Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», где художники реализуют самые смелые проекты, возвращается! С 26 по 28 июля арт-парк Никола-Ленивец вновь заиграет яркими красками: пространство вплетёт в себя архитектуру, театр и музыку на пяти необычных сценах. Мы поговорили с художниками «Архстояния» и узнали, какие арт-объекты они пока не реализовали, но мечтают об этом.
Владимир Наседкин, «Русская крепость»
Осваивая север России, люди строили крепости, дома и остроги из дерева. Инсталляция из бруса высотой 20 метров — это архетип и реминисценция (использование элементов и мотивов известных произведений искусства) традиционной русской деревянной архитектуры Севера, она смутно напоминает фортификационные (оборонительное) сооружения. Установить такой объект можно было бы в Никола-Ленивце на границе леса и поля или на берегу реки.
Блуждая в лабиринте стен и постоянно натыкаясь на преграды, зритель максимально включён в мир и одновременно выключен из него. В проекте подобное сочетание реального и нереального достигается с помощью «правдивого» материала — дерева и отказа от конкретной архитектурной функции. Реальный мир подаётся небольшими порциями через отверстия (амбразуры) в стенах. Замкнутое со всех сторон пространство становится сакральным, символизирующим образ России. В него невозможно зайти и из него нельзя выйти, но, пройдя по лабиринтам, можно заглянуть в узкие бойницы стен или, поднявшись по крутым ступеням, посмотреть на него сверху и увидеть в зеркальном полу инсталляции отражение взятого в плен неба.


Из темноты интерьеров зритель увидит яркие пейзажи, окружающие постройку. А открывая на центральной стене раздвижные окна (в Карелии их называют «волоковые») с наклеенными на внутренней стороне задвижек зеркалами, себя.
Андрей Сяйлев, «Концерт для рыб»
«Петрикирхе» — действующая лютеранская церковь и концертный зал в центре Санкт-Петербурга. В 1937 году она была закрыта, спустя время началась перестройка здания под бассейн. В 1993 году церковь была возвращена верующим. При реставрации бетонная чаша бассейна была сохранена, поэтому сегодня новый пол, возведённый после передачи здания, разделяет центральное пространство на две части — «надводную» и «подводную».
В свои художественные практики я часто вовлекаю «другого». Помимо людей это могут быть растения, птицы, рыбы. Основная цель такого вовлечения — манифестировать равенство других форм жизни по отношению к человеческому виду. Подобные практики позволяют сместить, поколебать центростремительное движение концентрации человека на самом себе. Они расширяют его амплитуду, вовлекая в ареал человеческого внимания «других» субъектов бытия.

Рыба — один из древнейших христианских символов. Греческое слово рыба — ΙΧΘΥΣ — аббревиатура фразы: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Её изображение было визуальным воплощением главной богословской идеи христианства. А ещё рыбы не только слышат звуки в широком диапазоне частот с помощью органов акустико-латеральной системы (от нескольких герц до 3 кГц и выше), но и могут различать музыкальные тона. Соответствующие диапазону их слуха звуки: бой, треск, скрежет, вой, щебет, хрюканье.
Мой замысел состоит в том, чтобы в контексте истории «Петрикирхе» организовать в чаше бассейна концерты для рыб. Аквариумы с ними предполагается расположить по периметру «подводной» части, а в центральной и хорошо освещённой должны расположиться музыканты. Оркестр исполнит произведение для водных жителей, созданное с учётом особенностей их слуховой системы. Аквариумы расположатся по периметру квадрата с исполнителями в центре. Рыбы выступают в качестве зрителей и слушателей, а люди — наблюдатели второго уровня, которые смотрят за их поведением на фоне света. Зона зрителя-человека не освещена.
Арт-группы «Алыча», «Николина нога», «Колыбель скейтбординга» и «Скейт театр»
Семенем прорастания стебелька «Алычи» был вопрос: «А как бы выглядел скейт-парк в Никола-Ленивце?». Первым визуальным ответом на него была «Николина нога» — след оставленный огромным Николой, залитый бетоном и пригодный для катания на досках. Дальше наша фантазия разыгралась не на шутку: скейт спот обрёл новую форму — «Колыбель скейтбординга». В третьем акте нас настигла идея «скейт театра», где должны были разыгрываться скейт-пьесы и ставиться sk8-оперы.
В 2017 году мы отвечали уже на другой вопрос: «Как жить?», ответом на который стал реализованный в парке арт-дом «Штаб».




Дмитрий Каварга, «Вещество свирьлага» из цикла «Палео-гео-морфология»
Скульптуры «палеогеоморфологические керны» — это артефакты истории эволюции человеческого вида, культурные «образцы породы», добытые из недр цивилизационной толщи. Керн «Вещество свирьлага» из металла и полимеров — фрагмент местной почвы, пропитанной чудовищным по масштабам и последствиям историческим этапом. Это окаменевший сгусток боли русской цивилизации, системно истребляемой изнутри разросшимся экспериментальным паразитом — советской идеей. Невозможно объять и уложить в уме эту катастрофичную событийность, лишь бесконечно созерцать в своём сердце зияющую рану, прервавшую связь времён и поколений.
Верхнюю часть керна составляют образы деятелей советского режима — системообразующие, держащие власть персонажи. Ниже, словно сжатые гигантским прессом, — наслоения индустриального гумуса, фрагменты станков, сложных механизмов и машин, вперемешку с обезличенным потоком серых тел. Чем ниже, тем реже встречаются механизмы пока не исчезают вовсе, уступая место превратившейся в единую бесформенную абстракцию биомассе из тел и их фрагментов.



Сергей Шеховцов, «Люся»
Когда я осматривал сказочные окрестности Никола-Ленивца, у меня невольно и настойчиво возникал девичий образ картины Васнецова. Покрытое зелёной ряской болотце — это холст гигантского размера. Фигура девушки — меньше натурального размера и с волосами красного флуоресцентного цвета — эмоциональный камертон в этом скульптурно-живописном произведении.


Роман Сакин, «Пейзажная башня»
Башня имеет рейки-лучи, направленные на интересные объекты в пейзаже. Каждый луч с прицелом, как у ружья или системой линз, как в подзорной трубе. Наблюдатель, поднявшись на башню, смотрит сквозь прицел и видит именно то, на что указывает поток света. Под ним находится таблица с описанием объекта. Например: «Церковь такая-то», «Дуб, посаженный Василием Петровичем», «Под этим камнем иногда сидит лиса». Лучи можно передвинуть на другие объекты, если владельцы башни захотят поменять экспозицию. Находясь внутри, наблюдатель должен получить интересное ощущение: все лучи указывают не только на объекты, но и в обратную сторону — на него. Человек почувствует себя центром пространства.
По форме башня идеально свяжется с окружающим пространством, так как её внешний вид зависит от окружающего пейзажа.



Николай Полисский, «Чёрное стадо»
Я бы хотел сделать большое стадо чёрных рогатых животных из дерева. Оно напоминало бы людям о всех плохих поступках, которые они совершают в отношении братьев меньших. Если пройти сквозь стадо, то звери будут немного бодать. В нём будет не менее 500 животных разного размера — масштаб должен поражать.
Проект должен быть мобильным, чтобы его можно было показывать на разных площадках — в парках, на площадях или, например, в пустующих исторических замках, которые я видел во Франции.



Пока этот проект сложно осуществить. Мы сделали небольшую группу животных, но их всё время растаскивают по одному по разным поводам.
