы вряд ли их найдём. Это хорошо объясняется цитатой Пёрл из ролика:
Я беспокоюсь за людей, потому что вы живёте, сколько, около ста лет? Вы полагаетесь на все эти истории, чтобы узнать свою. Но из-за системного расизма большинство ваших рассказчиков предпочитают писать о достижениях белых людей, что оставляет вас без полной картины.
Остаётся пара вопросов: найдут ли авторы способы обратиться к аудитории так, чтобы никого не расстроить (особенно людей, которым сильно не нравится принимать тот факт, что они используют расистские выражения), и стоит ли вообще пытаться это делать, если оскорбленные и разозлившиеся всё равно всегда будут.