В конце пятой серии второго сезона была короткая шутка об Айс-Ти, его родной планете и нападении Числеконов. Тогда никто не мог ожидать, что этот каламбурный сюжет станет основой для отдельного эпизода, но вот мы здесь. Рекапить там особо нечего — серия получилась максимально простой и прямолинейной. Поэтому пересказывать не будем, а сконцентрируемся на интересных штуках в и вне спорного эпизода.
«Восстание Числеконов: Фильм» уже стал самой низкооценённой серией «Рика и Морти» на IMDB — всего 4,5 из 10 (на момент написания). На реддите фанаты гневятся на сценаристов и Хармона — мол, как они могли допустить существование настолько слабого эпизода. Но мы тут скорее склонны доверять авторам, пойдём дальше и будем задаваться вопросом «А зачем им такой эпизод?»
Во-первых, создателям мультсериала наверняка хотелось потупить и повеселиться, не пытаясь разыгрывать из себя гениальных писателей, которые вкладывают тонны смысла в одну строчку текста. После тяжёлых экзистенциальных тем в середине сезона разрядка была нужна не только нам, но и самим авторам.
Во-вторых, перед нами — явный эксперимент. Хармон решил проверить, насколько далеко они могут отойти от главных героев, выйти за скобки, так сказать, чтобы при этом сохранить дух или хотя бы юмор сериала. Это такое прощупывание почвы с заделом на будущее всего «Рика и Морти», хоть и не самое удачное. Но мы же не будем лишать создателей мультсериала права экспериментировать и искать новые фишки, чтобы продлить его жизнь?
В третьих, «Рику и Морти» удалось затащить на озвучку самого Айс-Ти, и было бы глупо упускать такой шанс повеселиться. Во втором сезоне его персонажа озвучивал другой актёр, но рэпер оценил шутку и несколько лет спустя согласился поучаствовать в озвучке лично. Даже записал для «Рика и Морти» эксклюзивный трек из конца серии!
Теперь пора забираться внутрь. В основе эпизода лежит три вещи — каламбуры, клише и отношения между учителями и учениками. Первые две нужны, чтобы было не совсем скучно при просмотре, а третья — что-то вроде урока, морали серии. А она максимально проста: и учителя, и ученики воспринимают друг друга в заранее установленных рамках, хотя за ними чаще всего скрываются причины их конфликтов. Например, сложные отношения Айс-Ти с отцом и тщеславие Голденфольда. Больше из этого эпизода достать нечего, кроме того, что Морти быстро и верно догадался, что на самом деле означает i/1 Гармонии.
В финале цифры и буквы находят общий язык — алгебру. Если вы ещё не забыли школьный курс математики, то там было на удивление много букв — всякие иксы, игреки и т.д. Они — незаменимая часть формул, без них математика не может существовать. Вот воюющие стороны и находят мир в уравнении, а Голденфольд наглядно показывает Морти, в чём суть алгебры.
Ещё в серии было зашкаливающее количество шуток — как тупых, так и не совсем тупых. Каламбуры и остальные приколы относительны — кто-то будет ухахатываться, а кто-то не перестанет фейспалмить. Но вот основная шутка эпизода, — клишированность кино, — осталась без панчлайна. Когда «Рик и Морти» что-то высмеивают, они стараются довести это либо до границ абсурда, либо до ума, как бы показывая, как делать правильно. Здесь же эпизод просто завалили клишированными приёмами из «Звёздных войн» и не только, но они ни к чему не привели. Клише побеждаются с помощью клише, то есть не победил никто, кроме сценариста, который хотел уйти домой пораньше. Плоские шутки можно простить, а недокрученность одной из главных тем — нет.
Но это недочёт и его можно простить, а вот чего нельзя простить — это то, как авторы обошлись с бесконечностью. Седьмой сезон явно дал понять, что эта математическая концепция — один из главных персонажей сериала а-ля Париж в фильмах Вуди Аллена. Рик и Морти существуют в мире, где правит бесконечность — по миру за пределами ЦКК, который нам показали в пятой серии, понятно, что в мультивселенной нет ничего опаснее её безграничности. А тут в качестве шутки неумелого злодея делают воплощением этой бесконечности, ставят на дорогу бездумного уничтожения и убивают выстрелом в яйца. Как-то грубо.
Ещё один важный аспект серии — полное отсутствие Рика. Главный персонаж не показался даже на секунду, да и Морти там нужен был скорее для галочки. С одной стороны, интересно посмотреть, чем живёт вселенная за пределами приключений героев. С другой — нехватка Рика ощущалась крайне остро. Примерно как отсутствие второстепенных сюжетов, от которых, судя по седьмому сезону, авторы решили отказаться вовсе. «Восстание Числеконов: Фильм» наверняка был бы гораздо сильнее как эпизод, если бы там происходило что-то ещё, помимо пародии на «Звёздные войны», но тогда бы это не было полноценным экспериментом.
Сценаристам, может, и не удалось создать что-то отдельное от главных героев, но они наткнулись на интересную штуку: в отсутствии Рика зрители сами стали этим Риком. Вспомните отзывы Санчеза о любом из приключений Морти — скучно, тупо, банально и т.д. «Восстание Числеконов: Фильм» — это как раз из этой серии, только роль критика досталась нам. На примере этой серии нам наглядно показали, что испытывает Рик, когда внук просит его отправиться в мир фэнтези или ещё куда-нибудь: абсолютное отсутствие интереса. Единственное, что спасает — возможность тупо пошутить и вдоволь покритиковать.
В итоге этот короткий рекап сводится к простой мысли: не стоит строго судить содержание эпизода, потому что а) это просто чистый фан и б) серия гораздо интереснее вне сериала, в контексте его эволюции. И если сюжет «Восстания Числеконов» забудется быстро, то его последствия для «Рика и Морти» мы ощутим ещё не раз, когда авторы продолжат эксперименты по поиску развития мультсериала.