«Рик и Морти» уже четвёртую серию подряд разносят в щепки критиков прошлых сезонов. Первая серия показала и даже немного залатала проблемы Рика, потом нас отправили к Морти в голову, в третьей Бет прибегла к нетрадиционной терапии, а теперь пришла очередь Саммер (на очереди Джерри!). Так что проснулись-потянулись, и го рекапить.
Серия начинается с цитаты из пьесы «Суини Агонист» Т. С. Элиота, конкретно — сцены «Фрагмент Агона». Агон — в Древней Греции воплощение состязания, противостояния, а также название спортивных состязаний. От него, например, пошли слова «агония» и «протагонист». Агон не просто так оказался тут — он предвещает состязание между двумя семьями и двумя лидерами семей. Ниже дословный перевод фрагмента, а затем — художественный.
Когда ты один в ночи
Просыпаешься в поту и страхе.
Когда ты лежишь один в кровати
И просыпаешься, будто кто-то шарахнул по голове.
У тебя был ужасный кошмар,
И ты словил бугагашеньку.
Когда ты проснулся в холодном поту
и, убитый кошмаром, глядишь в темноту.
Когда ты проснулся в постели, крича,
увидав пред собой своего палача.
В твое одиночество вторглось пророчество:
гибель свою ты учуял вдруг.
Мы сразу же погружаемся в ночную жизнь Смитов — ранее этому не особо уделяли внимание, действие сериала вообще редко происходило ночью. Вдобавок эпизод отличается вниманием к дому главных героев, который показывают с непривычных ракурсов, необычными титрами (первыми в своём роде в сериале!) и даже новыми склейками — например, затухание экрана. Последний раз эпизод сильно отходил от классической упаковки в «Чане с кислотой», да и там отличия были только в названии и титрах. Совпадение?
Бет лежит в постели с храпящим Джерри, демонстрируя своё титаническое терпение в браке (храп — третья по частоте причина разводов после бесплодия и финансовых проблем в США). Она пробует считать овец, только вот приложение с овцами немного странное. По идее оно делает всё, чтобы не дать заснуть: надо нажимать разные кнопки — задействована моторика; экран светит синим светом — мешает выработке мелатонина; в целом сидение в телефоне в кровати мешает сну — в долгосрочной перспективе в том числе.
Бет идёт спать на диван и палит Рика. Тут особо ничего интересного, кроме топовой анимации волочения ног деда и появления саундтрека серии, который напрямую отсылает к главной музыкальной теме хоррора «Мы» Джордана Пила. Вообще вся серия — жирная такая аллюзия на сюжет того фильма, в котором семья столкнулась со своими криповыми клонами, которых автор сравнивал с рабами. Клоны из «Мы» как раз говорили очень медленно и ломано, как и ночные версии Смитов. Также эпизод отсылает к свежему сериалу «Разделение», в котором люди делили свою психику на обычную жизнь и рабочую деятельность.
Наступает утро, кукарекает петух, и мы слышим странный звук, будто что-то подгорело. Сначала может показаться, что это звук жарки панкейков, но позже мы узнаём, что это был пугающе жестокий будильник Рика: подгорал петух, сгорая в пепел. Бет спрашивает у Рика, что было ночью, тот представляет своего нового «друга». Важно сразу обозначить, что делает Сомнамбулятор: активирует подсознательную личность (это самое важное) в ночное время и даёт ей команды. Кстати, «сомнамбулятор» — научное название тех, кто ходит во сне.
Всех привлекают возможности ночных личностей, но Рик отказывается делиться. Саммер начинает им манипулировать — разыгрывает безразличие, которое агрит Рика. Он сначала уходит в отказ в надежде на противодействие, но никто на это не ведётся. Если вы забыли, то в этом сезоне он любит семью и не стал бы хвататься Сомнамбулятором, если бы не хотел делиться. Смиты как раз не забыли, создатели тоже — в серии об этом напомнят. Остальные Смиты замолкают, потому что знают, что Саммер знает подход к деду, и следуют её примеру. Поэтому, собственно, она и стала лидером Ночных личностей.
После заставки мы уже видим плоды деятельности ночных личностей. Бет играет «Полёт шмеля» Римского-Корсакого, Морти щеголяет прессом, а Саммер во всю базарит на испанском. В школе одноклассники просят её стать президентом класса — такой небольшой форшадоуинг её лидерства далее в серии и вообще подтверждение лидерских качеств. Один лишь Джерри подружился со своей ночной личностью, а не заставлял что-то делать. С одной стороны, это вызывает жалость, в духе Джерри, с другой — самый адекватный и человечных подход. Плюс, возможность поговорить со своим подсознанием — чуть ли не главный плюс Сомнамбулятора. А ещё у вас с подсознанием сто процентов одно чувство юмора, как и у Джерри: Ночной Джерри «прописался» на Авеню Хрррр в Сонвилле, а Дневной Джерри — на улице Под подушкой в Бди-городе.
Далее — очередь знакомиться с ночными личностями, жизнь которых выглядит, как рабство. Сначала их заставляли делать личные хотелки Смитов, вроде обучения, но с тех пор желания «рабовладельцев» выросли. Ночные личности теперь буквально ухаживают за бытом дневных Смитов — стирают вещи и моют посуду. Последнее как раз выпало на долю Ночной Саммер и заставило её задуматься о своей участи. А подсознание — вещь опасная, если дать ему разгуляться, оно себе такое надумает…
Рик и Морти тем временем стали подкастерами — забавно, но копаться особо не в чем. Единственный вопрос: почему дед был готов прочитать банальную интеграцию, но не смог сказать «Вабба-лаба-даб-даб», сравнив это с проституцией? Наверное, он видит рекламу как работу, выполнение задачи за деньги, а озвучивание своей коронной фразы — продажа этой фразы рекламодателю, то есть продажа себя, то есть проституция. Джерри передаёт Рику простейшую просьбу от Ночной Саммер — ополаскивать тарелки после еды. Деда возмущает сам факт того, что их ночные личности могут что-то у них просить, он буквально воспринимает их как рабов. Дело тут не в посуде, для Рика это принципы, хоть и не совсем правильные. У него вообще богатая история с рабством — вспомнить хотя бы серию про микровселенные в аккумуляторе его летающей тарелки.
Единственное, что он не учёл: рабы имеют свойство восставать — сначала Ночные личности разбили всю посуду. Саммер первым делом обвинила Рика, потому что формально он-то и виноват. Его роль лидера вкупе с нежеланием идти на поводу рабов привели к тому, что никто из Смитов не ополаскивал посуду и ночные Смиты подняли бунт. Рик летит к чему-то вроде Гефеста, чтобы тот сделал неразбиваемую посуду. Очевидно, что он делает это из принципа, потому что действие намного более трудозатратное, чем просто ополоснуть посуду. Правда, он почему-то не заказал ни одной кружки…
Следующей ночью начинаются переговоры между лидерами: Ночная Саммер устанавливает контакт с Риком и требует выполнения своих условий. Дед напрочь отказывается выполнять требования рабов. Ночная Саммер устраивает Рику мучительную пытку, попутно рассказывая, что уже давно сидела внутри девушки и ждала своего момента. Она — манифестация ненависти Саммер к Рику, потому что тот всегда делает её козой отпущения. Девушка явно подавляла свои чувства, они ведь семья, но по сути это — единственное, что мешало ей перехватить лидерство в обычной жизни. Она умна и властна (в прошлом сезоне даже цивилизацией правила!), у неё есть лидерские качества, и только она знает, как управлять Риком, действующим лидером. Её останавливает лишь любовь к дедушке.
Любовь, кстати, взаимна, и из-за неё Ночной Саммер удалось подчинить Ночного Рика, потому что дед в себе подавляет тёплые чувства к семье, ведь считает их уязвимым местом. Его подсознание настолько любит Смитов и Саммер в частности, что готово подчиниться (РИК! ПОДЧИНИТЬСЯ!). Она заставляет Ночного Рика восстать против самого себя и заблокировать всю технику (а ещё прокачать Сомнамбулятор, установить защиту на дом и построить отряд дронов).
Здесь сделаем небольшой антракт и посмотрим на поведение остальных ночных личностей в контексте подсознания. Ночной Джерри переписывается сам с собой: это отражает его потребность в общении и жажду поговорить с самим собой, чтобы вырасти как человек. А что там с Бет и Морти? Их поведение блекло — там буквально не за что ухватиться, они тупо выполняют команды. Дело в том, через что они прошли в прошлых сериях: подсознание Бет в полном комфорте после терапевтического секса с собой, а единственный фрагмент подсознания Морти, который доставлял ему дискомфорт остался в «Рое» в виде Марты. Так что эти два персонажа просто достигли подсознательного покоя, поэтому их ночные личности ведут себя как амёбы.
Конец антракта, ночные Смиты больше не шутят и полностью обчистили дом, оставив Дневных себя ни с чем. Рик продолжает винить во всём Саммер (замечаете закономерность?) и запирает всех в доме, чтобы решить вопрос по-семейному. Он отправляет внучку в ночь под прикрытием, заправленную коктейлем из Mountain Dew и сиропа от кашля. Сам же он, видимо, не может спать (либо только эту ночь, потому что понимает, что происходит, либо вообще) и пьёт снотворное. Выясняется, что вся домашняя утварь пошла на мега-Сомнамбулятор, чтобы увеличить его область действия и позволить ночным личностям существовать вне дома и полностью захватить жизнь Смитов.
После установки «детонатора» ночные личности что-то заподозрили и поинтересовались нарядом своей предводительницы. Но Саммер ответила вопросом на вопрос и начала качать права по понятиям — мол, вы кто вообще такие, кто вам слово давал, что вы понимаете в одежде. Смиты тут же сдали назад, как настоящие фраеры, ибо нельзя перечить лидеру. Саммер, кстати, обращается с Ночными Смитами, как Рик — считает их рабами и тупо раздаёт команды.
Утром же первое, что делает Саммер после завершения миссии — просит Рика принести панкейки из забегаловки в городе, чтобы тот снял защиту. Это сработало, и Ночная Саммер вышла на свет на свет со словами «Прости, Рик, твоё мнение для меня мало чего значит». Ту же фразу дед сказал ей в шестом эпизоде первого сезона, только вот он говорил это Саммер из вселенной Кроненбергов, которая уже мертва. А вот его отношение к внучке перенеслось и в новую вселенную, настроило Саммер против него и привело к заварушке с ночными личностями.
С помощью дронов, собранных Ночным Риком, Ночная Саммер устраивает в доме авторитарный режим а-ля «1984» и превращает дневных личностей в рабов. Бет выпала участь просмотреть коллекцию фильмов и сжечь все диски с «днём» в названии. Рику и Джерри пришлось делать то, чем занималась Ночная Саммер — мыть посуду. А Морти заставили качать пресс самому, а то он надоел выпендриваться плодами труда своей ночной личности. Рик осознаёт и говорит, что на этот раз Смитам может прийти конец — Ночная Саммер, получается, одна из его самых грозных противников.
Дневной Джерри просит Ночного Джерри помочь им — поскольку они друзья, а не раб-рабовладелец, ночной муж выполняет просьбу и освобождает Смитов. Ночная Саммер пускается в погоню и Рик продолжает поносить внучку, будто всё ещё не понимает, в чём причина происходящего. В Морти попадает дротик со снотворным, начинается драка, пресс внука спасает Ночного Морти (потому что на самом деле пресс — его), отразив удар Рика в самого Рика, того вырубает ударом о машину и Саммер тут же начинает им командовать.
В следующей сцене по сути Джерри становится спасителем Смитов, потому что если бы он тоже уснул, Ночная Саммер победила бы, но ему удалось разбудить Морти. Пока они пытаются разбудить Бет, Ночная Саммер поносит Ночного Рика, но они пробуждаются от аддералового тумана, и Рик тут же начинает командовать и поносить Саммер (тут буквально показали, насколько зеркальна их динамика). Джерри и Морти удаётся разбудить Бет, та рушит клумбу Джина, который почему-то поливает цветы ночью прямо рядом с горящей машиной (то есть он не тушит тачку, а поливает цветы?). Пришло время воссоединиться, и Джерри уговаривает Саммер перепрыгнуть к ним в машину, потому что они семья — в ранних сезонах та бы усмехнулась над этим, но теперь умиляется.
Кстати, сцена с Фабрикой Бензина не просто так напоминает ранних «Симпсонов» — это пародия на сцену из 22 серии 4 сезона.
Правда, милота Джерри — палка о двух концах, потому что в машине с семьёй Саммер напарывается на снотворный дротик. Ночная Саммер устраивает автокатастрофу, которая приводит к самой запутанной, густой и смешной драке в истории сериалов. Там всё настолько сложно, что мы решили выписать отдельную хронологию:
Стартовые бойцы: Ночные Джерри, Бет и Морти, Дневные Рик и Саммер
— Ночной Джерри поскальзывается, падает и пробуждается
— Ночной Морти душит Дневного Рика, чтобы усыпить
— Дневная Саммер будит Ночную Бет пощёчиной
— Дневная Бет падает на Дневного Джерри, усыпляя его
— Дневная Бет бьёт Ночного Джерри, чтобы разбудить
— Дневной Рик пытается укусить Ночного Морти (безуспешно)
— Ночной Морти кидает камень в голову Дневной Саммер
— Дневная Бет и Ночная Саммер дают друг другу пощёчины, меняясь местами
— Дневной Джерри бежит спасать Дневного Рика от Ночного Морти
— Ночной Морти толкает Дневного Джерри, тот падает и засыпает
— Дневная Саммер прыгает на Ночную Бет, будит её, бьётся головой о землю и засыпает
— Дневная Бет перекатывает Ночную Саммер, бьёт её головой о землю и будит
— Дневной Рик бьёт головой Ночного Морти, будя его и усыпляя себя
— Дневной Морти делает обратное (но то же самое)
— Ночной Джерри бьёт Дневных Бет и Саммер головами, усыпляя их (?)
— Ночной Джерри наступает на шприц со снотворным, пробуждается от боли, а потом засыпает от снотворного
— Дневной Рик трясёт Морти, метая его из Ночного состояния в Дневное
Самое странное в этой битве: решение Ночного Джерри усыпить Дневных Бет и Саммер. Он ведь на их стороне! Кажется, что он просто устал от конфликта и искал способы его остановить, а для этого нужно было снова устроить переговоры между лидерами. Не просто так, когда Рик оказался в заложниках у Ночных Смитов, именно Ночной Джерри спасает положение. Точнее, пытается дать Рику шанс на спасение. Всё, что ему нужно сделать — согласиться ополаскивать посуду (другими словами — пойти на уступки рабов). Но принципы для него всё ещё важнее, поэтому тот отказывается — он готов проиграть (возможно, полностью), лишь бы не жертвовать ими.
В титрах нам показали семейную жизнь ночных Смитов, которые внезапно… стали обычной нормальной семьёй? Без дневных личностей из их жизни ушли приключения и другие выходки Рика и Морти, оставив кучу времени, чтобы просто наслаждаться жизнью. Получается, подсознательно Смиты хотят и могут быть классической семьёй без всякой сай-файной чертовщины. Только вот мы (и создатели сериала) не можем им этого позволить, не так ли?
Дальше нас ждало то, чего не хватало фильму «Мы» — концовка всей заварушки. Ночные Смиты встретились с тем, с чем им не приходилось сталкиваться. Грубо говоря, они никогда не задумывались, откуда берётся еда, остатки которой потом нужно смывать с тарелок. Ответом стала шутка с револьвером, когда сначала кажется, что Рик предложил ночным Смитам совершить [роскомнадзор], а потом оказывается, что он просто хотел застрелить Сомнамбулятор. Смешная, да? Только вот это не шутка, потому что уничтожение Сомнамбулятора — это буквально смерть ночных личностей. Так что мы с вами лицезрели массовый [роскомнадзор] ночных Смитов. Сладких снов.
P.S. Choco Taco, которые упоминает Рик в самом конце — это мороженое в виде тако, когда-то популярное в Америке. Недавно на него упал спрос, и производитель Klondike решил снять его с продажи летом 2022 года. В ответ поднялась буря в соцсетях — народ протестовал против этого решения. Для понимания масштабов: если вы наберёте Choco Taco в гугле, там будет бегущая строка с датами рождения и смерти. Только вот бунт не помог, и Klondike вроде как не собирается возвращать вкусняшку на прилавки. Может, «Рик и Морти» спасут?