Хаотичная реальность и гендерные вопросы. О чём новый эпизод «Эйфории»

Артём Миндрин

23 января вышел специальный эпизод сериала «Эйфория», посвященный Джулс — трансгендерной девушке, которую играет модель Хантер Шефер. Это второй из запланированных спешлов — первый, повествующий о главной героине Ру, вышел 6 декабря (на русском его можно было увидеть уже 4-го).

Как и в прошлый раз, весь новый эпизод представляет собой диалог между героем и вспомогательным персонажем. Если совсем коротко: это сеанс психотерапии с вьетнамскими флешбеками первого сезона и детальным погружением в проблемы, которые наверняка прошли мимо зрителя. Эпизод получился сложный — не для всех.

Без спойлеров не обойтись, поэтому не читайте после слова «читайте».

Действие эпизода «К черту всех, кто не рыба-капля» происходит также на рождественских каникулах, что хронологически случилось после отъезда Джулс и срыва Ру. Героиня эпизода оказывается на терапии по настоянию отца. Если сравнивать с первым спецэпизодом, то структурно они очень похожи, вот только на деле всё же отличаются. В декабре мы видели диалог практически равных персонажей, отличающихся только координатами в своём сложном пути покорения зависимости. Здесь же терапевт тактично направляет мысли Джулс, выполняя роль реста в снукере, чтобы удар в лузу был максимально точным.

Наверно, нет ничего нового в формате, где ты 45 минут наблюдаешь за сеансом психотерапии, вся соль в контексте: вопросы гендерной идентичности, размытая граница фантазии с реальностью и сложность самой Джулс.

Джулз. Фото: IMDB

Не сильно ошибусь, если выскажусь, что мы только на старте серьёзных разговоров о трансгендерности. Даже сейчас я на всякий случай подглядываю в брошюру, чтобы случайно не воспользоваться каким-то некорректным термином. Но основная сложность, конечно, не в языке, а в сути проблемы. Джулс пару раз произносит мысль, что хочет отказаться от приёма гормонов, поясняя потом, что пока не определилась, от всех ли. Просто представьте, что переносит человек по время перехода. Получилось? А теперь подумайте, что в какой-то момент убеждения о гендерной идентичности во второй раз рассыпаются под ногами, отправляя тебя в очередной затяжной прыжок. В этом эпизоде много говорят о критическом отношении к себе, что делает многие тезисы универсальными, однако в этом случае мне кажется, что лучше не отрывать их от контекста. Новые сомнения частично объясняются пережитым насилием и разбитыми фантазиями, что, опять же, серию проще не делает.

Во время просмотра первого сезона сюжетная линия с Нейтом (это тот красавчик, которого окрестили чуть ли не худшим персонажем всех сериалов эвер) не кажется настолько травмирующей. Там всё было очевидно в моменте, но совсем отсутствовала мотивационная часть к началу этих отношений. Проще говоря, этот спешл объясняет, что для Джулс значили переписки и виртуальный секс, который она обозначает лучшим в жизни. Такой эскапизм в вакуум от разочарования и других негативных факторов в целом понятен, как и последующее падение нафантазированной стены с чудовищным грохотом. Каждый сам при желании сделает выводы за и против, но лично я в этом моменте стал ещё сильнее сопереживать Ру, которой предстоит ещё столкнуться в полной мере с иррациональным миром Джулс.

Джулз и Нейт в первом сезоне «Эйфории». Фото: IMDB

Фантазии героини Хантер Шефер классно дополняют визуал в лучших традициях сериала. Второй спецэпизод был похож на сериал немного больше, чем первый. Забавно, что внутренний мир героинь нам подсветили с помощью окружения. Как вы можете помнить, первый эпизод был довольно тусклым и тоскливым, здесь же больше белого света и каких-то ярких пятен. Так и тьма внутри девушек — стабильная ночь внутри Ру и более хаотичная реальность Джулс. Это выглядит гармонично и в целом повторяется несколько раз. Закольцовывается в самом конце и лживая сцена из первого эпизода, которая оказалась предсказуемо нереальной. А ещё пропорционально отображается основной конфликт в отношениях девушек: зависимость матери Джулс влияет на её восприятие зависимости Ру, чья зависимость, судя по всему, зависит от восприятия Джулс. Слишком часто повторяется слово «зависимость»? Полагаю, во втором сезоне его будет ещё больше.

Вернёмся к сложности главной героини. Когда ты живешь в неопределенном гендерном осознании между фантазиями и жестоким реальным миром… Нет, ладно, вряд ли ты так живёшь. Каждый зритель может проецировать переживания главного героя на себя — при просмотре БоДжека ты часто ловишь себя на мысли, что у вас много общего, ты сопереживаешь Чарли в «Хорошо быть тихоней», ты такой же бестолковый, как Гомер на Спрингфилдской АЭС. А в случае «Эйфории» примерять на себя каждый слой Джулс просто нечестно — далеко не каждый эмпат поймет, сколько кругов ада и боли проходит персонаж. Миссия эпизода во многом и заключается в том, чтобы рассказать нам о трудностях, с которыми она сталкивается, но после просмотра честно могу сказать — не понимаю. Эта неспособность осознавать её чувства оставляет неприятное послевкусие и показывает, какова ценность слов о том, что только Ру видит Джулс настоящей.

Джулз и Ру в первом сезоне «Эйфории». Фото: IMDB

Хорошо ли для сериала так сужать аудиторию сложностью восприятия? Я до конца этого не решил, мне надо с кем-то посидеть в баре с приглушённым светом, чтобы спустя три часа в голове сложились хотя бы две детали этой белой мозаики. С одной стороны, нам методично два часа рассказывали о мотивах Ру и Джулс, объясняя значение мелких деталей первого сезона, а с другой — они задрали планку перед продолжением сериала, что может часть аудитории просто отпугнуть. О темах, которые проговаривает «Эйфория», действительно надо говорить открыто, но, может быть, более попсово? Кроме того, сильный дисбаланс в отношении девушек обесценивает проблемы других персонажей, которым никаких специальных эпизодов посвящено не было. Хотя, если бы они появились, то было бы ещё хуже — раскрывать сложность прошедшего сезона — почти как объяснять тонкую шутку. Её гораздо интереснее понять самому, чем осознать, что эта шутка просто не для тебя.

С учётом нашей прогрессивности, которая выглядит как Рик из Big Mouth, реальная русскоязычная аудитория серии составит пару сотен человек. Это темы, на которые нам только предстоит научиться разговаривать, поэтому совершенно справедливо образ Джулс выглядит как капустный кочан, состоящий из огромного количества слоёв обороны. Да, спешл раскрывает много, но недостаточно, чтобы понять её полностью.

Лучше я сдохну ноунеймом, чем буду работать над собой, учиться, ставить перед собой реалистичные цели и двигаться по карьерной лестнице

Понятно