Если вы следите только за громкими новинками, то «Рок-тихоню!» от студии CloverWorks могли пропустить. А зря, ведь это один из лучших аниме-сериалов прошлого года. Рассказываем, почему история застенчивой гитаристки, при своей социофобии чудом попавшей в рок-группу, заслуживает внимания.
«Двойная порция слёз»
Старшеклассница Хитори Гото ненавидит жизнеутверждающие песни, так как в них поётся о том, чего у неё нет. На встречи с друзьями и свидания ходит тот, кто не боится заговорить с людьми, а чтобы осуществить мечту, нужно вылезти из «шкафа». Любой социальный контакт становится для девушки непосильной задачей, что, впрочем, не мешает ей мечтать о великом — сколотить рок-группу и обрести популярность было бы неплохо.
Пока Хитори ограничивается гитарными каверами на известные песни, которые выкладывает на YouTube под ником guitarhero — ценителей творчества у неё хватает. На просторах интернета она чувствует себя комфортно, а вот в реальной жизни найти друзей не может. Максимум в надежде, что с ней кто-нибудь заговорит на перемене, нацепит мерч разных музыкальных коллективов или закажет зубодробильный трек на школьном радио.
Казалось бы, всё безнадёжно, но однажды Хитори знакомится с барабанщицей Нидзикой — доброй и жизнерадостной девушкой, которая просит сыграть концерт с её группой. Так стеснительная рокерша становится участницей Kessoku Band (в русском переводе — «Жгут»), получает прозвище Боччи (Тихоня) и постепенно учится взаимодействовать с окружающим миром.
Несмотря на то, что образ Тихони — это утрированный портрет интроверта-затворника, не нужно быть безнадёжным социофобом, чтобы узнать в нём себя. Если вы из тех, кто порой стесняется, не любит лишний раз говорить с незнакомыми людьми и склонен к самокритике, то переживания героини покажутся до боли знакомыми — даже если это всё уже позади.
Но никаких грустных мыслей при просмотре не возникает, ведь «Рок-тихоня!» — это добрый и позитивный сериал, где неуверенного в себе человека показывают с любовью и пониманием. Над всеми доведёнными до абсурда реакциями Хитори от души хохочешь, при этом симпатизируя героине. Сыграть концерт в коробке из-под манго? Легко! Похоронить остатки самооценки вместе с собой в мусорном баке? Пожалуйста! Наматывать круги перед входом в клуб? То ли ещё будет, посещение модного кафе не за горами.
Любопытно, как стеснительность Тихони сочетается с амбициозностью и честолюбием. Самоуничижительные фантазии Хитори перемежаются с воображаемыми сценами «звёздного» будущего, а любой комплимент вызывает бурные эмоции — такие могут быть только у человека в равной степени неуверенного и эгоцентричного. Но упрекнуть героиню не в чем: к примеру, при одной мысли о создании аккаунта в социальной сети она тут же представляет себя «исполинской вниманиетварью» — монстр в кигуруми придёт по ваши лайки! В общем, с самоиронией всё в порядке.
Наблюдать за душевными терзаниями Тихони увлекательно: её богатая фантазия постоянно выдаёт уморительные сценки на тему собственной бесполезности. Вместо нудных рассуждений миллион абсурдных ситуаций вроде судебного процесса из-за плохих продаж или харакири при помощи гитары (пожалуйста, не повторяйте).
Доходит до того, что выдумки как бы проникают в реальность, и вот уже подруги Хитори констатируют «смерть» гитаристки, рассыпавшейся у них на глазах — полный бред подаётся с такой пафосной серьёзностью, что невозможно не улыбнуться. И самое главное, при такой концентрации шуток, ни одна из них не кажется лишней — всё к месту и отлично демонстрирует внутренний мир чудной, но очень обаятельной героини.
В целом, «Рок-тихоня!» — изобретательная комедия, которая ни на секунду не даёт заскучать: порой меняются даже визуальный стиль и техника анимации. Если у Ани из «Семьи шпиона» просто забавные выражения лица, то Хитори воистину многоликая — к примеру, она может превратиться в марионетку с управляемой челюстью, пародировать «Крик» Мунка или обрести новые черты, заботливо выпиленные одногруппницами после очередного приступа. Вы увидите настоящую валяную игрушку или Тихоню из пластилина — креативный подход создателей вызывает уважение.
«Гитара, одиночество и шар земной»
Но не шутками едиными: за 12 серий можно проследить за личностным ростом героини, которая, взаимодействуя с разными людьми, учиться общаться. Ещё недавно она методично пыталась заболеть, лишь бы не ходить на работу, а тут уже несколько концертов отыграла — и даже без коробки. В этом большая заслуга её подруг, реагирующих на странности Хитори очень сдержанно — девушки не похожи друг на друга, и каждая помогает Тихоне по-своему.
Например, вокалистка и гитаристка Кита, излучающая позитив едва ли не на физическом уровне, просит Хитори научить её играть, тем самым позволяя подруге почувствовать себя нужной. Независимая и кайфующая от своего «одиночества» басистка Рё вовремя напоминает, что самобытность — это тоже важно. А с барабанщицей Нидзикой у Хитори в восьмой серии происходит чудесный разговор по душам — наверное, один из самых трогательных моментов в сериале. Пусть героинь легко охарактеризовать в нескольких словах, зато их взаимоотношения хорошо прописаны.
Даже эпизодические персонажи здесь яркие — чего стоит сумасбродная любительница выпить Кикури: наверняка вам понравится её схема «спирали счастья». Подобных подписей и занятных мелочей в аниме много. К примеру, если на экране показывают «коробки» внутри подсознания Хитори, то каждая из них обязательно будет подписана.
Отдельная тема — музыкальные отсылки. Если вы знакомы с творчеством Asian Kung-Fu Generation, то заметите, что серии названы в честь их песен, а фамилии героинь и участников коллектива совпадают. Также в аниме много пародий на другие реальные группы. Super Beaver, The Cro-Magnons и Creep Hyp превратились в Super Feever, The Siro-Magnons и Sleep Pipe — названия можно прочитать на значках, прикреплённых к сумке Хитори.
И, конечно, нельзя не упомянуть творчество самих героинь: саундтрек хорош. В аниме показаны несколько лайвов, и они отлично поставлены — это не лишённые какой-либо динамики концерты, как, скажем, в «Нане». На каждом из них девушки сталкиваются с трудностями, поэтому их выступление — не просто обязательная музыкальная пауза, а важная часть сюжета, где личностный рост персонажей заметен особенно сильно. А вот за вокально-инструментальный юмор отвечают упаднические песенки Тихони, которые она любит исполнять для выражения негативных эмоций. Словом, девчонки действительно «жгут»!