Один из лучших сезонов «Рика и Морти» за последние годы закончился одним из лучших финалов за всё время его существования. Авторы не только катастрофически глубоко забрались в психологию и драму персонажей, но ещё и представили нам первого достойного противника парочки (за исключением Злого Морти). Ну, набирайте воздуха и ныряйте в дыру рекапа!
Единственная серия сезона без сцены-открывашки стартовала с титров не просто так. Авторы хотели напомнить, с чего начинается каждая заставка: Рик оставляет Морти погибать в пасти зелёных монстров. Это — единственная из двух сцен в титрах, которая никогда не менялась, и после финала седьмого сезона стало понятно почему. Потому, что это экранизация худшего страха Морти — сотериофобии. Да, у страха быть зависимым от других людей даже есть название. Внук боится, что слишком полагается на Рика, поэтому если того не станет… Морти каюк.
После возвращения деда в семью и первого приключения, мир внука выстроился не просто вокруг Рика, он был выстроен Риком. Все эти приключения, мультивселенные, пришельцы и т.д. — его жизнь, а Морти в ней — просто гость. Он вынужден полагаться на дедушку, потому что иначе голодная вселенная сожрёт его заживо. Но полагаться страшно, потому что рано или поздно Санчез умрёт, а вот Морти останется жить в его же мире, но без поддержки. Тот же Злой Морти, видимо, из своего страха быть зависимым от деда, решил сделать того зависимым от себя, буквально поработив. Но в итоге он остался наедине с бесконечностью и был вынужден зависеть от ограничивающего поля ЦКК, то есть — вновь от Рика.
В основании сотериофобии Морти лежит множество привычных страхов: страх смерти близкого, страх одиночества, страх бессилия, страх непринятия. Все эти фобии у парня есть, все их даже упомянули в серии, но они не так интересны. Вместе же они выстраиваются в необычный, редкий, изысканный страх зависимости от Рика, который и заинтересовал Человека в чёрном. До него мы ещё доберёмся, но сначала — «Все страхи Морти»!
После прыжка в Дыру Морти нехило так напугали классические монстры, но от них его спас Рик. Дыра прям сразу начала давить на самое больное, как бы намекая: без деда парню отсюда не выбраться. Но потом начинаются игры разума: после появления Дайен фокус резко смещается на Рика, но это иллюзия. ДыРик (для простоты будем называть его иллюзорную версию так) выдвигает версию происходящего и прямым текстом говорит Морти, в чём его главный страх: «Ты боишься, что я верну Дайен и буду счастлив. Потому что тогда ты будешь мне не нужен». Но парень парирует это предположение, потому что думает, что Рик тоже в Дыре, а уж его-то страхи должны идти первыми.
Исходя из своей теории, Морти решает просто переждать, пока Рик разберётся со своим страхом. Он не боится, потому что это происходит не с ним. В какой-то момент ему даже становится скучно, и тогда Человеку в чёрном приходится активировать страхи Морти вручную, напугав его смертью Рика. При этом злодей просто с хирургической точностью ведёт диалог как бы о Санчезе, но на самом деле — о пацане. Взять вот этот короткий диалог:
— Почему Дыра не может меня отпустить? Разве я важен?
— Не важен. Но если уйдёшь ты, уйдёт и Рик.
С одной стороны нам как бы дают версию, почему Морти всё ещё в Дыре, но на деле Человек в чёрном промышленным прессом надавил на страх парня, что всё крутится вокруг Рика, а сам он — лишь придаток. И при этом злодей не развеял иллюзию, что Дыра занята дедом. Морти хоть и стало страшновато, скуку это не победило, поэтому парень решил активировать план Б: заставить Рика вытащить их оттуда. Он знает, что Рик не даст ему умереть, поэтому бросается на амбразуру в надежде, что Рик его поймает. ДыРик так и поступает, но не чтобы спасти внука, а чтобы ещё сильнее надавить на его страх зависимости, ведь он снова полагается на деда.
Дальше начинаются бесконечные попытки выбраться из Дыры, и это — самая страшная часть серии, потому что нам, зрителям, показывают страх, с которым сам Морти ещё не столкнулся: страх бесконечности. Тут нужно внимательно следить за динамикой диалога, кто всё ещё боится и чего он боится. Сначала Морти признаётся, что боится быть причиной грусти Рика — то есть боится, что Рик тоже от него зависит, то есть боится созависимости, что тоже хорошо ложится в его общую сотериофобию. Но дальше ДыРик начинает мастерски перетягивать одеяло на себя, даже убеждает Морти, что они «никогда не выберутся, потому что Рик никогда не признает, что ему страшно» — то есть снова всё крутится вокруг деда.
Все следующие попытки вылезти из Дыры основывались на страхах Рика, пока Морти не пришлось столкнуться с кошмаром, что он в конечном счёте превратится в отца. И тут парень наконец догадался, что он тоже может быть центром истории, и поэтому поймал фальш ДыРика и разгадал загадку Дыры: Рика тут никогда и не было. Лишь обнаружив отсутствие стены, он понял, насколько на неё опирался. И здесь он достиг пика своего страха, потому что прямо столкнулся с тем, как сильно он зависит от Рика — именно это было причиной его последнего истошного вопля в Дыре. Но в то же время Морти понял другое: это испытание он прошёл сам, без помощи деда, значит — ему не нужно всегда полагаться на Санчеза. По возвращению в настоящий мир Морти первым делом ищет опору в виде Рика, проверяя его на реальность вопросами о незаменимости. Он больше не боится зависеть от него, ведь может справиться и сам, но пока что… можно спокойно опереться.
Фишка в том, что страх Морти был необоснован. Он боялся опереться на Рика, потому что тот может в любой момент бросить Смитов. Но мы уже несколько раз видели, насколько они и в частности Морти для него важны. А последняя сцена с фоткой парня в кошельке деда ещё раз напоминает об этом. Морти действительно для него незаменим, просто он никогда этого не признает из страха потерять его, как потерял Дайен. И фото внука он повесил на стену, потому не хочет, чтобы его подвиг с Дырой канул в лету.
Морти вряд ли бы ощутил победу, если бы противником не был Человек в чёрном. Пора поговорить и о нём, потому что получился он крайне устрашающим. Известно лишь, что он питается страхом, но его скорее интересует деликатесность субъекта, чем объёмы поставок. Мы не знаем, что это за сущность, откуда она взялась и как связана с Дырой. Однако её природа помогает понять способности Человека в чёрном.
Как минимум ему известно гораздо больше, чем полагается. Он знал о жизни Морти, трагичной истории Рика, их динамике и т.д. Но он не достал эти знания из головы парня — например, тот не слышал, как познакомились Санчез и Дайен, а вот Дыра была в курсе. То, насколько реальным получился ДыРик пугает ещё больше. Его арка была классическим ромкомом, но настоящий Рик так бы и поступил: исходя из знания, что находится в Дыре, он разыгрывал бы отношения со своей вымышленной женой до последнего. А в конце, может быть, решил бы остаться, прекратив борьбу со своими страхами. Единственное, что спровоцировало ДыРика на «побег» — возможная смерть Морти. А теперь представьте, что Рик окажется в Дыре без своего внука. Насколько вы оцениваете его возможность выбраться оттуда? Перспектива так-то удручающая.
Мы не знаем, насколько Дайен из Дыры соответствует реальности, но их отношения с Риком казались самой реальной частью иллюзии. Нам впервые показали, какой могла быть жена самого умного человека во вселенной: остроумной, гениальной, принимающей и понимающей мир, в котором живёт Рик. Она — единственная, кто может быть на одной волне с Санчезом, поэтому она — единственная, кого он не готов заменить. Да, с их уровнем безразличия к реальности любовь Рика и Дайен может быть настолько сильной, что захватила даже ДыРика и фальшивую Дайен. В любом случае, было интересно впервые увидеть её в почти полноценной роли и узнать, какими были (или могли бы быть) их отношения с Риком. Но вернёмся к страхам.
Человек в чёрном прямо проговаривает Морти, чего боится его дед, как будет поглощать его страх и почему тот настолько сладок. Он будто уверен, что сможет заграбастать Рика себе, если тот прыгнет в Дыру, и это вполне обоснованная уверенность. Страхи — мощная штука, определяющая жизнь каждого человека, а сущность, которая на них повязана… Ух, кажется, мы встретили первого достойного противника для Рика и Морти, который точно хитрее парочки. Карнавал из начала серии — наверняка его ловушка, чтобы отловить тех, кого обычные вещи уже не пугают. В машине Рика Человек в чёрном первым делом подсказывает тому дорогу до Земли, как бы издеваясь, что он умнее, сильнее, выше. А потом спокойно уходит кушать, будто уверен, что уже поймал свою добычу и дальше она справится сама.
Даже то, как Человек в чёрном показан в серии, намекает, насколько он опасен. Он загадочен и непонятен, а люди боятся того, чего не знают. Он крайне самоуверен, даже в присутствии Рика, то есть не боится его. Он — терпеливый хищник, который выжидает добычу, а не охотится на неё. Он не стареет и существует уже довольно давно. Он — не человек, его истинную сущность можно заметить на кассетных помехах, как полагается злодею хоррора. Он может быть богом этого мира, потому что мы не знаем, покинули ли мы Дыру.
Единственное, что успокаивает, так это то, что он не может не выполнять свою функцию. Дыра не жалела Морти, но чётко вела его к столкновению со своими страхами. По аналогии с Загадочником из «Бэтмена»: он совершает преступления, но не может не оставлять подсказки, как себя поймать. Человек в чёрном может долго смаковать страх, но ему необходимо довести его до пика, чтобы насладиться в полной мере. Он работает по установленным правилам, и эти правила — возможно, единственное преимущество героев над ним.
Вряд ли Человек в чёрном станет новым архизлодеем сериала, но мы точно его ещё увидим — нельзя нарисовать настолько пугающий портрет, а потом выкинуть его на помойку. Одно его присутствие меняет динамику всего «Рика и Морти», потому что он — первая реальная угроза Санчезу, о которой мы знаем. Чего боится Рик? Быть счастливым, потому что счастье конечно? Признаться, что ему тоже бывает страшно? Признать кого-то незаменимым, чтобы не потерять, как Дайен? Вернуть Дайен? Ох, зря Морти сказал Рику, что видел в дыре его покойную жену. Это идеальная ловушка Человека в чёрном, который охотится на Рика, он теперь сможет отрезать его от внука и навсегда запереть в Дыре. Если ещё этого не сделал.
Дыра — крутая концепция, потому что она спокойно может поглотить весь сериал. Что, если Рик уже давно в ней сидит, например, ради Морти, которого в реальности потерял? Что, если через два сезона окажется, что испытание парня не закончилось? Что, если персонажи обречены навечно застрять в ней из-за страха бесконечности — самой пугающей концепции всего сериала? Что, если в Дыре на самом деле мы, и «Рик и Морти» — о наших страхах?
Нас в этой серии тоже много пугали: страхом неопределённости, что на самом деле происходит; страхом, что сериал поменяется, когда Морти начнёт взрослеть; страхом поглощения Дырой, из которого герои могут никогда не выбраться; страхом перед новым могущественным злодеем; страхом смерти Рика. Но главное — это пугающая сложность страха по самому себе. На примере Морти нам показали, насколько легко игнорировать свой худший кошмар, когда он смотрит прямо тебе в лицо — всё равно бояться, но делать вид, что не замечаешь. Тут уже страшно от того, что Дыры не существует в реальности, и мы не можем прыгнуть в неё и по-быстрому разобраться со своими проблемами. Синопсис серии приводит цитату Франклина Рузвельта: «Единственное, чего стоит бояться — это сам страх». И этот эпизод как раз оставляет нас наедине со своими страхами, разбираться с которыми придётся нам и только нам. Без Дыры и Человека в чёрном.