Меха-Стрейзанд, ринопластика и увлекательная фонетика с обезьянкой — это, конечно, забавно и помогает отдохнуть после долгого дня в офисе или просто развлечься. Но в этот раз мы решили изучить серьёзную сторону «Южного парка» и рассказать, как мультсериал показывает типичные социальные проблемы американского общества.
Мы посчитали эпизоды с акцентами на социальные проблемы (всего их получилось 97) и классифицировали их. Получилось, что чаще всего «Южный парк» обращается к проблеме терпимости (19 серий), на втором месте — здоровье (15 эпизодов), а замыкает тройку лидеров неравенство (14 серий). Проблемы миграции, терроризма, секспросвета и инвалидности рассматриваются в разы меньше (по 9 эпизодов на первые три проблемы и 8 на четвёртую, соответственно). Совсем редко мультсериал размышляет на темы стран третьего мира (6 серий), преступности (5 эпизодов), войны и экологии (4 и 3 серии, соответственно). При этом в некоторых случаях в одной серии рассматривается несколько проблем.
Вечеринка ветряной оспы
Альтернативная медицина — боль многих стран. Чаще всего мы слышим о китайских комплементарных методах, но в США такая проблема тоже есть. Вся фишка нетрадиционной медицины — отсутствие доказательной базы. Например, кому-то стало плохо и этот кто-то решил пойти не в поликлинику, а обратиться к нетрадиционному «врачу». Тот сказал, что всё дело в плохой ауре и прописал больному магниты. Внезапно, больному и правда стало лучше — метод сработал. Не менее внезапно, больному не стало лучше или хуже — метод всё ещё «работает», просто пациент не поддаётся влиянию магнитов или на его ауру воздействует кто-то извне. Пусть купит ещё жёлтые таблетки. А в дополнение к ним ещё вот этот вручную собранный песок, найденный на листьях киноа. И ещё что-нибудь. Ну вы поняли! Примерно такую систему, играющую не недоказательности и маркетинге (вручную собранные волосы чероки или травы, найденные коренными американцами ведь явно «лучше» промышленно произведённых лекарств) обыгрывают в серии «Тампоны из волос чероки» (Cherokee Hair Tampons; 4 сезон, 7 серия).
Проблема в том, что методы нетрадиционной медицины обычно не работают. В США в течение 10 лет изучали эффективность методов альтернативной медицины. Национальный центр нетрадиционной медицины (NCCAM) провёл множество исследований, подтвердивших несостоятельность лечения с помощью методов типа энергетических полей, мозговых волн, магнитов и т.д. Эффективность была подтверждена лишь для некоторых: капсулы с имбирём снимают тошноту, вызванную химиотерапией, а йога, массаж и медитация помогают снять усталость, напряжение и беспокойство.
Так что, если пациент переутомился, возможно, ему и поможет медитация. Но в случае болезни почек, как у Кайла, поводить руками над ребёнком и сказать, что его аура стала чище — явно плохая идея.
Другая боль — «детские» болезни. Наверняка, вы слышали о противниках прививок, утверждающих, что естественное течение болезни «более полезное». На первый взгляд, с такой позицией можно смириться, если бы не одна крайне сомнительная практика, пример которой мы видим в 10 серии 2 сезона «Ветрянка» (Chikenpox). В эпизоде описывается так называемая «вечеринка ветряной оспы». Суть такова: ветряной оспой обычно «лучше» переболеть в детстве, потому что во взрослом возрасте болезнь протекает тяжелее, поэтому некоторые родители сочли очень разумным нарочно заразить детей ветрянкой, ведь «чем раньше — тем лучше».
Такие «вечеринки» были популярны до начала массовой вакцинации против ветряной оспы, теперь же они возродились вместе с движением «антипрививочников», хотя сама серия фокусируется не столько на вакцинах, сколько на самой абсурдности факта, что родители хотят заразить своих детей опасной болезнью, которая хоть и лечится, но в некоторых случаях может спровоцировать тяжёлую пневмонию с летальным исходом или бактериальные инфекции вроде воспаления мозга и сепсиса. При этом то, что ребёнок ветрянкой заболеет, не гарантирует, что осложнений не возникнет. По сути, это игра в рулетку: кто-то переболеет, а кто-то умрёт. Абсурдно, как если бы эту историю перенести на родителей, которых мальчики в отместку заразили герпесом, который, кстати, останется с ними на всю жизнь.
«Поднимая планку» (Raising the bar) — 9 серия 16 сезона рассказывает ещё об одной проблеме американского общества в области здоровья. Главная причина национального ожирения (а в США это проблема именно такого уровня) — полуфабрикаты и несбалансированное питание с большим количеством простых углеводов, жиров и сахаров. При этом вопрос, почему люди выбирают такую еду не менее важен, ведь понятно, что далеко не все хотят так питаться (хотя вот Картман хочет, но тем не менее), некоторых вынуждают обстоятельства: малая доступность свежих продуктов или повышение цен на здоровую еду из-за моды на таковую. По другому мнению, главные пособники ожирения — малоподвижный образ жизни, а также широкая доступность сладкой пищи, и подвергшихся технологической обработке продуктов.
В США был рассчитан предположительный прирост связанных с ожирением затрат на здравоохранение: было показано, что их размеры каждые 10 лет будут увеличиваться более чем вдвое, достигнув к 2030 году 16–18% общих затрат на здравоохранение в штатах, о чём нам и говорит Кайл, пытающийся донести мысль, что ожирение — это эпидемия, но не та болезнь, с которой человек не способен справится самостоятельно (разумеется, исключая случаи, когда ожирения — симптом гормональных сбоев и подобных заболеваний). Кайл борется с ожирением, возникающим в случае обжорства. Более того, Брофловски, голосом которого в эпизоде говорят создатели мультсериала, спрашивает: как так получилось, что ожирение стало популярным? Когда «планка опустилась так низко»?
Конечно, концепция бодипозитива знакома мультипликаторам, но они пытаются разграничить здоровый бодипозитив от того, который приводит к проблемам с сердцем, как у малышки Бу-Бу. К сожалению, пока, по мнению авторов «Южного парка», в тренде как раз бодипозитив нездоровый. Так почему нам это нравится?
Помяни-ка, Трамп, вспоминашки
«Южный парк» довольно часто прохаживается по политике и политикам. Естественно, такое значимое событие, как предвыборная кампания 2015-2016 гг., не ушло от внимания создателей мультсериала. Тем более, что как минимум один из кандидатов вёл себя в этот период довольно вызывающе. Дональд Трамп, политика и поведение которого стали объектом насмешек в «Южном парке», поднимал вопрос о «свидетельстве о рождении» Барака Обамы, ставя под сомнение его легитимность. В итоге Белому дому пришлось опубликовать расширенную версию этого документа из больницы на Гавайях. И только в ходе своей предвыборной кампании Трамп объявил этот вопрос закрытым.
После этого Трамп резко высказывался об иммигрантах из Мексики, обвиняя их в «привнесении в американское общество наркотиков и преступности», делая при этом оговорку, то некоторые из них, возможно, хорошие люди. Такие же нелестные высказывания были и в сторону религий, например, «Я думаю, ислам ненавидит нас».
Тем не менее, провокационные высказывания не помешали Трампу войти в Овальный кабинет. Часть белых «хотела вернуть свою страну» и проголосовала за политика именно ради этого (в «Южном парке» такое сознание, обращённое в прошлое, олицетворяют ягоды-вспоминашки).
Успех Трампа обусловлен отчасти ещё и тем, что миллиардер в ходе выборов сознательно растабуировал выражения нетерпимости, что естественным образом в 2016 году увеличило количество преступлений по мотивам ненависти (hate crimes) аж на 20%.
Такое показное поведение политиков, способствующее разжиганию ненависти, и подкрепляет нетерпимость, как показано на примере мистера Гаррисона (очевидная аллюзия на Трампа) в серии «Ягоды-вспоминашки» (Member Berries; 20 сезон, 1 серия), где он обещает решить вопрос с каждым нелегальным иммигрантом, наркоторговцем и т.д. по отдельности. По подсчётам телеведущих Южного парка, Гаррисону лично предстоит «разобраться» с 7,6 млн человек. Эпизод, разбирая причины такого провокационного поведения, приходит к выводу, что за обещаниями «разобраться» стоит лишь полное непонимание того, что же делать, когда цель стать президентом будет достигнута.
Вместе с этим, «Южный парк» подвергает сомнению уместность понятия преступлений на почве ненависти в целом. В серии «Тупое преступление Картмана 2000» (Cartman's Silly Hate Crime 2000; 4 сезон, 1 серия) до зрителя пытаются донести лицемерность классификации преступлений на почве ненависти: «За последние несколько лет в нашей стране разрабатывались новые законы относительно преступлений на почве ненависти. Если кто-то кого-то убивает, то это преступление, но если убивают человека с другим цветом кожи, то почему-то это преступление на почве ненависти. Мы считаем, что это чудовищное лицемерие, потому что все преступления равны. Если мужчина избивает другого мужчину за то, что тот спал с его женой, разве причиной послужила не ненависть? Если человек покушается на государственное здание, разве это не ненависть к правительству? Цвет кожи не должен влиять на приговор. Хватит разделять людей на подгруппы. Этот закон их лишь подчёркивает. Разве мы не одинаковые? Разве мы не равны? Мы должны нести одинаковое наказание за равные преступления».
Мультсериал не ограничивается политикой в вопросах терпимости. Например, в 1 серии 11 сезона «Извинения перед Джесси Джексоном» (With Apologies to Jesse Jackson) показываются конкретные примеры проявления нетерпимости, которые уже как бы зашиты в массовое сознание (как, например, со словом «ниггер») и механизмы работы так называемой «культуры отмены», которая действует на поверхностном уровне слов, но не разбирается в причинах их произнесения.
В итоге авторы «Южного парка» предлагают подумать над одной простой вещью. Мы не можем до конца понять чувства других людей: белый никогда не поймёт, что чувствует афроамериканец, когда его называют «ниггером»; человек с нормальным ростом не может примерить на себя чувства человека с карликовостью, над которым смеются; а потребитель массовой культуры не может встать на место «закэнселенного».
«Они убили Кенни!»
При проблеме неравенства первым делом приходит в голову имущественное или классовое. В «Южном парке» семья Кенни представляет именно это неравенство.
Есть несколько подходов к тому, как вообще возникает и сохраняется бедность. Первый основан на понятии культуры бедности: среде бедняков свойственен особый ценностный код, в основе которого лежат смирение, фатализм, неумение устроить своё будущее и жизнь. Эта культура передаётся от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности. Ещё одно объяснение связано с понятием культуры зависимости, источником которой выступает государство с его программами социального обеспечения.
Третий подход — структурный. При нём бедность — это обязательный элемент капиталистического общества. В ней присутствует даже экономическая польза, так как бедный слой населения оказывается не только язвой для общества, но и источником дешёвой рабочей силы. Носителем именного этого подхода выступает отец Кайла в уже рассмотренной ранее серии «Ветрянка» (Chikenpox; 2 сезон, 10 серия).
Что он говорит: «Видишь ли, Кайл, люди живут в обществе, и, чтобы общество процветало, нам нужны боги и быдло. Понимаешь ли, я провёл много времени, обучаясь на адвоката. Я попал туда, потому что мой интеллект выше, чем у других. Но мне всё равно нужны те, кто будет качать для меня газ, жарить картошку фри, чинить стиральную машину, если она сломается. Семья Кенни довольна тем, как она живёт. Мы вместе функционируем на благо Америки».
В конце создатели мультсериала решают поспорить с таким подходом и доводят его до предела: если бедный слой — это дешёвая рабочая сила и язва для общества, почему бы от них просто не избавиться, оставив только процветающую элиту? Такое утрирование абсурдно, потому что тогда некому будет «обслуживать» оставшийся высший класс. Но и говорить, что бедность необходима — так же абсурдно, потому что тогда мы закрываем глаза на низкий уровень жизни бедного слоя.
Вообще, сущность социального неравенства — в неодинаковом доступе различных групп населения к социальным благам, здравоохранению, образованию, т.е. в различных возможностях граждан, что, кстати, прямо противоречит американскому мифу о равных возможностях.
Более общую картину видим в «Городской части города» (The City Part of Town; 19 сезон, 3 серия): жители обеспокоены тем, что Южный парк считается «городом главных придурков Америки», которым «плевать на других людей», поэтому они пытаются прибавить городу очков за счёт открытия популярного магазина, специализирующегося на продаже органических продуктов питания, «Хол Фудс» (Whole Foods Market). Но пока магазин слишком «крутой» для Южного парка, поэтому город нужно облагородить новым престижным районом Содосопа (SoDoSoPa), который будет «органично» вписан в бедный район.
Ирония даже не в том, что такая химера выглядит нелепо, а в том, что Содосопа, построенная под эгидой социальной ответственности и попыток горожан показать, что им «не плевать на других людей» показывает ровно обратное, ведь жители бедного района не могут позволить себе покупки в престижных магазинах «городской части города», жителями которой они вдруг оказались. Семье Кенни мороженое за 10 долларов не по карману, как и еда из дорогого ресторана, в котором даже официанты — хипстеры.
Другой болезненный аспект неравенства в США — сегрегация. Закон о гражданских правах, запретивший расовую дискриминацию, был принят лишь в 1964 году. С того момента положение американцев с тёмным цветом кожи значительно улучшилось, но сегрегация встречается в Америке до сих пор. Белые и чернокожие имеют, как правило, разный уровень достатка и проживают в разных районах. В каждом крупном городе существуют, так называемые «чёрные кварталы».
«Приходят соседи» (Here Comes the Neighborhood; 5 сезон, 12 серия) переворачивает вопрос сегрегации. Здесь принудительно отделяют уже не бедных, а богатых, в результате чего появляется зажиточный «чёрный квартал» в противовес стереотипу о бедных цветных гетто. Всё начинается с того, что проект Токена просто лучше оформлен технически, за что над ним начинает издеваться Картман. Попытки его семьи закупаться не в модных магазинах, а в обычном супермаркете тоже не удались. В итоге весь город ополчается против богатых и становится пародией на «Ку-клукс-клан», раздражённый «угнетением» белых.
В этом тексте мы попытались проанализировать, как «Южный парк» показывает социальные проблемы американского общества, но разобрали только три самые часто встречающиеся в мультсериале группы. Конечно, это не умаляет значимости других вопросов, но показывает фокус внимания создателей «Южного парка».
Более того, социальные проблемы США характерны для любого постиндустриального государства, так что авторы мультсериала проделали колоссальную работу по выявлению сбоев и вызовов социальной политики, которые практически не меняются ни с новыми президентами, ни даже если мы будем рассматривать другие страны.
За «Южным парком»в эфире 2х2 следите на нашем сайте!