Если вы любите здороваться с пёсиками, спрашивать у людей про их сексуальную жизнь, а иногда вас разрывает на части Лиза, то скорее всего вы — тот самый человек, который посмотрел фильм «Комната» (The Room) уже десять раз. Роль Марка в нём сыграл Грег Сестеро, в этом году привёзший на Amfest свой дебютный хоррор «Долина чудес» (Miracle Valley). Нам удалось пообщаться с Грегом о сектах, плохом кино и сценарии к сиквелу «Одного дома». И всё, что мы можем сказать: What an Interview, Mark.
— Вас постоянно спрашивают о «Комнате». Но никто не спрашивает, какая комната у вас любимая. Ванная? Спальня?
— Я бы сказал гостиная — там можно делать что угодно. Поспать на диване, посмотреть телевизор, поужинать, созвониться с кем-то. Нам не нужна спальня, ведь всё может проходить в гостиной. И знаете что? Лучшие моменты в «Комнате» были именно там. А в спальне ужасные сцены секса. Гостиная — вот где происходит всё крутое.
— Когда вам было 12 лет, вы написали сценарий для сиквела «Один дома», где должны были играть одну из главных ролей. И вот спустя 30 лет, Маколей Калкин возрождает карьеру, вы тоже всё ещё в игре. Сможете прямо сейчас запитчить нам идею для нового «Один дома»?
— Вот в чём была моя изначальная идея: я съездил в Walt Disney World в Орландо — это было потрясающе. Я хотел там жить. Мне нравились приключения, аттракционы, само место, водные парки. И мне было так грустно уезжать и возвращаться в школу. Когда я приехал домой, всё, о чём я думал — как бы снова оказаться в Disney World. И я решил объединить две вещи, которые любил больше всего.
Герой Маколея Калкина приезжает в Disney World, теряется там, а я — его друг постарше, с которым он случайно пересекается в парке. Плохие ребята — это уборщики в парке. Они замечают героя Маколея Калкина и начинают преследовать его: на аттракционе «Индианы Джонса», «Поющей горе». И весь парк становится местом для погони. Заканчивается всё тем, что я включаю огромную волну, которая смывает плохих парней.
Я написал тогда, 30 лет назад, письмо 20th Century Fox и Джону Хьюзу [сценарист «Один дома» — ред.] с запросом: объедините франшизы Disney и «Один дома» и занимайтесь кросс-маркетингом! Теперь фильм принадлежит Disney, так что мы абсолютно точно можем сделать его. Встретиться вместе, поехать в Disney World с нашими детьми. И там может возникнуть борьба родителей и детей. Это было бы очень круто. «Один дома: Потерянный в Disney World» — отличный сеттинг. Я встречался с Маколеем Калкиным в 2018 году на его подкасте, и мы даже обсуждали это.
— У вас скоро начнётся работа над фильмом с Томми Вайсо про инопланетян, для которого вы написали сценарий. А сами в НЛО верите?
— Я собираюсь работать над этим фильмом в следующем году. Томми может быть там инопланетянином — я ещё не уверен. Это будет ностальгический взгляд на фильмы о НЛО 80-х и 90-х. В последний год я изучал этот вопрос: ходил в ночные туры по местам появления НЛО, слушал кучу разных баек, читал истории похищений. Мне кажется, этот фильм будет раскрывать идею того, почему мы верим во всё это. Ну а у меня бывают дни, когда я верю и когда — нет.
— Теперь давайте про новый фильм! Какой была главная цель при создании «Долины чудес»? Почему вы решили её снять?
— Я сделал две части «Т(о)варищей на века» с Томми и подумал, что дальше хочу ворваться в ужасы. Хоррор — это отличный опыт взаимодействия с толпой. Из-за «Комнаты» и «Горе-творца» я всегда хочу убедиться в том, что аудитория отлично проведёт время именно в группе. Я изучил хорроры 70-х: «Гонки с дьяволом», «У холмов есть глаза», «Хэллоуин». Отличные саундтреки, потрясные злодеи, но главное — это сам опыт просмотра. Не у всех упомянутых фильмов хороший сюжет, арки героев бывают не продуманы, но ты просто отдаёшься этому ощущению совместного похода. Вы смеётесь, подпрыгиваете от страха и уходите с определённым чувством.
Мне всегда было интересно, как работают культы. Я много читал и смотрел, как работают проповедники и секты. Я отправился в аризонскую пустыню и именно там написал сценарий. Я жил в абсолютной глуши на ранчо. И я просто втянулся в эту среду и точно решил — это место, где мы будем делать фильм. Я вспомнил предыдущие уроки и попытался дать фильму милую странность и даже немного кэмпа.
— Я очень удивилась, когда увидела вас в «Призраках усадьбы Блай» Майка Флэнагана. У Майка есть свой взгляд на хорроры — они медленные и спокойные. Есть ли моменты, которые вы переняли у Флэнагана?
— Я встретил Майка и его жену Кейт Сигел на конвенте. Она подошла ко мне и сказала: «Майк читал твою книгу “Горе-творец” и хочет сделать экранизацию» [к тому моменту Грег уже договорился с Джеймсом Франко]. И она добавила, что Майк хочет, чтобы я появился в камео в «Призраках усадьбы Блай». Я поверить в это не мог. «Комната» — это фильм, после которого тебе никогда не должны давать роль.
Мы потом встретились с Майком и обсуждали хорроры. Он рассказал о проблемах, которые возникали при создании фильма «Окулус». Майк посоветовал, как вообще делать фильм. Он ведь писал свои, сидя дома. Для меня было очень вдохновляюще работать с ним. И буквально через месяц я начал работать над «Долиной чудес».
— Почему вы решили сделать «Долину чудес» именно в формате старых хорроров?
— Мне кажется, сейчас так много ремейков и перезапусков. И всё выглядит очень отполированно. Я часто включаю что-то на стримингах и ловлю себя на мысли о том, что мне хочется просто пересмотреть «Парк Юрского периода» или «Близкие контакты третьей степени». Поэтому я хотел сделать что-то оригинальное. Часто это очень рискованно — люди уже знают и привыкли к «Крику» или «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Больший вызов — сделать что-то совершенно новое, чтобы люди захотели это посмотреть. Поэтому я хотел вернуться к истокам фильмов, которые мне нравились, и визуально и чувственно передать то, что сейчас не так просто найти.
— А можете рассказать, в каком состоянии лучше всего идти на «Долину чудес»?
— Для меня идеальный сеттинг: ты ничего не знаешь о сюжете, просто приходишь в 20:30 с друзьями в кино с бутылкой пива или вина. Вы садитесь, понятия не имеете, что будет дальше, и просто наслаждаетесь этим групповым опытом.
— Есть ли что-то, чего вы боитесь в реальной жизни, и вы бы хотели показать это в своих фильмах?
— Да, я люблю немного давить на собственные страхи. Особенно люблю психологические хорроры. Очень интересно изучать не просто страх, а то, почему он изначально появился. Мне часто снятся люди, которых я не видел годами. А сны при этом такие живые. Я бываю в местах, где до этого не был. Но когда просыпаюсь, я точно помню, как они выглядят и ощущаются. И откуда берётся эта уверенность?
Здесь интервью с Грегом прервалось резким звуком. Грег удивился, Лена Николаева подпрыгнула, а кошка Томочка, которая пыталась зайти в комнату в течение уже пятнадцати минут, частично добилась успеха.
— Да, вот так вот!
— Это моя кошка. Я испугалась: она в другой комнате и очень хочет сюда — так что громко скребётся. Знаете, я и сама своего рода героиня хоррора.
— Коты просто лучшие! Они такие независимые. Мои самые любимые животные. Если возвращаться к вещам, которые я хотел бы исследовать в своих фильмах: мне кажется, когда ты пишешь сценарий, ты хочешь думать о страхах и о том, что люди чувствуют — это то, что я хочу показать в новом фильме про похищение инопланетянами.
— Были ли какие-то реально существующие культы, которыми вы вдохновлялись при создании «Долины чудес»?
— Да, есть культ в Аризоне, который так и называется — «Долина чудес». Там был проповедник, уверенный, что может возвращать к жизни мёртвых. Этот культ был ответственен за торговлю кровью. Самые интересные для меня культы — это «Храм народов» Джима Джонса. То, как люди настолько сильно поверили в идею, что готовы были за неё умереть. Что они искали? Чего хотели?
У меня был старый друг, который верил в то, что мир ждёт конец света. Это было лет 12-13 назад. Его брат наткнулся на информацию о том, что нужно скорее переезжать в Эквадор: будет вспышка, и нужно бежать сейчас, так как будет недостаток еды. А в Эквадоре они смогут заранее решить проблему питания и слезть из-под контроля производителей. Когда я впервые услышал об этом, я подумал, что это безумие. Но чем дальше они шли по своему плану, я спрашивал себя: «Может, я безумен?» Я ставил под сомнение уже свои идеи и параллельно наблюдал за тем, как люди настолько уверены в своих взглядах, что предпринимают реальные шаги. И вот наступил 2020 год, и то, о чём они говорили, оказалось реальностью. И в этот момент я подумал: «О-оу».
Есть и оборотная сторона всего этого — когда ты не веришь в то, во что ты должен верить. Культы всегда поражали меня тем, что люди верят именно в то, что работает для них и их реальности.
— «Комната» всё ещё считается лучшим плохим фильмом. Она будто бы снова запустила попытки ввести кринж и абсурд в кино. Это стало чуть ли не искусством. Как думаете, есть ли возможность определить, фильм просто плохой или намеренно сделан плохим?
— Кажется, «Комната» — это что-то настолько уникальное. Она была сделана максимально искренне. И она шокировала: люди не понимали, было ли это сделано специально, зачем вообще такое сняли. Нельзя сделать фильм плохим специально. Когда ты снимаешь кино, ты действительно вкладываешь туда душу и сердце. И человек, который снимает фильм, хотел достучаться до аудитории. Так и получилось в «Комнате».
Причина, по которой она была настолько особенной, состоит в том, что она вышла из мозга одного человека, у которого были деньги и возможности сделать фильм так, как он хотел, без какого-либо фильтра. И вот, спустя 20 лет мы всё ещё не можем полностью понять это кино. Оно было сделано, чтобы люди посмотрели и поплакали. И сейчас происходит обратный эффект — зрители смеются не переставая, показывают «Комнату» друзьям. Это максимально плохой фильм, который вряд ли можно повторить. Его сделал кто-то без малейшего представления о том, как показывать человеческие эмоции в кино — и именно это и делает её такой уникальной.
Блиц
Под какую музыку вайбит Грег Сестеро? Metallica, Imagine Dragons, саундтреки к фильмам (Ханс Циммер, Джон Уильямс)
Какие мультики смотрит Грег Сестеро? «Валл-И», «Пиноккио», «Аладдин»
Любимый динозавр Грега Сестеро? Велоцираптор, потому что «он напоминает котов»