Gamedec: хороший детектив, устаревший киберпанк

Дима Веснин

Польская студия Anshar Games, которая помогала с ремастерами, программированием и портами на новые консоли таким играм, как Observer: Redux, Divinity: Original Sin II и Baldur’s Gate 3, выпустила свою собственную изометрическую ролевую игру. В Gamedec вы играете за детектива из XXII века, который расследует дела, путешествуя по онлайн-играм, и собирает информацию для того, чтобы распутать убийство и вычислить, кто на самом деле стоит за виртуальными аватарами. Дима Веснин разбирается в том, как изометрическая ролевая игра без боевой системы оказалась в заложниках у Disco Elysium.

Скриншот: Gamedec / Anshar Games

Как работает Gamedec

Gamedec — игровая адаптация серии книг польского фантаста Марчина Пшибылека, который мало того, что написал книги, ещё и работал с командой авторов игры, чтобы мир был правдоподобным и соответствовал тому, что написано в книгах. В этой истории вы отыгрываете детектива, который расследует происшествия в игровых мирах: собирает улики, допрашивает подозреваемых и потихоньку разбирается в том, как устроен мир вне игры. История Gamedec покрывает первые две книги, которые ещё не переведены на русский, но уже есть на английском.

В польском детективе игроки постоянно путешествует из одного виртуального мира в другой, не задерживаясь в них больше, чем на полчаса-час. Это играет Gamedec на пользу: история чувствуется более разнообразной, и она постоянно меняет тон. Это держит игроков в постоянных догадках о том, кто из персонажей говорит правду, а кто — переигрывает.

Что касается механики игры, то это классическая изометрическая ролевая игра без боевой системы. Все события происходят диалогами и решаются сделанными в них выборами. Пару раз вам нужно будет выстрелить из оружия, но это не для битвы, а, скорее, просто по сюжету. Чтобы выборы были разнообразнее, а прохождения чувствовались более уникальными, в игре есть система профессий, которые можно прокачивать. Так навык «карманника» даст вам возможность утащить какую-нибудь улику, а навык «знаменитости» откроет возможность выпендриваться тем, что вы знамениты. В некоторых диалогах это поможет вам продавить собеседника, а в других — вызовет много неловких пауз.

Скриншот: Gamedec / Anshar Games

Новый Disco Elysium?

В начале 2020 года польские авторы заявили о своей игре на Kickstarter, где обещали, что «каждый выбор будет важен» и каждое дело можно будет расследовать несколькими способами — технически это правда. Но эмоционально кажется, что игра, скорее, ведёт игрока по расследованию сама, периодически спрашивая мнение людей перед экраном о том, кто, по их мнению, виноват. Вне зависимости от этого выбора к концу главы игра так или иначе вернёт вас на правильный сюжетный путь и отправит по истории дальше. Это не однозначно плохо: как детективная игра, Gamedec умеет заинтриговать, хорошо держит в напряжении и вываливает кучу интересных персонажей, у многих из которых есть социально неодобряемые черты.

Единственное, что в этом смущает — это то, что игра не чувствуется ролевой. В ней практически нет отыгрыша, а диалоги решаются либо прокликиванием всех вариантов, либо ситуациями, когда от игроков ожидается, что они будут либо «продавливать» собеседников, либо, наоборот, утешать их и поддерживать, не перебивая, даже когда они явно врут. В этом смысле профессии в Gamedec — это не голоса, которые живут в голове персонажа, а возможность взломать компьютер там, где в диалоге красноречия не хватило.

Самое интересное в Gamedec, как она погружает игроков в виртуальные расследования, потому что игра предлагает игрокам попробовать себя в роли детектива. Виртуальные миры предлагают этому детективу слиться с окружением и не палить свою профессию. А другие персонажи игры, в свою очередь, тоже находятся в игре и тоже кого-то отыгрывают, и вам придётся распутать весь этот клубок, чтобы узнать, что на самом деле хочет рассказать вам игра.

Будущее образца 2004 года

А хочет она рассказать вам о том, что будущее — штука мрачная, и что людей эксплуатируют. Так, например, в одной из глав вы узнаете, что персонажи, которые работают на виртуальной ферме без перерыва, на самом деле делают это не по своей воле. В 2004-м, в год релиза World of Warcraft, эта идея могла казаться чем-то провокационным, но к 2021 году мы уже пережили тюремных надзирателей, которые заставляли людей в Китае играть в World of Warcraft, чтобы зарабатывать деньги — и не как разовый случай, а около ста тысяч человек. В сравнении с пессимистичным будущим, которое рисует игра для XXII века, по нашим расчётам, мы уже находимся в XXV веке.

Скриншот: Gamedec / Anshar Games

Это же касается и подхода к гендеру. На экране создания персонажа можно выбрать местоимения, но варианта всего два: «он/его» и «она/её», и нет варианта поставить, например, личное нейтральное местоимение «они», уже не говоря о всех кастомных и по-настоящему киберпанковских вариантах. На поверку киберпанк в описании Gamedec оказывается очередной декорацией, не несущей за собой актуальных высказываний о социальном неравенстве, корпорациях и будущем сосуществования людей и машин. Не завышайте ожидания, это просто детектив в нескольких сеттингах сразу. Но как детектив Gamedec работает отлично.

Gamedec вышла в Steam и Epic Games Store. Позже выйдет на Nintendo Switch.

Копия игры для рецензии предоставлена издателем.

куратор про игры и будущее, преподаватель, геймдизайнер, ценитель шаурмы и стримов судоку

Понятно