28 августа в кинотеатры возвращается культовое аниме «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) 1995 года, которое задало стандарты киберпанка и повлияло не только на японскую анимацию, но и на западное кино. Отсылки к нему можно встретить и в «Матрице» Вачовски, и в «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. История рассказывает о майоре Мотоко Кусанаги, киборг-оперативнице элитного подразделения, которая охотится на таинственного хакера по прозвищу «Кукловод». А если вы уже пересматривали классику десятки раз, но чего-то технологичного и замудрённого всё равно хочется, то вот подборка достойных вариантов!
«Эрго Прокси», 2006
Начало напоминает стандартную антиутопию: нам показывают город-купол Рондо, правительство которого тщательно оберегает граждан от информации о внешнем мире. Но живут в нём не только люди, а ещё и авторейвы — андроиды, во всём помогающие человеку: они работают нянями, ассистентами, советниками, а иногда становятся полноценными друзьями.
Риэл Мэйер — строгая и рациональная следовательница, внучка регента. Ей поручают разобраться с чередой убийств, произошедших под влиянием странного вируса, благодаря которому машины обретают чувства. Сначала девушка уверена, что быстро разберётся в происходящем, но чем глубже погружается в дело, тем больше осознаёт, что мир вокруг не так однозначен.
Это мрачная и несколько готическая история, в которой пугающие технологии переплетаются с божественными силами.

«Метрополис», 2001
Визуально роскошное аниме: архитектура, сочетающая в себе стимпанк и ретрофутуризм, много неона, плавная анимация. А снято оно по манге Осаму Тедзуки, которая, в свою очередь, частично вдохновлена одноимённым фильмом Фрица Ланга 1927 года. Режиссёр Ринтаро перенёс классический сюжет о будущем в мир неоновых небоскрёбов и революционных технологий.
В огромном футуристическом мегаполисе роботы и люди вроде бы мирно сосуществуют, но неравенство стремительно нарастает. Город в «Метрополисе» построен как структурный вертикальный механизм: богатые и могущественные обитают наверху, на этажах, залитых светом и роскошью, а бедняки и роботы внизу — в мрачных кварталах среди машинного гула. Когда влиятельный магнат решает создать совершенного андроида, девушку по имени Тима, — это запускает цепочку событий, которые способны разрушить весь город.
Музыку для фильма написал Тошиюки Хонда, а кульминационная сцена под I Can’t Stop Loving You Рэя Чарльза стала одной из самых пронзительных в истории анимации. Контраст между нежной мелодией и тотальным разрушением делает момент невероятно сильным.



«Аниматрица», 2003
Что-то вроде «Любовь. Смерть. Роботы», но лет на 20 постарше. Сборник короткометражных новелл, связанных единой темой — вселенной «Матрицы». Сценаристами выступили братья Вачовски, авторы оригинального тайтла с Киану Ривзом в главной роли. Название, как не сложно догадаться, — слияние слов «аниме» и «матрица».
Каждая работа выполнена отдельным автором и поэтому отличается стилистически. Так, Синъитиро Ватанабэ («Ковбой Бибоп», «Самурай Чамплу») снял «Историю одного ребёнка» и «Детективную историю» — динамичные экшеновые зарисовки с атмосферой киберпанка и нуарного детектива; Махиро Маэда («Граф Монте-Кристо») создал философское «Второе возрождение», эпическую хронику восстания машин; а Питер Чунг («Эон Флакс») в «Посвящённом» показал взаимодействие человека и машины через экспериментальную симуляцию.
В проекте объясняются ключевые события вселенной: например, как машины поработили людей и почему появился сам мир «Матрицы».

«Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022»
Режиссёр Синъитиро Ватанабэ ещё подростком влюбился в «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и через всю жизнь пронёс мечту однажды экранизировать эту историю в анимационном формате. Вот и результат! Кстати, это аниме — приквел к фильму с Райаном Гослингом: в нём рассказывается о событиях, предшествующих «Бегущему по лезвию 2049».
В центре истории — группа репликантов — искусственно созданных людей, ставших изгоями после запрета их вида. Чтобы выжить, они скрываются и пытаются сопротивляться системе, которая их преследует. Именно их отчаянные действия приводят к масштабному сбою, в результате которого человечество теряет огромные массивы данных. Именно с этого начинается новая глава в истории «Бегущего по лезвию».
Хоть это и короткий метр, но событиями очень насыщен: здесь впервые показали, как репликанты начинают борьбу за своё свободное будущее.
«Киберпанк: Бегущие по краю»
Гремучая смесь аниме-экшена и мира игры Cyberpunk 2077. История подростка Дэвида, который теряет мать и решает вживить себе экспериментальный военный киберимплант, чтобы выжить в опасном Найт-Сити. Этот модуль усиливает его силу, скорость и реакцию, давая шанс справиться с улицами, где закон и порядок давно не имеют никакого значения. Но вместе с преимуществами приходят и риски: перегрузка организма и зависимость от технологии. Мальчик постепенно превращается в «бегущего по краю» — наёмника вне закона, который существует на грани. С одной стороны, в нём ещё живут эмоции, мораль и человечность, с другой — имплант постепенно превращает его в машину, размывая здравый смысл и волю.
«Бегущие по краю» стали настолько популярны, что после выхода сериала игра Cyberpunk 2077 получила второй шанс — её продажи резко выросли, а в Найт-Сити начали появляться фанатские моды с героями аниме.
